Программа адаптации первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения
методическая разработка по теме

Программа адаптации детей-сирот-первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ  "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_programma_adaptatsii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Индустриально-судостроительный лицей»

Структурное подразделение

«Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  

     

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ

первокурсников к образовательной среде

СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительного лицея»

как форма реализации профилактики девиантного поведения

                                                            Автор: Соболева Г.П.,

                                                                                  социальный педагог

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.

Степень социальной адаптации первокурсника определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности подростка, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, активность, состояние здоровья, социальное окружение и т. д.

Поэтому начальный этап обучения связан порой с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента.

Успешная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  нового набора к жизни и учебе в СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительном лицее» является залогом дальнейшего развития каждого воспитанника как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.

Ведь профессиональная деятельность каждого воспитанника после окончания обучения в лицее во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации воспитанников нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы, которая призвана снизить риски кризисного периода обучения.

Можно выделить три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в лицее:

  • Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в нем, его требованиям к своим обязанностям.
  • Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.
  • Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.

Цели и задачи программы

Цель программы:

осуществление социально-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения нового набора к образовательно-воспитательному процессу в СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительном лицее»

Задачи: 

1.Создание условий для:

  • приспособления к новому социальному окружению, условиям учебы, жизни и особенностям будущей профессии;
  • формирования начальной психологической базы, необходимой для преодоления трудностей периода адаптации к обучению;
  • приспособление к общей специфике колледжа;
  • приспособление к особенностям выбранной специальности и учебной группы.

2.Определение готовности студентов нового набора к обучению в условиях колледжа; оказания помощи студентам с низким уровнем такой готовности.

3.Обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей студентов-первокурсников.

4.Сохранение преемственности между различными уровнями образования.

5.Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Анализ динамики адаптации первокурсников к условиям профессионального учебного заведения показал,  что  адаптация  будет эффективна при следующих условиях:

  • знании и учете возрастных, индивидуальных особенностей студентов;
  • развитии любви к профессии;
  • формировании учебных и коммуникативных навыков;
  • организации учебного процесса с учетом характерных особенностей дезадаптированных учащихся;
  • формировании продуктивных ученических групп.

Критерии отслеживания эффективности программы

(качества адаптации)

1.Сохранение контингента

2.Повышение социальной активности воспитанников – первокурсников.

3.Рост числа воспитанников, вовлеченных в кружки, секции, рост числа воспитанников, принимающих активное участие в общелицейских и групповых мероприятиях.

4.Активизация мотивации на обучение и получение профессии.

Срок реализации программы: 1 год.

Этапы реализации программы

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительном лицее»

осуществляется в III этапа

Сроки реализации

Задачи

I этап

 сентябрь, октябрь

  •  Оценка соматического, психологического и социального статуса учащихся-сирот нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в лицее.

  •  Оказание социально-педагогической поддержки вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

II этап

 ноябрь, декабрь

  • Выявление основных проблем адаптации воспитанников-первокурсников к новым образовательным условиям, определение путей их решения.

  • Определение способов устранения имеющихся противоречий.

  • Внесение корректив в организацию учебно-воспитательного процесса.

III этап

 январь, июнь

  • Использование полученной информации для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций с педагогами с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.

  •  Организация коррекционно-просветительской работы с воспитанниками-первокурсниками для формирования сплоченных коллективов и помощи дезадаптированным учащимся.
  • Проведение консультаций, коррекционных занятий с первокурсниками, не адаптировавшимися к работе в новой среде.

Модель адаптации воспитанников

нового набора

Цель модели: 

способствовать формированию социально-психологической устойчивости воспитанников Структурного подразделения «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  – учащихся 1 курса СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительном лицее» к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Задачи модели:

  • Оценить общее состояние адаптации учащихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.
  • Исследовать содержание, качество и организацию адаптации учащихся, готовность к производственной деятельности.
  • Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.

Направления модели:

  • Психологическая адаптация, связанная с формированием новых установок.
  • Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
  • Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления  к новым учебно-воспитательным условиям.
  • Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.

Модель адаптации воспитанников нового набора

Направление модели

Задачи

Механизм решения задач

1. Психологическая адаптация

Диагностика состояния здоровья воспитанников-первокурсников, их индивидуальных особенностей

Анкеты, тесты, беседы, деловые игры.

Индивидуальная работа воспитанниками-первокурсниками:

 · обсуждение индивидуальных трудностей;

 · выработка позитивного отношения к временным неудачам.          

2. Социальная адаптация

Организация регулярного изучения состояния социально-психологического климата в  группах нового набора.

Поддержка и развитие инициативы первокурсников.

Способствование адаптации воспитанников к жизни в общежитии.

Создание положительного эмоционального фона

Вовлечение воспитанников-первокурсников в систему дополнительного образования, общественную жизнь лицея, общежития.

Создание информационного пространства (стенгазеты,  доска объявлений), освещающего жизнедеятельность лицея.

 Участие в групповых и общелицейских собраниях, индивидуальная работа с первокурсниками.

3. Педагогическая адаптация

Выявление уровня правовой культуры, ознакомление с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.

 Взаимодействие с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации  воспитанников нового набора.

Способствовать выработке сознания воспитанников на необходимость ведения здорового образа жизни.

Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.

Анкетирование, беседы, наблюдения, опросы.

Изучение расписания занятий, выявление степени занятости воспитанников во внеурочное время.

 

Проведение индивидуальных консультаций, групповых собраний.

 

4. Профессиональная адаптация

Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста.

Встречи с выпускниками.

Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности».

 Анкетирование, беседы.

Модель содержит следующие методы адаптации:

В основе адаптационной модели лежат следующие принципы: приоритет интересов учащегося и его благополучие при решении всех вопросов его жизнедеятельности; формирование взаимоотношений учащихся и коллектива сотрудников, в том числе и продуктивных студенческих групп; учет возможностей и потребностей учащегося.

Основные мероприятия по реализации программы

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Ответствен

ные

Срок

1

Анализ личных дел воспитанников.

Составление социальных паспортов.

Изучение личных дел.

Соц. педагоги

Июнь-сентябрь

2

Диагностика вновь прибывшего контингента.

Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.

Определение степени установки на ЗОЖ.

Определение мотивации обучения.

Анкетирование

Соц. педагоги

Мастера п/о

Кл.руководители

Июнь-сентябрь

3

Организационные мероприятия по адаптации воспитанников-первокурсников к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии СПб ГБПОУ «ИСЛ»

Вселение в общежитие.

Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии        

Соц. педагоги

Воспитатели

Сентябрь-октябрь

В течение года

4

 «Вместе – здорово!»

Групповое занятие по сплочению коллектива

Соц.педагоги,

Кл. руководители

Сентябрь

5

«Социально – педагогический портрет первокурсников»

Круглый стол с классными руководителями, мастерами производственного обучения, воспитателями, зам.директора по УПР, зам.директора по ВР, медицинским работником.

Социальные педагоги

Октябрь

6

Диагностика уровня адаптированности

первокурсников

Анкетирование,

тестирование

Социальные педагоги

Психолог

Ноябрь,

март

7

Тематические беседы: «Расскажи мне о себе», «История лицея», «Образ профессионального будущего»

Беседа

Социальные педагоги

Сентябрь-октябрь

8

Формирование правовых знаний первокурсников.

Беседа

Социальные педагоги

1-е полугодие

9

Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:

Беседа

Социальные педагоги

По мере необходимости

10

 «Ваш взгляд на адаптацию первокурсников»

Анкетирование мастеров п/о, воспитателей

Социальные педагоги

декабрь

11

Организация индивидуальной работы с воспитанниками-первокурсниками, испытывающими трудности в адаптации

Составление и реализация программ индивидуального сопровождения

Социальные педагоги

Ноябрь - февраль

12

Вовлечение первокурсников в деятельность секций, кружков, клубов, студий.

Ознакомление с действующими кружками и секциями.

Беседа

Социальные педагоги

В течение года

13

Анализ работы по программе

Инструктивно-методическое совещание для преподавателей и мастеров п/о

Зам.директора

Социальные педагоги

Май

     Анализируя динамику адаптации учащихся, мы пришли к выводу, что процесс адаптации в профессиональных учебных заведениях затрудняет:

  • понижение интеллектуального уровня учащейся молодежи;
  • образование идеологического вакуума;
  • развитие беспокойства, страха у учащихся перед будущим, связанного во многом с низким уровнем знаний;
  • низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности, нежелание и неумение учиться;
  • случайный выбор профессии, предопределенность выбора, выбор профессии, не пользующейся спросом;
  • высокий уровень тревожности, обусловленный многочисленными личными проблемами, ведущий к нервным перенапряжениям;
  • проблемы взаимоотношения с педагогами, классным руководителем и мастером производственного обучения, студентами;
  • отсутствием продуктивного ученического коллектива;
  • проблемы взаимоотношения с товарищами по группе, нежелание считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;
  • отсутствие навыков самоанализа, самокритики;
  • формы асоциального поведения (употребление алкоголя, нецензурная брань, правонарушения, преступления), нервно-психические заболевания.

Литература

1.Бучкин А.В. Формирование и реализация модели социальной адаптации студентов колледжа.//Журнал «Профессионал». – М. № 12, 2012.

2.Бучкин А.В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов СПО.//Журнал «Современные проблемы науки и образования».- http://www.science-education.ru/ № 8, 2012.

3.Савотина  Н.А.  Социальная  адаптация  личности  в  условиях  студенческой  среды:  автореф.  дис.  канд.  пед.  наук.  —  М.,  1997.Каган,  М.С.  Философия  культуры.  —  СПб.:  ТОО  ТК  «Петрополис»,  1996.

4.Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

В  данной  статье  содержатся рекомендации   социальному  педагогу,  классному  руководителю   по ранней профилактике девиантного поведения  среди...

Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения

Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологиче...

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...

Программа "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"

Программа "Профилактики девиантного поведения среди детей и подростков"...

Приложение к программе "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"

Приложение к программе "Профилатика девиантного поведения среди детей и подроктков"...