Программа адаптации первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения
методическая разработка по теме
Программа адаптации детей-сирот-первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_programma_adaptatsii.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Индустриально-судостроительный лицей»
Структурное подразделение
«Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ
первокурсников к образовательной среде
СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительного лицея»
как форма реализации профилактики девиантного поведения
Автор: Соболева Г.П.,
социальный педагог
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.
Степень социальной адаптации первокурсника определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности подростка, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, активность, состояние здоровья, социальное окружение и т. д.
Поэтому начальный этап обучения связан порой с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента.
Успешная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нового набора к жизни и учебе в СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительном лицее» является залогом дальнейшего развития каждого воспитанника как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.
Ведь профессиональная деятельность каждого воспитанника после окончания обучения в лицее во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации воспитанников нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы, которая призвана снизить риски кризисного периода обучения.
Можно выделить три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в лицее:
- Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в нем, его требованиям к своим обязанностям.
- Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.
- Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.
Цели и задачи программы
Цель программы:
осуществление социально-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения нового набора к образовательно-воспитательному процессу в СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительном лицее»
Задачи:
1.Создание условий для:
- приспособления к новому социальному окружению, условиям учебы, жизни и особенностям будущей профессии;
- формирования начальной психологической базы, необходимой для преодоления трудностей периода адаптации к обучению;
- приспособление к общей специфике колледжа;
- приспособление к особенностям выбранной специальности и учебной группы.
2.Определение готовности студентов нового набора к обучению в условиях колледжа; оказания помощи студентам с низким уровнем такой готовности.
3.Обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей студентов-первокурсников.
4.Сохранение преемственности между различными уровнями образования.
5.Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
Анализ динамики адаптации первокурсников к условиям профессионального учебного заведения показал, что адаптация будет эффективна при следующих условиях:
- знании и учете возрастных, индивидуальных особенностей студентов;
- развитии любви к профессии;
- формировании учебных и коммуникативных навыков;
- организации учебного процесса с учетом характерных особенностей дезадаптированных учащихся;
- формировании продуктивных ученических групп.
Критерии отслеживания эффективности программы
(качества адаптации)
1.Сохранение контингента
2.Повышение социальной активности воспитанников – первокурсников.
3.Рост числа воспитанников, вовлеченных в кружки, секции, рост числа воспитанников, принимающих активное участие в общелицейских и групповых мероприятиях.
4.Активизация мотивации на обучение и получение профессии.
Срок реализации программы: 1 год.
Этапы реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
в СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительном лицее»
осуществляется в III этапа
Сроки реализации | Задачи |
I этап | |
сентябрь, октябрь |
|
II этап | |
ноябрь, декабрь |
|
III этап | |
январь, июнь |
|
Модель адаптации воспитанников
нового набора
Цель модели:
способствовать формированию социально-психологической устойчивости воспитанников Структурного подразделения «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – учащихся 1 курса СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительном лицее» к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи модели:
- Оценить общее состояние адаптации учащихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.
- Исследовать содержание, качество и организацию адаптации учащихся, готовность к производственной деятельности.
- Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Направления модели:
- Психологическая адаптация, связанная с формированием новых установок.
- Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
- Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления к новым учебно-воспитательным условиям.
- Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Модель адаптации воспитанников нового набора
Направление модели | Задачи | Механизм решения задач |
1. Психологическая адаптация | Диагностика состояния здоровья воспитанников-первокурсников, их индивидуальных особенностей | Анкеты, тесты, беседы, деловые игры. Индивидуальная работа воспитанниками-первокурсниками: · обсуждение индивидуальных трудностей; · выработка позитивного отношения к временным неудачам. |
2. Социальная адаптация | Организация регулярного изучения состояния социально-психологического климата в группах нового набора. Поддержка и развитие инициативы первокурсников. Способствование адаптации воспитанников к жизни в общежитии. Создание положительного эмоционального фона | Вовлечение воспитанников-первокурсников в систему дополнительного образования, общественную жизнь лицея, общежития. Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений), освещающего жизнедеятельность лицея. Участие в групповых и общелицейских собраниях, индивидуальная работа с первокурсниками. |
3. Педагогическая адаптация | Выявление уровня правовой культуры, ознакомление с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. Взаимодействие с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации воспитанников нового набора. Способствовать выработке сознания воспитанников на необходимость ведения здорового образа жизни. | Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. Анкетирование, беседы, наблюдения, опросы. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости воспитанников во внеурочное время.
Проведение индивидуальных консультаций, групповых собраний.
|
4. Профессиональная адаптация | Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. | Встречи с выпускниками. Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности». Анкетирование, беседы. |
Модель содержит следующие методы адаптации:
В основе адаптационной модели лежат следующие принципы: приоритет интересов учащегося и его благополучие при решении всех вопросов его жизнедеятельности; формирование взаимоотношений учащихся и коллектива сотрудников, в том числе и продуктивных студенческих групп; учет возможностей и потребностей учащегося.
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п | Мероприятие | Форма проведения | Ответствен ные | Срок |
1 | Анализ личных дел воспитанников. Составление социальных паспортов. | Изучение личных дел. | Соц. педагоги | Июнь-сентябрь |
2 | Диагностика вновь прибывшего контингента. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков. Определение степени установки на ЗОЖ. Определение мотивации обучения. | Анкетирование | Соц. педагоги Мастера п/о Кл.руководители | Июнь-сентябрь |
3 | Организационные мероприятия по адаптации воспитанников-первокурсников к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии СПб ГБПОУ «ИСЛ» Вселение в общежитие. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии | Соц. педагоги Воспитатели | Сентябрь-октябрь В течение года | |
4 | «Вместе – здорово!» | Групповое занятие по сплочению коллектива | Соц.педагоги, Кл. руководители | Сентябрь |
5 | «Социально – педагогический портрет первокурсников» | Круглый стол с классными руководителями, мастерами производственного обучения, воспитателями, зам.директора по УПР, зам.директора по ВР, медицинским работником. | Социальные педагоги | Октябрь |
6 | Диагностика уровня адаптированности первокурсников | Анкетирование, тестирование | Социальные педагоги Психолог | Ноябрь, март |
7 | Тематические беседы: «Расскажи мне о себе», «История лицея», «Образ профессионального будущего» | Беседа | Социальные педагоги | Сентябрь-октябрь |
8 | Формирование правовых знаний первокурсников. | Беседа | Социальные педагоги | 1-е полугодие |
9 | Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов: | Беседа | Социальные педагоги | По мере необходимости |
10 | «Ваш взгляд на адаптацию первокурсников» | Анкетирование мастеров п/о, воспитателей | Социальные педагоги | декабрь |
11 | Организация индивидуальной работы с воспитанниками-первокурсниками, испытывающими трудности в адаптации | Составление и реализация программ индивидуального сопровождения | Социальные педагоги | Ноябрь - февраль |
12 | Вовлечение первокурсников в деятельность секций, кружков, клубов, студий. Ознакомление с действующими кружками и секциями. | Беседа | Социальные педагоги | В течение года |
13 | Анализ работы по программе | Инструктивно-методическое совещание для преподавателей и мастеров п/о | Зам.директора Социальные педагоги | Май |
Анализируя динамику адаптации учащихся, мы пришли к выводу, что процесс адаптации в профессиональных учебных заведениях затрудняет:
- понижение интеллектуального уровня учащейся молодежи;
- образование идеологического вакуума;
- развитие беспокойства, страха у учащихся перед будущим, связанного во многом с низким уровнем знаний;
- низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности, нежелание и неумение учиться;
- случайный выбор профессии, предопределенность выбора, выбор профессии, не пользующейся спросом;
- высокий уровень тревожности, обусловленный многочисленными личными проблемами, ведущий к нервным перенапряжениям;
- проблемы взаимоотношения с педагогами, классным руководителем и мастером производственного обучения, студентами;
- отсутствием продуктивного ученического коллектива;
- проблемы взаимоотношения с товарищами по группе, нежелание считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;
- отсутствие навыков самоанализа, самокритики;
- формы асоциального поведения (употребление алкоголя, нецензурная брань, правонарушения, преступления), нервно-психические заболевания.
Литература
1.Бучкин А.В. Формирование и реализация модели социальной адаптации студентов колледжа.//Журнал «Профессионал». – М. № 12, 2012.
2.Бучкин А.В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов СПО.//Журнал «Современные проблемы науки и образования».- http://www.science-education.ru/ № 8, 2012.
3.Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1997.Каган, М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
4.Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.
В данной статье содержатся рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по ранней профилактике девиантного поведения среди...
Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения
Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...
ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологиче...
Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...
Программа "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"
Программа "Профилактики девиантного поведения среди детей и подростков"...
Приложение к программе "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"
Приложение к программе "Профилатика девиантного поведения среди детей и подроктков"...