Профилактика девиантного поведения среди подростков
статья
Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_sots_pedagoga_na_roditelskom_sobranii.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика девиантного поведения среди подростков»
Главное в правовом государстве -это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.
Для начала я бы хотела дать определение понятия «профилактика».
Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (Ковальчук М.А.).
Работа нашего образовательного учреждения по профилактике построена через постоянное взаимодействие со всеми субъектами системы профилактики по следующим направлениям:
-организация профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений;
- формирование культуры здорового образа жизни, в том числе профилактика табакокурения, токсикомании, алкоголизма, наркомании в подростковой среде
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
- Несовершеннолетний- лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
- Безнадзорный– несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
- Беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации– дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихсистема социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Правонарушение- родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
- Административное правонарушение- противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
- Индивидуальная профилактическая работа -деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально- опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.
- Семья, находящаяся в социально опасном положении- семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально-опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.
- Внутришкольный учёт- система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательного учреждения.
РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:
1. Не допускать пребывания в общественных местах без их сопровождения детей и подростков в возрасте: от 14 до 16 лет – от 22 часов до 6 часов, от 16 до 18 лет – от 23 часов до 6 часов
2. Не допускать нахождения несовершеннолетних в учебное время в интернет-залах, игровых клубах, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах и других развлекательных учреждениях.
3. Не допускать пребывания без их сопровождения детей и подростков в организациях общественного питания, где производится распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе.
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ (ДО 18 ЛЕТ) ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Употребление наркотических средств и одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе.
2. Курение табака.
3. Участие в конкурсах красоты и других мероприятиях, связанных с демонстрацией внешности, а также других публичных мероприятиях после 22 часов.
4. Пребывание без сопровождения родителей в организациях общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе .
5. Пребывание в игорных заведениях.
6. Нахождение во время учебного процесса в игровых клубах, интернет-залах и других развлекательных заведениях.
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушение прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних .
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.
Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:
- безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
- отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
- низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
- нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
- социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
- нарушение родительско - детских отношений;
- семья находится в состоянии развода.
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.
В данной статье содержатся рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по ранней профилактике девиантного поведения среди...
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ...
"Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы"
Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.I. Повышение роли семьи в профилактике социально...
Программа профилактики негативных зависимостей и девиантного поведения среди подростков «Жить ЗДОРОВО» - это здорово!
Профилактика девиантного поведения направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. На дан...
Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...
Программа "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"
Программа "Профилактики девиантного поведения среди детей и подростков"...
Приложение к программе "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"
Приложение к программе "Профилатика девиантного поведения среди детей и подроктков"...