Современный учитель глазами учеников
методическая разработка (9 класс) на тему
Научно - исследовательская работа "Современный учитель глазами учеников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
X региональная научно – исследовательская
конференция обучающихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №98»
Исследовательская работа
«Современный учитель глазами учеников».
Работу выполнила:
Коротаева Анна
Школа №98, 9А класс
Научный руководитель:
Ширшова Анастасия
Владимировна, учитель
истории.
Новокузнецк, 2014год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………. 3-4
Глава 1. Основная часть:
1.1 Современные требования к профессии учитель…………………..5-7
1.2 Современный учитель глазами учеников……………………………..8-9
Глава 2. Практическая часть
2.1Результаты исследования, их анализ…………………………………… 10-11
Заключение………………………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы……………… …………………………………..13
Приложение……………………..……………………………………………………………….14-22
Введение
Пройдут года, столетий нити
Тонут в синей бездне звёзд,
Но слово тёплое «Учитель»
Всегда растрогает до слёз,
Всегда заставит вспомнить что-то,
Родное, близкое тебе.
В 20-м веке и в 200- м –
Учитель вечен на Земле.
Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своём первом учителе, мысленно не раз возвращается в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а учитель в своих учениках.
Профессия учителя всегда была востребована обществом, государством. И стало более критичным по отношению к представителям данной профессии. Во всевозможных телевизионных ток-шоу, газетных публикациях очень часто можно встретиться с негативной оценкой учительского труда.
В данном исследовании мы попытались выяснить отношение к профессии со стороны учеников нашей школы.
Целью нашего исследования стало создание «модели» (образа) современного учителя.
Задачи, которые ставились в ходе исследования:
1)Изучить литературу (Интернет – ресурсы) по данной проблеме.
2)Разработать методику исследования.
3)Провести анкетирование учащихся среднего и старшего звена. Выяснить представления учащихся о современном учителе.
4)Проанализировать полученные данные.
5)Сделать вывод о том, каким должен быть современный учитель.
Объект нашего исследования: образ современного учителя.
Предмет исследования: профессиональные и личностные качества учителя.
1.1 Современные требования к профессии учитель.
Современное образование переживает период серьезного реформирования. Прошедший 2010 год был объявлен в нашей стране Годом Учителя. Бывший президент Д.А. Медведев, выступая на педагогической ассамблее, посвященной этому событию, подчеркнул высокую степень уважения со стороны государства и общества к благородному учительскому труду. В преддверии Года Учителя Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». В ней отмечалось, что школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, глубоко владеющие психолого –педагогическими знаниями, понимающие особенности развития школьников, являющиеся также профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.
Современные требования к педагогу освещены и в законе «Об общем среднем образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях среднего образования «.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку (подготовленность) как основу профессионализма.
Профессиональные требования к учителю можно объединить в три основных взаимосвязанных комплекса:
· Общегражданские качества,
· Качества, которые определяют специфику профессии учителя,
· Специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Следует отметить, что личностные качества в педагогической деятельности неотделимы от профессиональных. К последним обычно относят те, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества. Профессионально-значимые качества педагога обеспечивают полноценное выполнение учителем своих профессиональных функций и обязанностей.
Все основные черты личности педагога тесно взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит мировоззрения и направленности личности, мотивам, определяющих поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом в конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, произрастающего из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Любовь к ребенку – это, по словам В. Сухомлинского, «плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета «. Речь идет о мудрой, доброй, требовательной любви, которая учит жить. Эта основополагающая качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития, многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, тем, кто нуждается, в рамках своих прав и компетенции, он требователен к себе, следует своеобразном кодекса педагогической морали, профессиональной чести. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, обладающий это качество, часто работает, не считаясь со временем, иногда и даже состоянию здоровья.
Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных и культурных потребностей педагога есть потребность в знаниях. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к предмету, который преподаешь. Лев Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки.
1.2 Современный учитель глазами ученика.
В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, на компьютеры, без которых не может сегодня обходиться ни одно учреждение, тем более учреждение образования. В настоящее время реализуется национальный проект «Образование». Поэтому работа учителя сейчас так важна и полезна. Реализовывать все планы государства будет молодежь, то есть будущее России. Современная молодежь, собственно, это мы, не всегда готовы приносить пользу людям, поэтому учителя и воспитывают нас, учат жизненной грамоте. Школа для нас становится вторым домом, а учителя – Вторыми «Родителями»
Каким же должен быть современный учитель? Я думаю, учитель 21 века – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек, ведь мы не всегда ведем себя, как подобает ученикам гимназии. Учитель должен уметь объяснить ученику то, что тот не понимает, помочь ученику, у которого что-то случилось, учитель должен выслушать и посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Он просто должен быть Человеком, Другом. Мне уже встретился такой учитель, но я не скажу, как его зовут, это будет некорректно по отношению к другим учителям. Наверное, хороших учителей много. И если ученики – это будущее России, то учителя – это пророки, которые еще смогут изменить будущее в лучшую сторону, изменить нас. Ведь каждый из нас может стать профессором, ученым, врачом и принести пользу государству.
Учитель – это человек, который запомнится нам на всю жизнь, мы будем вспоминать о своих учителях с улыбкой и с благодарностью. Учителя нельзя заменить каким-нибудь роботом, компьютером.
В мире много непонятных вещей, часть из них мы изучаем в школе, и не всем они понятны с первого раза. Для этого существует учитель: он сам понимает на высоком уровне то, о чём говорит, и рассказывает об этом ученикам более понятными и доступными словами, стараясь делать каждый урок интересным и познавательным.
Всё-таки учитель – профессия не из лёгких: с нами, детьми, наверное, очень сложно. Подрастая, дети входят в подростковый возраст, очень тяжёлый для них, сложный и ответственный. Здесь возрастает роль учителя в целом. Бурлящие через край эмоции и амбиции, юношеский максимализм – вот далеко не полный список того, с чем учителю придётся столкнуться в процессе обучения и помочь преодолеть это подростку.
Вообще, все учителя, обучающие нас каждый день, совершают огромный подвиг – справляются с оравой, несущейся, как вихрь, сметающий всё на своём пути. Им за это памятник надо поставить! При жизни.
И всё же для меня учитель – не только преподаватель из школы. Учитель – это каждый человек, встречающийся на моём пути и преподносящий свои уроки в огромной школе, имя которой –
Ж И З Н Ь.
Понятно, что учитель – именно та ключевая фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль. Но если говорить об отношения учителя и ученика, то они, как правило, неравноценны. Учитель, поскольку он старше, зачастую может высказать ученику все, что он нем думает. У ученика такой возможности нет.
Мое исследование – как раз такая, вероятно единственная, возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на себя со стороны. И может быть усовершенствовать методы и стиль преподавания, пересмотреть свое отношение к учащимся.
2.1 Результаты исследования, их анализ.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Что бы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 7-9 классов нашей школы.
Ответы анкетирования:
При ответе на первый вопрос: «Какие качества должны преобладать у современного учителя?» (учащиеся выбирали не более двух ответов):
-профессиональные – 72%
- коммуникативные – 58%
- личностные – 20%
- интеллектуальные – 12%.
Отвечая на вопрос: « Каких качеств не хватает современному учителю?», учащиеся отдали предпочтение следующим ответам:
- взаимопонимание с учениками – 52%
- доброта – 45%
- терпения - 43%
- юмора – 40%
- строгости – 13%
-профессиональное знание предмета- 8%.
На вопрос: « Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?» предпочтения разделились следующим образом:
- изменилось в лучшую сторону –51%
- изменилось в худшую сторону -23%
- не изменилось -26%.
Отвечая на вопрос: «На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?»
- на настроение – 82%
- на то во что он одет-12%
-на прическу -6%
-на макияж -0%.
Отвечая на вопрос: «Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу» были получены следующие результаты:
- один раз было -52%
-такого никогда не было-25%
-постоянно происходит – 23%.
На вопрос: Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?» получилось следующее:
-да -55%
-я об этом не задумывался-26%
- нет- 19%.
Отвечая на вопрос: «Какими качествами учитель не должен обладать?» были получены следующие результаты:
- деление на «любимчиков» и остальных учеников-50%
-грубость -18%
-не одним из перечисленных качеств -18%
-равнодушие к ученикам-12%.
Заключение
В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников:
-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет.
-Современный учитель любит и понимает своих учеников.
- Современный учитель терпелив и владеет собой.
- Современный учитель всегда в хорошем настроении.
- Современный учитель одинаково относится ко всем ученикам.
-Современному учителю всегда приятно приходить на уроки.
-Современный учитель не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.
Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания:
Больше 50% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из – за учителя.
И главное в жизни многих учеников есть учитель, благодаря которому они стали лучше, это идеал к которому должны стремиться учителя.
Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы, не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим…..
В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».
Список используемой литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. - Минск,1999г.С.27
2.Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитаниешкольников.-2004.-№5
3. Большой энциклопедический словарь.-М.,1981.-С.1070
4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - С. 76-77 .
5. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. - М., 1985. - С. 22
6. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - С. 174
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22
8. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. М.: 2003, с.74
Анкета
1Какие качества должны преобладать у современного учителя? (не более двух вариантов).
А профессиональные
Б коммуникативные
В личностные
Г интеллектуальные
2Каких качеств не хватает современному учителю?
А доброта
Б взаимопонимание с учениками
В профессиональное знание предмета
Г юмора
Д терпения
Е строгости
3 Изменялось ли ваше отношения к учителю по мере взросления?
А изменялось в лучшую сторону.
Б изменялось в худшую сторону
В не изменялось.
4 На что вы обращаете внимание когда учитель входит в класс?
А на то во что он одет
Б на прическу
В на настроение
Г на макияж
5 Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?
А постоянно происходит
Б один раз было
В такого никогда не было.
6 Если в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?
А да
Б нет
В я об этом не задумывался.
7 Какими качествами учитель не должен обладать?
А грубость
Б равнодушие к ученикам
В деление учеников на «любимчиков» и остальных учеников.
Г не одним из этих качеств.
Рецензия
на научно – исследовательскую работу
Коротаевой Анны, учащиеся 9 класса, МБОУ «ООШ №98»
Тема: «Современный учитель глазами учеников»
Представленная работа, объемом 22 страницы, включая 9 страниц приложения, выполнена с учетом рекомендаций и требований к выполнению научно – исследовательских работ.
В ней присутствуют все обязательные элементы: цели, задачи, методы исследования.
Определена суть изучаемой проблемы и её актуальность, это требования которые к учителю предъявляет государство и каким хочет видеть учителя сами ученики.
Методы проведения исследований выделены, обоснованы и соответствуют поставленным задачам. Для демонстрации результатов своего исследования Анна использовала диаграммы.
Тема работы раскрыта. Продемонстрирован высокий уровень понимания целей и задач исследования, знания специальных понятий, способности к анализу и навыки определения проблем и поиска путей их решения, хорошие навыки обработки информации.
В работе просматривается творческий подход, оригинальность и элементы изобретательности.
Структура изложения материала, грамотность оформления позволяют оценить работу «Современный учитель глазами учеников» высокой положительной оценкой – «отлично».
Рецензент
Учитель истории Ширшова А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Учитель в произведениях писателей и глазами учеников"
Урок внеклассного чтения по литературе " Учитель в произведениях писателей и глазами учеников" строится на произведениях Макаренко "Педагогическая поэма", В. Быкова "Обелиск", Ч. Айтматов ...
ВР глазами учеников родителей учителей
В помощь учителю диагностика класса...
ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.
Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как ...
Современный урок глазами учеников и учителей.
Каким должен быть современный урок в действительности.Какие требования у современных учеников к урокам в целом....
Классный час: "Учитель глазами учеников"
Презентация, подготовленная к началу учебного года, представляет собой анкетирование учащихся по вопросам отношения к педагогам и учёбе в целом....
Классный час. Современный учитель глазами ученика. 8 класс
Классный час "Современный учитель глазами ученика" 8 класс. Материал классного часа нацелен на воспитание уважения учащихся к профессии учителя, развитие коммуникабельности, творческих спосо...
Образ учителя глазами современных учеников
Исследовательская работа посвящена проблемам образа учителя в современном обществе. Авторы рассматривают идеальный образ педагога, а т...