Современный урок глазами учеников и учителей.
материал по теме
Каким должен быть современный урок в действительности.Какие требования у современных учеников к урокам в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_glazami_uchenikov.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок глазами учеников и учителей.
Рассматривая современный урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника. Мы часто задаем себе вопросы: Что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения? Каким он, современный урок, должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?
Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.
В стенах нашей школы я попыталась провести аналитический опрос учителей и учащихся по данному вопросу. Сразу отмечу, что учащиеся более серьезно подошли к работе, нежели педагоги, некоторые из них просто проигнорировали анкету.
Итак, было предложено ответить на десять вопросов:
Анкета
Современный урок, каким он видится учителям и каким ученикам.
- Как вы думаете, что должно отличать современный урок?. Назовите несколько основных черт (научный подход, культура общения, самостоятельность, исследовательская работа, тесная связь учителя и ученика, этика, эстетика и т. д.)
- Как вы думаете все ли черты из перечисленных вами присутствуют на ваших уроках? Напишите 2 столбика: Присутствуют Отсутствуют
- Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, учителя, администрация, чтобы качество уроков стало более высоким. Заполните ответ в таблицу: Ученики Учителя Администрация
- Пожалуйста, назовите учебные предметы на которых вы больше всего(по сравнению с другими)
Пишете под диктовку или конспектируете:
Занимаетесь самостоятельно под руководством учителя:
Рассуждаете, спорите, решаете проблемы:
- По каким из предметов вы чувствуете большую нехватку дополнительной литературы, методических пособий?
- Часто ли вам приходится посещать школьную библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
- Часто ли вы посещаете районную библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
- Согласны ли вы с утверждением, что взаимоотношения преподавателей и учеников должны носить характер сотрудничества?
Согласен; Скорее да, чем нет; скорее нет чем да; не согласен.
- Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учеников?
Согласен; Скорее да, чем нет; скорее нет чем да; не согласен.
- Назовите предметы и учителей, уроки которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством.
В качестве эпиграфа к дальнейшему обсуждению ответов разрешите процитировать ответы некоторых учащихся, поскольку именно ученики являются социальными заказчиками образования.
"Современный урок могут отличать любые черты, главное чтобы и у учеников и у учителей было желание продуктивно работать". "Прежде всего, должны быть хорошие знания и умение их преподносить". "Учитель и ученик должны постоянно сотрудничать, а не подчиняться один другому". "Современный урок – это спокойная и доброжелательная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: "Слава Богу, закончилось!". Учитель не должен перебивать ученика, если он отвечает не верно, а помогать ему найти правильный ответ".
Мнения учителей и пожелания учащимся.
По мнению преподавателей МОУ лицей с. Верхний Мамон образование должно быть культурно-методическим центром, в котором должны проводиться нетрадиционные занятия, урок должен строиться на современном научном подходе, соблюдении культуры общения между учителем и учеником, самостоятельной и исследовательской работе, использовании инновационных технологий, экспериментаторской работе. Целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, организовывать опережающее обучение, осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить урок, используя ролевые игры.
К учащимся педагоги предъявили следующие требования:
- Им надо быть добросовестными.
- Расширять кругозор.
- Заниматься научно-исследовательской работой
- Читать дополнительную литературу.
- Уметь учиться и быть дисциплинированными.
- Быть активными.
О себе педагоги говорят следующее:
- Обладать высоким интеллектом.
- Соблюдать творческую дисциплину.
- Формировать у учащихся чувство уверенности в себе и своих силах.
- Воспитывать достоинство и свободу личности ученика.
- Повышать опыт работы с новыми техническими средствами обучения.
Сравним полученные данные с мнением учащихся. Они считают, что современное образовательное учреждение должно отличаться, прежде всего, наличием современных средств обучения – это отметили 73% опрошенных. Но на первое место все же поставлено сотрудничество, свобода и демократизм в обучении и общении – 86%. 32% высказались за повышение качества предоставляемой информации и повышении интеллектуального уровня учителей. 47% сетуют на перегрузки и большие домашние задания. 14% жалуются на неоправданные двойки, которые чаще ставятся за поведение нежели за знания, а так же некорректное отношение к себе со стороны взрослых.
Разрешите процитировать некоторые ответы учащихся, в которых они дают советы учителям.
- Советы общепрофессионального плана.
" Овладеть профессиональными навыками. Быть подготовленными к уроку. Повышать свою квалификацию. Действительно стремиться научить, а не просто, продиктовав тему, скорее уйти. Как можно обширнее давать материал, используя различные современные источники. Быть требовательными, но корректными."
- Советы методического плана.
"Не "зацикливаться" на старых методах обучения, когда вокруг море интересных форм уроков. Задавать домашнее задание, согласовав с другими учителями-предметниками, а то, то густо, то пусто. Сделать музыкальные физ. минутки для всей школы одновременно, чтобы учителя не забывали их проводить. Честно выставлять оценки, невзирая на личности. Поменьше писать на устных уроках.
- Эмоционально – действенные советы.
" Не орать. Не огрызаться на учеников. Оставлять свои проблемы дома. Быть более терпимыми и сдержанными. Не говорить то, чего не было на самом деле. Не обсуждать между собой учеников за их спиной. Часто улыбаться и быть красивыми. Прислушиваться к мнению учеников.
Как видим, наших школьников очень волнуют взаимоотношения с преподавателями. Это выражается в цифрах. 46% говорят, что их преподаватели унижают и лишь 18,3% отмечают, что, и ученики тоже позволяют себе издеваться над учителями. Тревожные цифры?
В отношении собственного поведения учащиеся были очень единодушны. Они считают, что должны меньше пропускать занятий и активнее работать на уроке -76%.
Итак, можно сказать, что мнение учащихся и учителей относительно повышения качества преподавания и научного подхода в обучении учащихся практически совпадают, но школьники в пять раз чаще, чем учителя, говорят о необходимости сотрудничества на уроках, в шесть раз чаще просят использовать ТСО, разнообразные виды уроков. Втрое чаще говорят, что нуждаются в дискуссиях, диспутах, свободном обсуждении материала.
Результаты исследования показали, что активной самостоятельности, спорам и рассуждениям отводится в среднем 24% урочного времени и то не на всех дисциплинах. Многие же вообще затруднились ответить на этот вопрос. А чем же заняты учителя и учащиеся остальное время на уроке? Одни пишут под диктовку, а другие собственно диктуют, чаще всего то, что уже написано в учебнике. Или просто происходит пассивное слушание. Является ли это современной чертой урока? Каждый пусть сам ответит на этот риторический вопрос.
Как было сказано, во многих анкетах, так или иначе, звучало обращение к свободам и правам ученика. Но изучение ответов, показало, что вызваны они исключительно нравственными и дисциплинарными эмоциями: педагоги говорят, что ученикам надо быть активными, не пропускать занятия, ученики дают себе наказы "быть активнее, не пропускать школу". На первый взгляд – идиллия. Но тут же возникают фразы: не орать на учеников, не оскорблять и т. д. Так что же получается, мы воспитываем от противного. Показываем образцы неприемлемого поведения, унижая, стремимся "формировать у учащихся чувство уверенности"? Педагоги предъявляют к ученикам требования расширять кругозор и т.п. И при этом урок ведут таким образом, что ученики просят их побольше интересного дополнительного материала, повысить свою квалификацию, готовиться к урокам и. т.п. Считаю, что работать в этом вопросе нужно всем сообща, предъявляя требования к кому-то, сначала нужно разобраться с самим собой, навести, порядок в своих делах. Если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся.и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество учитель-ученик. И школа будет готовить по-настоящему достойных и конкурентоспособных выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВР глазами учеников родителей учителей
В помощь учителю диагностика класса...
ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.
Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как ...
Современный учитель глазами учеников
Научно - исследовательская работа "Современный учитель глазами учеников"...
«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...
Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»
Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...
Классный час. Современный учитель глазами ученика. 8 класс
Классный час "Современный учитель глазами ученика" 8 класс. Материал классного часа нацелен на воспитание уважения учащихся к профессии учителя, развитие коммуникабельности, творческих спосо...
Анкета 5 класс "Урок глазами учеников"
Анкетирование 5 класс...