Урок литературы "Учитель в произведениях писателей и глазами учеников"
план-конспект урока литературы (8 класс) по теме

Балахнева Татьяна Валентиновна

Урок внеклассного чтения по литературе " Учитель в произведениях писателей и глазами учеников" строится на произведениях  Макаренко "Педагогическая поэма", В. Быкова  "Обелиск", Ч. Айтматов а "Первый учитель" В.Распутин а "Уроки французского" с использованием видеоматериалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel.docx805.82 КБ

Предварительный просмотр:

   

Внеклассное мероприятие по литературе:

Тема: «УЧИТЕЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 ЛИТЕРАТУРЫ И ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Учитель

 Русского Языка и Литературы

Высшей Квалификационной категории

МОУ СОШ № 15 г. Ульяновска:

Балахнёва Татьяна Валентиновна

                                                                                           2009г

ЦЕЛЬ УРОКА:

1.Пробудить  у учащихся интерес к истории войны, истории народа через знакомство с произведениями          С.Макаренко, Ч.Айтматова, В. Быкова, В. Распутина.                                         2. Развить чувство исторической памяти, осмысления значения роли учителя в истории страны и в победе над фашизмом.                                                                                                         3. Развить интерес у учащихся к чтению художественной литературы.  

 ОБОРУДОВАНИЕ:                                                                                         

Использовался персональный компьютер, проектор , программа презентации Power Point,  презентация, содержащая кадры из фильмов «Доживем до понедельника», «Первый учитель».

Удачи Вам, дебютанты и асы,

Удачи , особенно по утрам,

Когда вы входите в школьные классы:

Одни – как в клетку, другие - как в храм!

Р. Рождественский.

Вступительное слово учителя:

«Учитель… слово - то какое!

Учитель…!

Встаешь… Который год подряд!

О сорок пять минут урока!

О радость полной тишины,

Когда, распахнуты широко,

Глаза к тебе устремлены!»

2010 год объявлен в нашей стране годом учителя. Наш сегодняшний разговор об учителе происходит накануне праздника. Вот мы и поговорим о нем, об учителе.

Учитель…  Какой он? Кто он? Мы постараемся разобраться. (эпиграф)

- Каковы задачи учителя?

В очень немногих произведениях описывается образ учителя.  Это:

  1. А.Макаренко «Педагогическая поэма»
  2. Ч.Айтматов «Первый учитель»
  3. В. Распутин» Уроки французского»
  4. В.Быков «Обелиск»
  5. Алексин»Безумная Евдокия»
  6. Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»

- Каков учитель в каждом из этих произведений?

        

                         

А.С.Макаренко        

Начнем с «Педагогической поэмы». Кто главный герой этого произведения? Какие качества характера проявляет он в своей работе?

 Антон Семенович был сугубо городским жителем. Он добровольно отказался от  театров, от шумного светского общества и добровольно ушел воспитывать юных преступников.

Воспитанники не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживаться режима, а воспитателей просто не замечали. Им хотелось есть- они добывали себе еду воровством. Они мерзли и, чтобы затопить печь, разбирали забор или жгли мебель.

Но Антон Семенович не терял надежды найти способ договориться с воспитанниками. Первые месяцы жизни в колонии стали для преподавателя месяцами отчаяния и поиска истины.

Был такой случай в жизни колонии, когда закончились дрова, и нужно было идти в лес чтобы их нарубить. Воспитанники категорически и очень грубо отказывались выполнить приказание заведующего колонией. Возмущенный до глубины души Антон Семенович трижды ударил по лицу самого наглого, фактически ставшего главарем образовавшейся в колонии банды. Удары эти были отнюдь не умышленными. Но, тем не менее, Антон, осознавший, что его за это могут просто убить, не потерял самообладания и пошел с этими бандитами в лес. Это был сверхрискованный поступок, но воспитанники оценили смелость и мужество начальника.

Семен Калабалин, которому достались эти удары, в будущем пошел по стопам Антона Семеновича и в своей автобиографической книге назвал это «живительной оплеухой».

Антон Семенович, однако, был не в восторге от своего поступка, ведь он впервые в жизни ударил человека. По воровским законам, теперь именно он,  ударивший обидчика-  атамана и не получивший ответного, сам становился атаманом.

Антон жил их жизнью, их интересами, только ведущего их не на грабежи, а в новую жизнь.  Ребята его больше чем любили, они им восхищались. Антон Семенович утверждал, что не таких методов, которые во всех случаях были бы полезными или вредными. Он был за то, что педагоги действовали по здравому смыслу и по совести. И чтобы был результат.

 

Всегда ли педагогически он поступает?

Можем мы это оправдать? (Он сам себя не оправдывает)

      Ч. Айтматов 

Следующее произведение  : повесть Ч. Айтматова «Первый учитель».                                   –Какой смысл вкладывает писатель в понятие «первый учитель»?                                                  -Какие черты личности Дюйшена выявляются писателем в рассказе о жизни героя?

(слайд: кадр из фильма) .                                                                                                                               Ч. Айтматов рисует самое тяжелое для Киргизии и для всей страны время 1924 год. Гражданская война закончилась, нов стране разруха. Начинается культурная революция в Киргизии, а первые шаги всегда трудные…Место действия : глухой аил, отсталая масса людей. Именно в это время в аиле начинает учительствовать малограмотный сын беднейшего декханина, в недавнем прошлом красноармеец – Дюйшен.                                    – В чем же заключалась сила Дюйшена? ( слайд: кадр из фильма)

-.Какие черты характера проявляет учитель?                                                                                               Это позиция человека, наделенного светлым умом, большим благородным сердцем, беспокойной совестью , выбравшего самый трудный участок – борьбу за души людей. Школа  Дюйшена – это родник, из которого черпают особые знания – политические, нравственные, духовные.»  Поражают  слова, сказанные его ученицей, потрясенной великодушием Дюйшена : «Учитель, спасибо вам за то, что вы родились таким».

В этих произведениях показан учитель в далекие 20 годы. Сделайте вывод.

- Учитель самоотвержен, искренен, благороден, честен.

-Изменился ли образ учителя в последующие годы?

В Распутин « Уроки французского»

Лидия Михайловна. Какой вы себе ее представляете?

- Действительно , так ли уж преступно играть с учеником на деньги, ведь намерения у Лидии Михайловны самые благие?

Она осознает это. Действительно , игра на деньги  - это очень серьезно, она может погубить человека, играть с учеником – значит растлевать его. Единственная ее просьба – не наказывать мальчика.

Лидию Михайловну нужно поблагодарить за доброту, за самоотверженное служение детям, за напоминание о том, что иной раз полезно забыть о том, что ты учительница.

 -Не то сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет, Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может, научит совсем немногому.

- Так чему, кроме французского языка научила нашего героя Лидия Михайловна?

Зачитать  слова на слайде.

Истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек часто делает ошибки и платит за них, нов добре смысл жизни.                                                                    

Более подробно мне хочется остановиться на повести В. Быкова «Обелиск»

- Кто главный герой повести?

- В чем видел он свою задачу как педагога?

«Главное, чтобы ребята поняли, что они люди, не быдло, не какие-то вахлаки, а самые полноправные граждане. Надо учиться, постигать то главное, что приобщает людей к вершинам общечеловеческой культуры»

- Какими чертами характера обладает Алесь Иванович Мороз?

Доброта, отзывчивость (узнал, что вдова не пускает дочек в школу: обувка плохая для зимней поры, ходить далеко). Справил девочкам ботинки, поручил  старшим школьникам провожать их, а то и сам провожал, защищал ученика от избиения, брал вину ребят на себя. Мороз старался, чтобы каждый ощущал помощь другого, чувствовал себя человеком. Он действовал не по инструкции, а исходя их реальных интересов  учения, воспитания.

Преданность своему делу и любовь (история с книгами Л.Толстого стр. 73-74 учит во время оккупации) Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте сомнения. Плохому  я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать  они».  Спасает учеников ценой своей жизни. «Не надо было приходить, учитель. А тот только слово в ответ : «Надо»

Учитель: писатель строит свое произведение на споре  Ксендзова и Ткачука,  Первый утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой, и значит, его ученик, чудом спасшийся в дни арестов и казней, зря чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы  имя  Мороза  было запечатлено на обелиске над именами пятерых его погибших учеников.

- Чем мотивирует Ксендзов?

Мороз не убил ни одного немца, он не сделал ничего полезного. …» Его совсем неуместное заступничество. Я бы даже сказал  безрассудное… Особого подвига за этим  Морозом не  вижу…»

- Так ли это? Можно ли назвать учителя героем?

Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех – и его , и ребят, но иначе поступить он не мог. В этом нравственная сила его подвига  «Никто из них иначе и не думал- считали, не уберегся учитель… И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. И сам старался быть бодрым.». Мороз ценой своей жизни поддержал в своих учениках, в жителях деревни веру в человека – ту веру, которую  оккупанты стремились уничтожить. Он пошел, потому что такой поступок вытекал из всего, что делалось им в школе. «Тот факт, что рядом был учитель, их всегдашний Алесь Иванович, как-то облегчал их незавидную судьбу.

Учитель: в повести дан урок мужества, ответственности «за все на свете», урок надежности, гражданственности.

Есть  в повести рассуждения автора об учителе: «Рос, бывало, смышленый мальчишка, хорошо учился, что о нем говорили взрослые? Выучится - учителем будет .  И это было высшей похвалой. Конечно, не всем достойным удавалось достигнуть учительской судьбы, но к ней стремились. И не потому, что почетно или легко. Или заработок хороший -  не дай бог учительского хлеба. Нужда, бедность, чужие углы, деревенская глушь и в конце – преждевременная смерть от чахотки… Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей.

- А почему сейчас не престижна профессия учителя в наше время?

-Неблагодарный труд.

-Сложно брать на себя ответственность за воспитание детей.

-Раньше образование было ценностью, а сейчас выучиться можно за деньги, зачем же  

.тратить силы, учиться.

- Тратится много нервов и сил, здоровья.  

- Низкая оплата труда ( ответы учащихся)

Мы сегодня на уроке много говорили об учителе в разные годы…

-Сделаем вывод, какими же чертами  должен обладать учитель?

-Легко ли быть учителем?

На нашей схеме есть такие качества  как требовательность и строгость. Положительные эти черты характера или отрицательные?

Есть замечательный фильм об учителях и учениках «Доживем до понедельника».

Мне хотелось бы показать вам один интересный момент  (слайд) Ученик , обращаясь к своему учителю, говорит , что с таким КПД .как у него , нужно работать в другом месте.

-А вы как считаете, какие люди должны с вами работать? Прав ли он?

Сделаем вывод : меняется ли учитель в зависимости от времени? Почему?

Задачи учителя остаются всегда неизменными!!!

Учитель: Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор в созданных им скульптурах. А хороший учитель жтвет в мыслях и поступках людей.

Слайд из кинофильма «Доживем до понедельника».

Закончим мы наш диспут словами, которые сочинила Настя Власова, и мы их посвящаем всем присутствующим, поздравляя с праздником.

«УЧИТЕЛЬ… СЛОВО - ТО, КАКОЕ!

НАМ НЕ НАЙТИ ЕГО СВЕТЛЕЙ.

УЧИТЬ ЛЮДЕЙ, НЕСТИ ДОБРО ИМ

НЕТ В ЖИЗНИ МИССИИ ВАЖНЕЙ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.

Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как ...

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» и другие произведения писателя

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Р.Л. Стивенсон.   «Остров сокровищ» и другие произведения писателя....

Интегрированный урок литература-география «Топонимы (географические названия) в произведениях писателей Кузбасса»

Урок знакомит учащихся с литературными произведениями писателей Кузбасса, с географией родного края посредством художественной литературы.Приобщает обучающихся к литературному богатству Кузбасса,воспи...

Урок-диспут по произведениям писателя В.П.Астафьева "Не отдаляйтесь от людей"

Все в человеке начинается с детства. В этом смысле меня особенно взволновала автобиографическая повесть "Последний поклон". Эта повесть от начала до конца посвящена проблеме становления личн...

Викторина "Писатели-предсказатели" (по материалам произведений писателей-фантастов, "изобретения" которых сбылись через годы)

Викторина привлечет внимание к качественной фантастической литературе, повысит интерес к русским писателям-фантастам. Может стать финалом обзорного изучения фантастики в 5 - 9 классах. Задача материал...