Образ учителя глазами современных учеников
проект по психологии (7 класс)

Шавлукова Бюрлият Расуловна

Исследовательская работа  посвящена  проблемам  образа  учителя  в  современном обществе.  Авторы  рассматривают идеальный  образ  педагога, а  также возникающие проблемы, связанные с данной темой. История профессии преподавателя. Влияние преподавателей на великих людей нашей истории. Основные качества, которыми должен обладать учитель в информационном веке с точки зрения обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Алексея Владимировича Войналовича»

Слет научных обществ обучающихся образовательных организаций

общего и дополнительного образования

города Нижневартовска

2022 – 2023 учебный год

Секция №.

«Психология»

Образ учителя глазами современных учеников

Автор:

Мамажанова Раёна Шерзодовна,

обучающаяся 7Б класса,

МБОУ «СШ№1 имени А.В. Войналовича»

Руководитель:

Шавлукова Бурлият Расуловна,

учитель английского языка,

МБОУ «СШ№1 имени А.В. Войналовича»

2023 год

Образ учителя глазами современных учеников

Мамажанова Раёна Шерзодовна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени А.В. Войналовича», 7Б класс

Аннотация

Исследовательская работа  посвящена  проблемам  образа  учителя  в  современном обществе.  Авторы  рассматривают идеальный  образ  педагога, а  также возникающие проблемы, связанные с данной темой. История профессии преподавателя. Влияние преподавателей на великих людей нашей истории. Основные качества, которыми должен обладать учитель в информационном веке с точки зрения обучающихся.

Образ учителя глазами современных учеников

Мамажанова Раёна Шерзодовна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени А.В. Войналовича», 7Б класс

План исследований

Элементы исследования

Дата

1

Определение проблемы исследования, ее темы.

Обоснование актуальности исследования, формулирование гипотезы, цели, задач.

сентябрь

2

Объектная область:

3

Выбор темы: Кинематограф Великобритании и его влияние на лексику

20.09.2022

4

Формулирование гипотезы: 

сентябрь

5

Задачи исследования:  

октябрь

6

Выбор методов исследования:

- сбор информации;

-  социологический опрос;

- практический эксперимент;

- анализ;

- обобщение результатов.

октябрь

7

Сбор и изучение материалов исследования:

сентябрь-

ноябрь

8

Составление альбома со стихами и рисунками.

декабрь

9

Презентация результатов исследования

январь

10

Проведение опроса. Анализ результата опроса

февраль

11

Моделирование альбома.

март

11

Оформление исследовательского проекта

март

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..……...5

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………………..…....….6

  1. Краткая история российского образования………………………………………....….6
  2. Современные требования к профессии учитель…………………………………....….7

Глава 2. Экспериментальная часть………………………………..…………………….......9

2.1. Результаты исследования и их анализ………………………………………………..…....9

Заключение……………………………………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………….………………..…...12

Приложение……………………………………………………………………………...……...13

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в прогрессирующем 21 веке, в веке инноваций, и данный аспект также затронуло школу, в частности, выдвинула очень высокие требования к учителям. Не секрет, что и у учеников есть свой взгляд на то, каким должен быть учитель. Мнение детей не всегда совпадает с мнением взрослых. В нашей работе мы хотим понять, каким должен быть учитель, а также предположить свои критерии и сравнить их с мнением учеников в нашей школе.

У взрослых и учеников есть свое мнение об организации современного образовательного процесса и о том, как учитель должен преподносить изучаемый материал. Дети и взрослые по-разному представляют себе образ современного учителя, предъявляют к учителю разные требования. Мнение взрослых не всегда совпадает с мнением детей. В ходе подготовки нашего проекта мы хотим разобраться в этой проблеме.

Цели: предложить свои критерии и сравнить их с мнением учеников в нашей школе и на основе результатов анкетирования создать образ идеального учителя.

Задачи:

1. Изучить истоки и историческую эволюцию профессии учителя. Изучить мнение аналитиков и других специалистов о том, каким должен быть учитель.

3. Провести анкетирование с целью изучения мнения школьников о том, каким должен быть учитель.

4. На основе проделанной работы предложить идеальный образ современного учителя.

Гипотеза: Времена меняются, и эти изменения влияют на все сферы общества, в том числе это повлияло и на образование, в первую очередь - повлияло на образ современного учителя.

Предмет: Влияние профессии учителя на обучающихся школ в разный период времени.

Объект: образ современного учителя.

Методы исследования: анкетирование обучающихся 7 класса; сравнительный анализ требований к учителям прошлого и педагогам в настоящем; анализ проделанной работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Краткая история российского образования

В самый ранний период духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди.  На Руси постепенно сформировался особый образ учителя, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своими отношениями к общечеловеческим ценностям, способами передачи их от поколения к поколению.

В XIV – XVI веках на Руси подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялось посредством овладения трудовыми навыками. Учителем этой эпохи был священнослужитель, который обучал детей исключительно своему делу, это был человек строгий, презирающий светские науки и считающий, что знания детям можно дать только посредством жестокого обращения к ним. Здесь учитель выступал в образе наставника, но наставника жестокосердного, который следовал тем же канонам воспитания, что и в предыдущие времена. [1]

Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40 – 60-х годов XVIII века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765). С начала 60-х годов XIX века началась подготовка новой школьной реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения».

К.Д. Ушинский предложил создать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания. Однако главное место в теоретическом наследии великого педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности. В конце XIX - начале XX века стало достаточно отчетливо осознаваться, что всякое конструктивное развитие педагогическая теория и практика могут получить только на фундаменте целостного и системного знания о личности ребенка.

После февральской революции 1917 года гуманное отношение к ребенку, необходимость создания максимально благоприятных условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшей задачей новой правительственной политики в области просвещения. Первая половина 40-х годов характеризовалась резким усилием политизации и идеологизации школы.[1]

  1. Современные требования к профессии учитель. Восприятие и понимание учениками педагогов.

Современные требования к педагогу освещены в законе «Об образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, иметь соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивать результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях среднего образования».

Среди профессиональных качеств следует отметить: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества.

Все основные черты личности педагога тесно взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит мировоззрению и направленности личности, мотивам, определяющим поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом и конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это, по словам  В. Сухомлинского: «Плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета»[10]. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, тем, кто нуждается, в рамках своих прав и компетенции, он требователен к себе, следует своеобразному кодексу педагогической морали, профессиональной чести.

Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки.

В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, без которого не может сегодня обходиться ни одно образовательное учреждение. На наш взгляд, для учителя наиболее важными являются следующие качества: Внимание к ученикам, умение находить с ними общий язык; Служить примером справедливости; Грамотное сочетание доброты и строгости; Чувство юмора; Умение интересно вести урок и хорошо объяснять тему, учитывая способности учеников.

Чтобы наставлять на путь истинный «заблудших учеников своих», учитель должен быть вместилищем и хранилищем духовных, моральных, этических и эстетических норм, идеалом, личностью, образцом и примером для подражания.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Результаты исследования, количественный и качественный анализы.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Чтобы это выяснить, было проведено анкетирование среди обучающихся 7 классов  нашей школы.

Ответы анкетирования:

Таблица №1. Анкета №1.

Вопрос

Да (%)

Нет (%)

Не имеет значения

2.

Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?

60

40

3.

Каким должен быть возраст учителя?

47 (от 20-35 лет)

6 (от 40 до 60 лет)

47

4.

Каким должен быть пол учителя?

29 (женский)

26 (мужской)

55

5.

Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся?

82

13

5

6.

Должен ли учитель повышать свою квалификацию?

71

20

9

7.

Должен ли учитель совершенствоваться как личность?

80

17

3

Таблица №2. Анкета №2

Вопросы

Ответы

1.

Какие качества должны преобладать у современного учителя (учащиеся выбирали не более двух ответов)?

-профессиональные – 43%;

- коммуникативные – 16%

- личностные – 14%;

- интеллектуальные – 27%

2.

Каких качеств не хватает современному учителю?

-доброты – 26%         - -взаимопонимания с учениками – 41%

-профессионального знания предмета – 7%    

-юмора – 12%

-терпения - 10%  

-строгости - 4%

3.

Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?

-изменилось в лучшую сторону –37%

-изменилось в худшую сторону -6%

-не изменилось -57%

4.

На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?

-на настроение – 60%

-на то, во что он одет-30%

-на прическу и макияж – 10%

5.

 Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

- один раз было -38%

-такого никогда не было-44%

-постоянно происходит – 18%

6.

Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?

-да - 48%

-я об этом не задумывался-44%

- нет- 8%.

7.

Какими качествами учитель не должен обладать?

- грубость – 36%      

- равнодушие к ученикам – 20%

- деление учеников на «любимчиков» и остальных – 32%

- ни одним из этих качеств – 12%

В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников: это человек любого пола от 20 до 35 лет, умеющая находить общий язык с каждым учащимся, повышающая свою квалификацию, которая совершенствуется как личность. Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет; любит и понимает своих учеников; терпелив и владеет собой; всегда в хорошем настроении; одинаково относится ко всем ученикам; современному учителю всегда приятно приходить на уроки, и он не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.

Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания: 38% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из-за учителя. Но главное, что в жизни многих учеников (48%) есть учитель, благодаря которому они стали лучше. Это идеал, к которому должны стремиться учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каким же должен быть современный учитель? Результаты нашего исследования показали, что учитель XXI века, по мнению наших учеников, – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек. Учитель должен уметь находить общий язык с учениками, не делить учеников на «любимчиков» и остальных учеников, совершенствоваться как личность, но в то же время оставаться самим собой.

Детям важно, чтобы их любили, были к ним внимательны, хорошо объясняли материал, помогали, если возникают трудности.  Они совсем не выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес. Многие дети при встрече с грубостью в обращении с учителями теряются, боятся и стараются избегать тех уроков, на которых себя неудобно чувствуют. Так складывается отношение к предметам и к учебе в целом.

Приведенные характеристики иллюстрируют, как важно для учителя, прежде всего, установить положительный контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь четко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают.

Поэтому, на наш взгляд, так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения, которые не обижают и не унижают ни одну из сторон. Как это сделать, дети подскажут сами, нужно только периодически знакомиться с их потребностями и не относиться предвзято к мнениям, которые они высказывают.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и в первую очередь – детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Латышина Д.И. «История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века)» М.: издательская группа «Форум» - «Инфра-м», 1998.
  2. Маркова А.К. «Психология труда учителя», М.: Просвещение, 1993.
  3. Маркова А.К. «Психология профессионализма», М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.
  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.
  5. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал.- 1980.- №5.
  6. Пискунов А.И. «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века», М.: Творческий Центр Сфера, 2005.
  7. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии.-1982.-№ 1.-С.69-750.
  8. В.А. Сластенин «Педагогика», М.: «Школа – Пресс», 1997
  9. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М. Лизинского. М.: 2003, с.74
  10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22.
  11. Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения», М.: Педагогика, 1973 – Т.1

Уважаемый ученик! Просим Вас принять участие в социологическом опросе «Образ учителя глазами современных учеников». Для этого ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Анкета №1

1. Ваш пол и возраст______________________________________________________

2. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников (да/нет)?_____________________________________________

 3. Каким должен быть пол и возраст учителя?________________________________

4. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся (да/нет)?_________

5. Должен ли учитель повышать свою квалификацию (да/нет)?__________________

6. Должен ли учитель совершенствоваться как личность (да/нет)?________________

Анкета №2

  1. Какие качества должны преобладать у современного учителя? (не более двух вариантов).

А) профессиональные

Б) коммуникативные

В) личностные

Г) интеллектуальные

  1. Каких качеств не хватает современному учителю (не более двух вариантов)?

А) доброты

Б) взаимопонимания с учениками

В) профессионального знания предмета

Г) юмора

Д) терпения

Е) строгости

  1.  Изменялось ли Ваше отношение к учителю по мере взросления?

А) изменялось в лучшую сторону.

Б) изменялось в худшую сторону

В) не изменялось.

  1. На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс (не более двух вариантов)?

А) на то, во что он одет

Б) на прическу

В) на настроение

Г) на макияж

  1.  Случалось ли у Вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

 А) постоянно происходит

Б) один раз было

В) такого никогда не было.

  1.  Есть ли в Вашей жизни учитель, благодаря которому Вы стали лучше?

А) да

Б ) нет

В) я об этом не задумывался.

  1.  Какими качествами учитель не должен обладать?

А) грубость

Б) равнодушие к ученикам

В) деление учеников на «любимчиков» и остальных учеников.

Г )ни одним из этих качеств.

Уважаемый ученик! Просим Вас принять участие в социологическом опросе «Образ учителя глазами современных учеников». Для этого ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Анкета №1

1. Ваш пол и возраст______________________________________________________

2. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников (да/нет)?_____________________________________________

 3. Каким должен быть пол и возраст учителя?________________________________

4. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся (да/нет)?_________

5. Должен ли учитель повышать свою квалификацию (да/нет)?__________________

6. Должен ли учитель совершенствоваться как личность (да/нет)?________________

Анкета №2

  1. Какие качества должны преобладать у современного учителя? (не более двух вариантов).

А) профессиональные

Б) коммуникативные

В) личностные

Г) интеллектуальные

  1. Каких качеств не хватает современному учителю (не более двух вариантов)?

А) доброты

Б) взаимопонимания с учениками

В) профессионального знания предмета

Г) юмора

Д) терпения

Е) строгости

  1.  Изменялось ли Ваше отношение к учителю по мере взросления?

А) изменялось в лучшую сторону.

Б) изменялось в худшую сторону

В) не изменялось.

  1. На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс (не более двух вариантов)?

А) на то, во что он одет

Б) на прическу

В) на настроение

Г) на макияж

  1.  Случалось ли у Вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

 А) постоянно происходит

Б) один раз было

В) такого никогда не было.

  1.  Есть ли в Вашей жизни учитель, благодаря которому Вы стали лучше?

А) да

Б ) нет

В) я об этом не задумывался.

  1.  Какими качествами учитель не должен обладать?

А) грубость

Б) равнодушие к ученикам

В) деление учеников на «любимчиков» и остальных учеников.

Г )ни одним из этих качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный учитель глазами учеников

Научно - исследовательская работа "Современный учитель глазами учеников"...

Презентация по здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни глазами учеников 10 "А"

Презентация выполнена учениками 10 "А" класса.Фотоматериалы собраны из личных архивов учащихся.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) глазами учеников 10 "А"...

Современный учитель и современный ученик.

Эссе на тему каким должен быть современный учитель и ученик?...

Классный час: "Учитель глазами учеников"

Презентация, подготовленная  к началу учебного года, представляет собой анкетирование учащихся по вопросам отношения к педагогам и учёбе в целом....

Классный час. Современный учитель глазами ученика. 8 класс

Классный час "Современный учитель глазами ученика" 8 класс. Материал классного часа нацелен на воспитание уважения учащихся к профессии учителя, развитие коммуникабельности, творческих спосо...

Образ учителя глазами современного школьника

Социологическое исследование школьника и учителя. По результатам исследования написана статья...