ДОКЛАД Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.
консультация на тему

Краснова Елена Александровна

ДОКЛАД

Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_trudovykh_navykov.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

СРЦ «Родник»                воспитатель Краснова Е.А.

ДОКЛАД

Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.

Дайте детям радость труда

Эту радость ему несут успех, осознание своей

умелости и значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим.

В. А. Сухомлинский

Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — задача дошкольного педагога.

Одна из главных задач работы педагогов — воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях, к которым относятся:

  • эмоционально-положительная атмосфера;
  • демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
  • материальная среда и трудовое оборудование;
  •  участие в ней на правах партнера;
  • поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности.
  • дозированная нагрузка;
  • учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

В своей работе мы опираемся на положения психологии и справочные данные о возрастной динамике становления трудовых навыков у дошкольников в онтогенезе.

Стадии естественного развития трудовых навыков:

1. Запечатление работающих людей (умственное фотографирование).

2. Работа с помощью взрослых (взрослый руками ребенка).

3. Помощь взрослым («неумеющий» взрослый, умелый ребенок).

4. Работа рядом со взрослым.

5. Работа под явным контролем взрослых (опека).

6. Работа под неявным контролем взрослых (даем самостоятельность, незаметно направляем в нужное русло).

7. Самостоятельная работа без контроля взрослых (самоконтроль, самооценка).

8. Умение самостоятельно спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде (высшая стадия формирования трудовых навыков).

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.

Специфика детского труда заключается в следующем:

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

- результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • ручной и художественный труд.

Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников. Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.), это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одновременно развивать познавательные интересы дошкольников (дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева, бросового материала.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы практической работы.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

  • собственной трудовой деятельности;
  • ознакомления с трудом взрослых;
  • художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Основными методами трудового воспитания дошкольников являются:

  • показ;
  • объяснение;
  • обсуждение процесса труда и его результатов;
  • оценка;
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста:

  • поручения;
  • дежурства;
  • общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности (кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); по содержанию (соответствуют видам труда).

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Продолжительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде - единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.  

Как научить малыша трудиться.

Познакомьте ребенка с правилами:

- все, что можешь, делай сам;

- не забывай убирать за собой;

- уважай труд других людей;

- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

- делай все аккуратно, не торопясь;

- не отвлекайся, когда трудишься;

- правильно пользуйся орудиями труда;

- не оставляй работу незаконченной;

- если трудишься не один, работай дружно;

- если окончил дело раньше, помоги другим.

Ребенок полюбит труд, если:

- приобщать его к труду как можно раньше;

- трудиться вместе с ним;

- дать ему постоянное поручение;

- прививать навыки культуры труда;

- поручать работу с достаточной нагрузкой;

- показывать общественную значимость труда

- его важность и необходимость для других.

Нельзя:

- наказывать трудом;

- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;

- давать непосильные поручения;

- допускать отступления от принятых требований;

- забывать благодарить за помощь.

Прежде, чем ребенок начинает трудиться:

- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;

- помогите приготовить орудия труда;

- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам.

После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд; помните, что главный критерий оценки — трудовая активность, усилия ребенка.

04.09.2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Доклад "Формирование позитивного отношения к знанию как общественной ценности и культуры информационного взаимодействия"

Текст доклада на совещание классных руководителей 5-11 классов.            Быстрое увеличение потока информации, глобальный процесс информатизации, невиданные темпы ...

Доклад: Формирование устойчивого позитивного отношения к учебе в современных условиях

Тезисы: 1.Условия обучения учащегося в сельской детской школе искусств2.Индивидуальный подход к обучению3.Профессиональная деятельность педагога4.Усвоение учебного материала5.Формирование мотивац...

Доклад «Формирование духовно – нравственного развития школьника в трудовой деятельности»

Доклад«Формирование духовно – нравственного развития школьника в трудовой деятельности»...

Воспитание у подростка позитивного, адаптивного отношения к себе, миру и к будущему

В последнее время специалисты, работающие с подростками замечают, что ребята часто бывают сверхобидчивы, а обычные трудности для них становятся травматичными и непереносимыми. Важно формировать у ребя...

Организация управленческой и педагогической деятельности по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию у всех участников образовательного процесса.

В статье рассматриваются ключевые элементы деятельности коллектива школы по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию: разведение понятий оценка и отметка; открытость и прозрачность...