Урок на тему «Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами.»
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды.
Раскрыть сущность позитивных отношений между организмами.
Сформировать умение различать проявления разных форм симбиоза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu.docx | 934.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии на тему:
«Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами.
Антибиотические отношения между
организмами.»
для 11 класса
Выполнено:
Кумуковой И.М.
Взаимоотношения между организмами.
Позитивные отношения между организмами.
Задачи. Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды.
Раскрыть сущность позитивных отношений между организмами.
Сформировать умение различать проявления разных форм симбиоза.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
Ход урока
1.Изучение нового материала.
Разнообразие взаимосвязи живых существ.
1.Вводная беседа.
Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Между ними возникают позитивные, негативные и нейтральные взаимоотношения.
Взаимоотношения
Позитивные Негативные Нейтральные
(симбиоз) Обе взаимодействующие Партнеры не влияют друг на друга
Оба партнера (или один из них) популяции (или одна из них) (окунь-крот)
извлекают пользу от другого испытывают отрицательное
влияние
Дополнительная информация.
Живые организмы определенным способом связаны друг с другом. Различают следующие виды связей : трофические (один вид питается другим – живыми особями ,мертвыми остатками продук-тами жизнедеятельности ),топические (изменение одним видом условий обитания другого вида), форические (один вид использует для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки или даже живых особей другого вида).
2.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по изучению взаимовыгодного сожительства-кооперации.
Задание 1. Внимательно прочитайте текст
Назовите формы симбиоза.
Симбиоз
кооперация мутуализм комменсализм
Ответьте на вопрос: В чем заключаются особенности кооперации, мутуализма, комменсализма?
Ответ: При кооперации польза для всех партнеров очевидна.
При мутуализме возникает взаимополезное сожительство, но присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них.
При комменсализме один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично.
Задание 2. Приведите примеры кооперации, мутуализма, комменсализма.
Задание 3. В чем состоит эволюционное значение симбиоза?
Задание 4. На основе каких типов взаимоотношений мог возникнуть мутуализм в процессе эволюции? Предложите гипотезу.
2. Закрепление знаний.
Обобщающая беседа о сущности позитивных отношений, разнообразных формах этих отношений; закрепление умений различать кооперацию, мутуализм, комменсализм в конкретных примерах.
1.Какие характерные признаки свойственны симбиозу?
2.Приведите примеры кооперации среди позвоночных животных.
3.Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших.
4.Охарактеризуйте особенности взаимоотношений некоторых грибов и деревьев.
5.Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения комменсализма?
6.Каковы особенности нахлебничества?
Задание на дом: читать с. 546-550, ответить на вопросы на с. 551. Подготовить сообщение о различных формах симбиоза (по желанию учащихся).
Взаимоотношения между организмами.
Антибиотические отношения
Между организмами.
Задачи. Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений.
Продолжить углубление знаний об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
Ход работы
1.Проверка домашнего задания.
Задание 1(фронтально, письменное).
Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.
1.Мутуализм 1.Особи одного вида используют остатки пищи особей
другого вида
2.Комменсализм 2.Особи одного вида предоставляют убежище особям
(нахлебничество) другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы
3.Комменсализм 3.Совместное сосуществование особей двух или более видов
(квартирантство)
Ответ:1-3;2-1;3-2
Задание 2. Взаимодействие двух организмов теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов «+», «-« и «0»,где «+» обозначает улучшение положения для организмов, «-« -его ухудшение и «0» - отсутствие значимых изменений при взаимодействии.
Поставьте напротив предложенных типов биотехнических взаимодействий соответствующую пару символов.
Симбиоз (++)
Нахлебничество (+0)
Квартирантство (+0)
Кооперация (++)
Взаимопроверка, подведение результатов.
2. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа о сущности антибиоза и разных формах его проявления его проявления.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение разных взаимоотношений между организмами в сообществах. Предлагаю вам вместе со мной составить план изучения антибиотических взаимоотношений. С чем у вас ассоциируется термин «антибиоз»?
Учитель обращает внимание на часть «анти», учащиеся высказывают свои ассоциации.
С помощью учителя, обобщив все возникшие ассоциации ,учащиеся формируют определения такого типа взаимоотношений живых организмов.
Антибиоз- форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывает отрицательное влияние другой.
Примерный план изучения
антибиотических взаимоотношений
1)Сущность антибиоза.
2)Формы антибиоза.
3)Значение (экологическое,
эволюционное).
4)Практическое использование
знаний об антибиотических
отношениях между организмами
в медицине и сельском хозяйстве.
2.Самостоятельная работа с текстом учебника (⸹17.4.2)
Задание 1. В соответствии с составленным планом дайте общую характеристику антибиотических взаимоотношений.
Учитель. Хищничество- одна из самых распространенных форм, имеющих большое значение для саморегуляции биоценозов.
Черный живоглот: натощак; с большой рыбой в желудке.
Задание 2. Внимательно прочитайте статью «Хищничество» (⸹ 17.4.2), найдите и подчеркните простым карандашом основные мысли данной статьи.
Учащиеся зачитывают «основные мысли», участвуют в обсуждении.
Задания по выбору:
Задание 1. Составьте план статьи «Хищничество».
Задание 2. Докажите, что естественный отбор, действующий в популяции хищников и в популяции жертв, увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи, а также средств защиты и избежания хищников. (Постоянно совершенствуются связи «хищник-жертва» в процессе эволюции.)
Учащиеся представляют и обсуждают планы и доказательства.
Беседа о паразитизме с привлечением заранее подготовленных выступлений учащихся, характеризующих многообразие паразитических отношений, проявляющихся в органическом мире.
Аскариды в тонком кишечнике.
3. Закрепление изученного на уроке материала.
Вопросы.
-По каким критериям можно отличить хищничество от паразитизма?
-Какова эволюционная роль этих форм взаимоотношений?
-Как вы думаете, каким образом взаимоотношения между организмами между различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экологической системе?
Задание. Заполните таблицу.
Виды взаимоотношений
Виды антибиотических взаимоотношений | Сущность взаимоотношений | Примеры |
Хищничество Паразитизм |
Задание на дом: читать с. 551-564, ответить на вопросы на с.586.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Взаимоотношения между организмами»
Урок разносторонний, в нем присутствует разделение на группы, разнообразные задания разбитые на варианты, тесты. Тип урока: обобщающий...
Конспект урока "Биологические взаимоотношения между организмами"
Конспект урока "Биологические взаимоотношения между организмами".Цель урока: расширить знания обучающихся о многообразии биотических связей в природе, выявить их особенности, систематизировать их по о...
Типы взаимоотношений между организмами
Данный атериал можно ипользовать на уроках биологи и экологии...
Презентация на тему "Взаимоотношения между организмами"https://cloud.mail.ru/public/fZ3W/44UB4K4eq
Материал презентации на тему: "Взаимоотношения между организмами " предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 34.02.01."Сестринское дело" , 33.02....
Группа МЖКХ3 Биология Тема "Взаимоотношение между организмами в природе" (26.02.2021)
Задание:1. Прослушайте видеолекцию: «Негативные взаимоотношения между организмами» Ссылка https://disk.yandex.ru/i/PakB4MOaIK1HpA2. Ответьте на вопросы:Какие негативные взаимоотношени...
Технологическая карта по темам "Взаимоотношения между организмами", "Агроценоз", 11 класс
Технологические карты предназначаются для смостоятельного изучения материала,...
Рабочий лист к уроку биологии в 5 классе "Взаимоотношения между организмами в природном сообществе"
Рабочий лист можно использовать для работы с новым материалом, а также для проверки знаний по данной теме. Материал содержит задания базового уровня и повышенного....