Урок на тему «Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами.»
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Ирина Мухамедовна Кумукова

Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды.                                                                                                          

    Раскрыть сущность позитивных отношений между организмами.

    Сформировать умение различать проявления разных форм симбиоза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu.docx934.25 КБ

Предварительный просмотр:

   

Урок по биологии на тему:

     «Взаимоотношения между организмами.   Позитивные отношения между организмами.

        Антибиотические отношения между  

                            организмами.»                        

                                                                   для 11 класса                         

                                                                  Выполнено:

                                                                         Кумуковой И.М.                                    

                                                                         

                      Взаимоотношения между организмами.

                Позитивные отношения между организмами.

                                                                                                                 

    Задачи. Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды.                                                                                                          

    Раскрыть сущность позитивных отношений между организмами.

    Сформировать умение различать проявления разных форм симбиоза.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

    Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

                                                               Ход урока 

    1.Изучение нового материала.

    Разнообразие взаимосвязи живых существ.

    1.Вводная беседа.

     Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Между ними возникают позитивные, негативные и нейтральные взаимоотношения.

                                                                Взаимоотношения

   

       Позитивные                                       Негативные                                   Нейтральные                      

           (симбиоз)                                                       Обе взаимодействующие                               Партнеры не влияют друг на друга

Оба партнера (или один из них)                            популяции (или одна из них)                         (окунь-крот)

извлекают пользу от другого                                  испытывают отрицательное

                                                                                         влияние

     Дополнительная информация.

     Живые организмы определенным способом связаны друг с другом. Различают следующие виды связей : трофические (один вид питается другим – живыми особями ,мертвыми остатками продук-тами жизнедеятельности ),топические (изменение одним видом условий обитания другого вида), форические (один вид использует для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки или даже живых особей другого вида).

      2.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по изучению взаимовыгодного сожительства-кооперации.

      Задание 1. Внимательно прочитайте текст

Назовите формы симбиоза.

                                                                          Симбиоз

 

                                    кооперация                           мутуализм                                комменсализм  

       Ответьте на вопрос: В чем  заключаются особенности кооперации, мутуализма, комменсализма?

       Ответ: При кооперации польза для всех партнеров очевидна.

        При мутуализме возникает взаимополезное сожительство, но присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них.

        При комменсализме один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично.

         Задание 2. Приведите примеры кооперации, мутуализма, комменсализма.

1655883_1.png

    Задание 3. В чем состоит эволюционное значение симбиоза?

    Задание 4. На основе каких типов взаимоотношений мог возникнуть мутуализм в процессе эволюции? Предложите гипотезу.

   

     2. Закрепление знаний.

     Обобщающая беседа о сущности позитивных отношений, разнообразных формах этих отношений; закрепление умений различать кооперацию, мутуализм, комменсализм в конкретных примерах.

     1.Какие характерные признаки свойственны симбиозу?

     2.Приведите примеры кооперации среди позвоночных животных.

     3.Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших.

     4.Охарактеризуйте особенности взаимоотношений некоторых грибов и деревьев.

     5.Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения комменсализма?

     6.Каковы особенности нахлебничества?

     Задание на дом: читать с. 546-550, ответить на вопросы на с. 551. Подготовить сообщение о различных формах симбиоза (по желанию учащихся).

                             Взаимоотношения между организмами.

                                        Антибиотические отношения

                                                 Между организмами.

     Задачи. Продолжить  углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений.

     Продолжить углубление знаний об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов.

     Тип урока: комбинированный.

    Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

                                                                       

                                                                           Ход работы

    1.Проверка домашнего задания.

     Задание 1(фронтально, письменное).

     Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.

1.Мутуализм                                             1.Особи одного вида используют остатки пищи особей  

                                                                       другого вида

2.Комменсализм                                     2.Особи одного вида предоставляют убежище особям

(нахлебничество)                                    другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы

3.Комменсализм                                     3.Совместное сосуществование особей двух или более видов  

(квартирантство)

     Ответ:1-3;2-1;3-2

     Задание 2. Взаимодействие двух организмов теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов «+», «-« и «0»,где «+» обозначает улучшение положения для организмов, «-« -его ухудшение и «0» - отсутствие значимых изменений при взаимодействии.

    Поставьте напротив предложенных типов биотехнических взаимодействий соответствующую пару символов.

                                                      Симбиоз (++)

                                                      Нахлебничество (+0)

                                                      Квартирантство (+0)

                                                      Кооперация (++)

    Взаимопроверка, подведение результатов.

    2. Изучение нового материала.

   1. Вводная беседа о сущности антибиоза и разных формах его проявления его проявления.

   Учитель. Сегодня мы продолжим изучение разных взаимоотношений между организмами в сообществах. Предлагаю вам вместе со мной составить план изучения антибиотических взаимоотношений. С чем у вас ассоциируется термин «антибиоз»?

    Учитель обращает внимание на часть «анти», учащиеся высказывают свои ассоциации.

    С помощью учителя, обобщив все возникшие ассоциации ,учащиеся формируют определения такого типа взаимоотношений живых организмов.

    Антибиоз- форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывает отрицательное влияние другой.

                                                 Примерный план изучения

                                           антибиотических взаимоотношений

   1)Сущность антибиоза. Muravej-i-gusenitsa.jpg

   2)Формы антибиоза.

   3)Значение  (экологическое,

эволюционное).

   4)Практическое использование

знаний об антибиотических

отношениях между организмами

в медицине и сельском хозяйстве.

   2.Самостоятельная работа с текстом учебника (⸹17.4.2)

   Задание 1. В соответствии с составленным планом дайте общую характеристику антибиотических взаимоотношений.

   Учитель. Хищничество- одна из самых распространенных форм, имеющих большое значение для саморегуляции биоценозов.

                                                                                2150.jpg           

  Черный живоглот: натощак; с большой рыбой в желудке.

    Задание 2. Внимательно прочитайте статью «Хищничество» ( 17.4.2), найдите и подчеркните простым карандашом основные мысли данной статьи.

    Учащиеся зачитывают «основные мысли», участвуют  в обсуждении.

   Задания по выбору:

   Задание 1. Составьте план статьи «Хищничество».

   Задание 2. Докажите, что естественный отбор, действующий в популяции хищников и в популяции жертв, увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи, а также средств защиты и избежания хищников. (Постоянно совершенствуются связи «хищник-жертва» в процессе эволюции.)

    Учащиеся представляют и обсуждают планы и доказательства.

    Беседа о паразитизме с привлечением заранее подготовленных выступлений учащихся, характеризующих многообразие паразитических отношений, проявляющихся в органическом мире.  

                                                                                                                                                       14ccefddc7e6867d1539ac0904231c86.jpg Аскариды в тонком кишечнике.

     3. Закрепление изученного на уроке материала.

   Вопросы.

   -По каким критериям можно отличить хищничество от паразитизма?

   -Какова эволюционная роль этих форм взаимоотношений?

   -Как вы думаете, каким образом взаимоотношения между организмами между различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экологической системе?

    Задание. Заполните таблицу.

                                                               

                                                         Виды взаимоотношений

Виды антибиотических     взаимоотношений            

            Сущность взаимоотношений                          

              Примеры

Хищничество

Паразитизм

 

     

   

     Задание на дом: читать с. 551-564, ответить на вопросы на с.586.                      

                                                                             

   

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Взаимоотношения между организмами»

Урок разносторонний, в нем присутствует разделение на группы, разнообразные задания разбитые на варианты, тесты. Тип урока: обобщающий...

Конспект урока "Биологические взаимоотношения между организмами"

Конспект урока "Биологические взаимоотношения между организмами".Цель урока: расширить знания обучающихся о многообразии биотических связей в природе, выявить их особенности, систематизировать их по о...

Типы взаимоотношений между организмами

Данный атериал можно ипользовать на уроках биологи и экологии...

Презентация на тему "Взаимоотношения между организмами"https://cloud.mail.ru/public/fZ3W/44UB4K4eq

Материал презентации на тему: "Взаимоотношения  между организмами " предназначен  для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 34.02.01."Сестринское дело" , 33.02....

Группа МЖКХ3 Биология Тема "Взаимоотношение между организмами в природе" (26.02.2021)

Задание:1. Прослушайте видеолекцию: «Негативные взаимоотношения между организмами» Ссылка https://disk.yandex.ru/i/PakB4MOaIK1HpA2. Ответьте на вопросы:Какие негативные взаимоотношени...

Технологическая карта по темам "Взаимоотношения между организмами", "Агроценоз", 11 класс

Технологические карты предназначаются для смостоятельного изучения материала,...

Рабочий лист к уроку биологии в 5 классе "Взаимоотношения между организмами в природном сообществе"

Рабочий лист можно использовать для работы с новым материалом, а также для проверки знаний по данной теме. Материал содержит задания базового уровня и повышенного....