Доклад: Формирование устойчивого позитивного отношения к учебе в современных условиях
статья по музыке по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Микка Галина Александровна
Преподаватель ДШИ №2 п.Октябрьский
Чердаклинского района, Ульяновской области
Доклад: Формирование устойчивого позитивного отношения к учебе на народном отделении ДШИ в современных условиях
Тезисы:
1.Условия обучения учащегося в сельской детской школе искусств
2.Индивидуальный подход к обучению
3.Профессиональная деятельность педагога
4.Усвоение учебного материала
5.Формирование мотивации к обучению
6.Проблемы и пути решения отсева учащихся в детской школе
искусств
Начальное музыкальное образование, осуществляемое в ДШИ, является особым видом дополнительного образования детей, цель которого состоит в подготовке образованных музыкантов-любителей (слушателей и исполнителей) академической музыки и предпрофессионального обучения наиболее одаренных учащихся как будущих специалистов музыкального искусства.
Процесс модернизации не прошел мимо детских школ искусств. В наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.
Однако, в настоящее время существует большая проблема: какие создать условия для обучения учащихся и каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться? С каждым годом все меньше и меньше желающих обучаться в ДШИ, выпускники составляют только около 50% от поступивших учащихся. Особенно это касается наших сельских музыкальных школ, хотя в городах эта проблема также актуальна. Многие дети не хотят обучаться в музыкальной школе, так как считают, что музыка -это скучно, неинтересно. Другой причиной, по которой родители не отдают детей в музыкальную школу, может являться финансовый вопрос, так как обучение в школе, как правило, платное. Также, у некоторых учащихся, посещающих детскую школу искусств, часто нет заинтересованности в учебном процессе. Например: родители очень хотели, чтобы он обучался музыке и отдали его в школу против его воли, или у ребенка нет музыкальных способностей, ничего не получается, пропадает интерес к учебе, а также причиной может быть неправильно выстроенный учебный процесс, многое зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятиях, в общем, причин очень много.
Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником - это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога, эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся первостепенными.
Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Его деятельность, главным образом, зависит от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.
Развитие и совершенствование всех элементов педагогического мастерства возможно только а процессе саморазвития личности учителя, происходящего на основе самообразования и самовоспитания.
Самообразование педагога влияет не только на формирование его профессиональных умений, а также на формирование его профессиональной позиции, на его отношение к своей педагогической деятельности, формирует характер, развивает интеллект. Самообразовательная деятельность это самостоятельная познавательная деятельность по приобретению знаний из различных источников информации, систематизации и обобщению этих знаний.
Педагог дополнительного образования – специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей. Он является равноправным участником совместной деятельности с детьми, способствующий их развитию.
В современных условиях педагог – мастер, это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей - творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
Мастерство убеждения;
Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
Мастерство владения педагогической техникой.
В 80-е годы главной проблемой для меня, начинающего педагога, была проблема как научить ученика тому, что умею сама. Пройдя 30-тилетний путь в профессии, я теперь пытаюсь решить для себя гораздо более трудную, как выяснилось, проблему: как мотивировать учеников на занятия искусством в наше время?
Снижение мотивации к образованию одно из наиболее ощутимых про-явлений кризиса. Все решаемо, если ученик мотивирован. Но мотивировать его к обучению, особенно в области серьёзного классического искусства, сейчас очень сложно. Социальные обстоятельства, связанные с кризисом престижности науки и культуры в нашем обществе, отсутствием когда-то традиционного и заслуженного уважения к школе и культуре, как на уровне способствуют формированию мотивации к приобретению профессиональных навыков в сфере классической музыки. Тем не менее, необходимо учитывать, что кризис несет в себе не только негативные, но и позитивные моменты. Кризисное состояние заставляет активизироваться и искать новые пути. В решении проблемы мотивации необходим комплексный подход, аккумулирующий научный опыт в сфере педагогики, психологии и социологии.
Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен в качестве разных мотивов. Именно поэтому в разные периоды обучения педагогу необходимо учитывать специфику мотивации, определяемую возрастными потребностями.
В общей педагогике выделяют мотивацию к учёбе двух видов: внешнюю и внутреннюю. Большинство родителей, как правило, используют внешнее мотивирование. К его числу относится материальный стимул, когда родители предлагают детям за успешное усвоение знаний материальные ценности или карманные деньги.
Также к внешней мотивации относят различные методы повышения интереса к процессу обучения музыкой. Здесь идёт речь об использовании различных игровых и компьютерных технологий, наглядных пособий, новых форм обучения и т.д.
Кроме того, на некоторых детей хорошо влияет создание ситуации соревнования. Неотъемлемой частью современной системы музыкального образования в нашей стране стали всевозможные конкурсы и фестивали. Чем шире и демократичней будет эта система, тем больше шансов реализоваться, пережив психологическое состояние успеха, будет у каждого, даже не самого одаренного ученика. Убеждение как средство для мотивирования, столь излюбленное педагогами и родителями, с современным ребенком работает малоэффективно.
В организации внутренней мотивации необходимо создавать для ребёнка состояние успеха. Для этого важно отмечать все моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получается. Это будет отличным стимулом к учёбе. Проявляя интерес к успехам и неуспехам ученика, нужно вместе с ним проанализировать, что способствовало тому или иному результату.
Педагогу-музыканту очень важно для формирования мотивации к учёбе ученика знать особенности каждого возрастного периода.
Дошкольный период.
В плане мотивации это как раз наиболее благополучный период, представляющий собой огромное поле для совместного детско-педагогического творчества.
Для него характерны:
- потребность в новых впечатлениях;
- потребность в учении как новой деятельности;
- потребность заслужить похвалу взрослых или как не печально, избежать родительского наказания;
- потребность стать лучшим, стать отличником.
Методы работы: использование новых интересных авторских методик (наряду с классическими, апробированными временем), наглядных пособий, компьютерных технологий, расширение репертуара за счет введения импровизационных музыкальных и внемузыкальных компонентов, насыщенная внеклассная жизнь и т.д.
Начальная школа.
Для этого периода остаются актуальными все вышеперечисленные методы. Но очень важно знать, что в этот период чувство долга возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию. Поэтому здесь необходимо в разумных пределах включать дисциплинарные меры и воспитывать чувство ответственности.
Средние классы.
В музыкальной школе этот период является переломным. К 3-4 классу резко возрастает престижная мотивация – желание получить высокую отметку. В этот период ученики либо бросают обучение музыке, либо у них происходит резкий качественный скачок в профессиональном развитии.
Причины: физиологические (начинается гормональная перестройка), психологические. Если к этому периоду ученик не добился определённых успехов, а занятия музыкой приобретают все более стрессовый характер, срабатывает защитная психологическая защита и ученик уходит из школы.
Старшие классы
Период очень интересный, но по-своему сложный. Здесь происходят процессы активной персонификации личности и стремление образовать своё, недоступное для взрослых, пространство. Попытки самоутверждения могут приводить к протестным действиям. Необходима дифференциация в использовании педагогических методов воздействия по гендерному принципу. Девочки требуют щадящего критического отношения. С мальчиками можно быть жёстче. Здесь в мотивации учеников заметно усиливаются прагматичные тенденции.
Педагогическая система сильно страдает от того, что большинство педагогов тяготеют к авторитарности, считая себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим. Важно не забывать, что чужая правда трудно становится своей.
Очень важно сомневаться и признавать свои ошибки.
Но, самое главное, помнить всегда о том. что только личная убеждённость педагога способна вызвать ответную реакцию ученика. Для того, чтобы «влюбить» ребёнка в музыку, надо быть самому беззаветно преданным ею.
Вызывает беспокойство и снижение контингента обучающихся в последние годы, которое обусловлено рядом причин. Несмотря на усилия педагогов по популяризации русской инструментальной музыки (участие в концертах на различных уровнях: от детских садов, школ и различных культурных учреждений до конкурсов и городских мероприятий), народные инструменты не выдерживают конкуренции с такими традиционно популярными инструментами, как фортепиано, клавишный синтезатор. Это является огромным препятствием по формированию профессиональных классов. Вопрос набора учеников для большинства преподавателей стоит остро. А ведь только при наличии таких классов можно говорить о профориентационной работе в системе подготовки учащихся в средние специальные учебные заведения. Только при определенной массовости обучения игре на этих инструментах возможны качественные изменения в уровне подготовки выпускников.
Ввиду отсутствия конкурса, мы вынуждены принимать в контингент обучающихся практически всех желающих, и поэтому в последние годы на народных инструментах занимаются дети не только с хорошими или средними, но и с минимальными музыкально-слуховыми способностями, а это приводит к тому, что учащиеся часто не справляются с освоением образовательных программ.
К вышеизложенным фактам следует добавить: распространено ошибочное мнение, что народные инструменты легки в освоении. В действительности подлинное постижение игры представляет для многих серьезное препятствие, отталкивающее от занятий. Это и несоответствие размера инструмента физическим параметрам ребёнка, индивидуальная приспособляемость. Зону «особого риска» представляют изменения в кадровом потенциале отделения народных инструментов. Преподаватели старшего поколения, покинув в силу возраста рабочее место, не оставили после себя кадровой смены, что привело к сокращению преподавательского состава народного отделения и, следовательно, к сокращению контингента учащихся.
Безусловно, обеспокоенность вызывают недостаточно реализованные потребности учащихся в коллективном общении. В условиях народного отделения ДШИ, где основная форма работы – индивидуальное обучение в классе специального инструмента, ответственным за воспитание учащихся в первую очередь является преподаватель по специальности. Несмотря на объективные преимущества такой формы работы, индивидуальные занятия не имеют в то же время целого ряда возможностей воздействия преподавателя на ученика, доступных при коллективных занятиях, где сила коллектива активно сказывается через соревнование, критику, оценку достижений учеников своими товарищами. Кроме того, ряд ценных качеств и навыков легче привить учащимся через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, навыки саморегуляции, умения добиваться общей цели.
В практической направленности обучения, осуществляющейся в непосредственной исполнительской деятельности через коллективное творчество в составе школьного ансамбля или оркестра народных инструментов. Оркестр – это не только возможность реализации коммуникативных потребностей, но и обеспечение возможности самореализации и социального творчества каждому учащемуся, обеспечение развития его индивидуальности. Девиз ансамбля «Успех ученика – успех всего коллектива» отражает взаимоответственность, сопричастность к успеху и личностному развитию каждого учащегося.
Итак, можно сделать вывод, что потенциал для становления и развития ключевых компетенций заключается:
1. В разнообразной, многоуровневой системе представления результатов учебного процесса (смотры, конкурсы, фестивали, концерты, просветительские мероприятия), ориентированной на включение обучающихся в реальную исполнительскую и просветительскую деятельность.
2. В оптимизации социального и психологического сопровождения учебного процесса: в «субъект – субъектной» системе построения взаимоотношений, которые основаны на сотрудничестве и сотворчестве. Это положение должно стать реальным построением отношений, в основе которого лежит свобода ребёнка в выборе преподавателя с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребёнка, с другой.
3. В уникальности кадрового состава, основу которого составляют профессионалы, обладающие новым мышлением и передовыми педагогическими технологиями. Это коллектив творчески увлечённых музыкантов – «народников», стремящихся пропагандировать национальное искусство через личную исполнительскую деятельность, активную включённость в музыкально – просветительскую работу.
4. В активизации профориентационной деятельности. Преподавателю, как проводнику народного инструментального искусства, важно целенаправленно вводить народные музыкальные традиции в комплекс учебно-воспитательной деятельности по формированию у учащихся музыкальной и эстетической культуры. Но не только, необходимо создавать проблемные учебные ситуации по формированию внутренней мотивации, в которых учащийся оказывался бы в роли преподавателя, имел возможность применить и оценить свои практические навыки.
5. Особую значимость мы видим в расширении социального партнёрства с образовательными и культурными учреждениями села и города.
Всё этот позволяет утверждать, что в самой системе учебно - воспитательного процесса на отделении народных инструментов заложена возможность разрешения возникших противоречий, а значит переход к компетентностному подходу для преподавателей - народников естественен и не столь проблематичен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях"
Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях (РМО учителей технологии 23.11.2011Г)...
Доклад "Формирование нравственно-этического отношения к природе на уроках чтения"
Формирование любви к природе, бережное отношение к ней...
Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).
Как не растерять интерес школьников к иностранному языку.Пути реализации Федерального государственного образовательного стандарта в современных условиях....
"Формирование понятия правовой нормы у учащихся в современных условиях: социологический анализ".
В данной статье проанализированы результаты социологического исследования, которое позволило опи-сать состояние сформированности понятия правовой нормы у учащихся....
Доклад на тему: Формирование мотивации при обучении английскому языку в современных условиях (ФГОС).
Главной целью образования сегодня является не передача знаний и социального опыта учителя ученику, а развитие личности ученика, умеющей самостоятельно ориентироваться в огромном информационном поле, у...
Доклад на тему: «Формирование мотивации при изучении английского языка в современных условиях ФГОС»
Доклад на заседании ШМО...
Доклад «Формирование практико – ориентировочных интересов при изучении химии в условиях обновленного ФГОС»
Изменения обновленного ФГОС . Роль химии как предмета в формировании естественно- научного мировозрения обучающихся....