Организация управленческой и педагогической деятельности по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию у всех участников образовательного процесса.
статья

В статье рассматриваются ключевые элементы деятельности коллектива школы по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию: разведение понятий оценка и отметка; открытость и прозрачность критериев оценивания; комплексное применение формирующего и суммативного оценивания. Принятие комплексных управленческих и педагогических решений по организации работы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon объективное оценивание45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация управленческой и педагогической деятельности по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию у всех участников образовательного процесса.

Любая деятельность должна, бесспорно, быть оценена. Если качество проделанной работы никак не оценивается, мы не сможем быть уверены, что «движемся в правильном направлении». И каждый труд должен быть оценен объективно, что сделать зачастую не так просто. Что может помешать учителю? Личностное отношение к обучающему, «собственные» стандарты оценивания, нежелание признавать общие изменения как в обществе, так и в образовании; нежелание меняться самому или, наоборот, нехватка опыта? И если учитель не способен объективно оценить выполненную работу, то ни один родитель не сможет позитивно относиться к такому оцениванию. Но во всем нужен порядок, алгоритм, который должен быть абсолютно прозрачен и для учителя, и для обучающегося, и для администрации, и для родителя.

Как оценивать? В чем разница между оценкой и отметкой? К чему родители и обучающиеся должны относиться позитивно: к процессу оценивания, степени овладения усвоенным материалом, уровню его подготовки или же к способу выражения знаний ребенка в балльной системе?

В нашем образовательном учреждении на сегодняшний день 1180 обучающихся. Самый многочисленный состав как учеников, так и педагогов в городе. Следовательно, и родителей, имеющих высшее образование, умеющих незамедлительно реагировать на все изменения, происходящие в системе образования, более 89 процентов. Но каждый родитель желает получить качественное образование для своих детей. Согласно данным исследования НОК (независимой оценки качества), проведенной в 2021 году, наша школа показала достойный результат: 98,6 баллов – открытость и доступность информации об организации; 97 баллов – комфортность предоставления услуги; 98 баллов – доброжелательность, вежливость работников организации; 97,8 баллов – удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности организаций

Это означает, что в школе сложились доверительные отношения. И педагоги, и родители, и обучающиеся являются единым коллективом. И первым шагом стало как раз разведение понятий оценка и отметка для каждого участника образовательного процесса. Ведь нередко можно встретить ситуацию, когда учитель сначала выставляет отметку, а потом дает оценку выполненной работы. Но только в расширенном оценочном суждении педагог имеет возможность сначала поощрить правильные ответы, и только потом указать на допущенные ошибки, объяснить, почему поставлена та или иная отметка. Именно благодаря оценке осуществляется обратная связь педагог – ученик - родитель, потому как оценка становится своеобразным индикатором выявления тех или иных проблем, которые возникают в процессе получения образования. Отсутствует предвзятое отношение к ученику и возникает возможность мотивирования на улучшение качества знаний. Ежегодно школа проводит мастер-классы для родителей по процессу оценивания знаний ученика, когда сам родитель выступает в роли педагога для своего ребенка.

Вторым важным шагом на пути к позитивному отношению к объективному оцениванию мы считаем открыть и прозрачность критериев оценивания. В начале учебного года каждый участник образовательного процесса не только знакомится с нормативами оценивания всех форм работы, но и имеет памятки по оцениванию. Это позволяет исключить множество вопросов со стороны как обучающихся, так и их родителей. Особую значимость это приобретает на переходе из начальной школы в основную и из основной в старшую. Таким образом мы предопределяем все возможные негативные эмоции, которые могут иметь место быть в отношении полученной оценки.

На протяжении последних лет наша школа ежегодно принимает участие в федеральных и региональных мониторинговых исследованиях: PISA, мониторинговые исследования функциональной грамотности. И достаточно высокие результаты этих процедур позволяют нам вести работу по комплексному использованию двух видов оценивания - формирующего и суммативного, как третьего шага на пути к формированию позитивного отношения к объективному оценивания, ведь оценивать необходимо не только предметные, но и метапредметные результаты на различных этапах образовательного процесса. Но в настоящее время существует ряд противоречий между практикой оценивания и требованиями ФГОС, что выражается в следующем: процесс обучения непрерывен, а оценивание зачастую эпизодично; предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные; развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ребенка только во время урока; цель оценивания - развитие ребенка, но реально оценивание проводится с целью констатации факта его обученности. И чтобы преодолеть противоречия между новыми требованиями стандарта и существующей практикой, возникающие при оценивании, необходимо изменить подходы к самому процессу оценивания в школе, основанную на комплексном использовании двух видов оценивания - формирующего и суммативного.

Среди положительных особенностей формирующего оценивания на сегодняшний момент мы выделяем следующие: 1) должно помогать ребенку учиться более эффективно и продуктивно; 2) невозможно без обратной связи учитель-ученик; 3) может быть балльным и словесным; 4) проводится на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев; 5) сравнивает образовательные результаты ребенка с его предыдущими результатами; 6) невозможно без использования самооценки и взаимооценки обучающимися их работы. Среди множества методов и приемов формирующего оценивания мы сегодня используем «Недельный отчет». Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. Недельные отчеты – листы, которые ученики заполняет раз в неделю, отвечая на три вопроса: 1) чему я научился за эту неделю? 2) какой изученный материал остался для меня неясным? 3) если бы я был учителем, какие бы вопросы задал ученикам? Работать с такого рода «документацией» не является чем-то абсолютно новым для наших учеников. Ведь у каждого обучающегося, начиная со второго класса, уже имеются зачетные листы с контрольными точками по каждой теме, которые позволяют совместно с родителем планировать работу, отслеживать результаты и выстраивать собственную программу сдачи контрольных точек. Это также повышает чувство сопричастности родителя к планированию своеобразного индивидуального маршрута работы, что сказывается на повышении позитивного отношения к оцениванию.

Суммативное оценивание проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся и проводится помимо контролирующих органов еще и администрацией образовательного учреждения.

Планирование представленной деятельности коллектива по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию требует командной работы всей администрации образовательного учреждения. Четкое распределение обязанностей директором школы для административной команды, прогнозирование и анализ, умение «видеть» в родителях прежде всего союзников, а в учениках – потенциал будущего. А также принятие комплексных решений по направлениям деятельности, обязательное создание дорожных карт и своевременное внесение корректировок в нормативные акты школы, и организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса и неукоснительное соблюдение основных принципов позитивного отношения к объективному оцениванию:

- открытость и прозрачность оценивания, в том числе и формирующего;

- открытость и прозрачность критериальной базы;

- участие образовательной организации в федеральных и региональных исследованиях;

- анализ и планирование деятельности по позитивному оцениванию.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Сущность оценки и отметки./ Ш.А.Амонашвили. - Москва, 2007. – 5 с.
  2. Бетчер, Т.И. Оценка и отметка./Т.И.Бетчер. - Москва, 2016. – 10 с.
  3. Богуславский, М.В. Оценка успеваемости как фактор повышения школьной успешности./ М.В.Богуславский. - Москва, 2008. – 3 с.
  4. Курова, Ю. А. Оценка и отметка./ Ю.А.Курова. - Москва, 2013. – 3 с.
  5. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. Учебно-методическое пособие./ О.Н.Крылова., Е.Г.Бойцова. - - Санкт-Петербург, 2019. – 119 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса

Основы метапредметного обучения русскому языку  и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса...

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...

Педсовет на тему "Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса"

Урок может быть проведен как в традиционной форме, так и с использованием инновационных технологий....

Рекомендации по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса

Возможные варианты работы по налаживанию взаимодействия...