ПРОГРАММА КУРСА "Я И МЫ"
материал по теме
Автор программы: педагог-психолог, Саватеева Т.В.
Программа рассчитана на 2 года для подростков 11-12 лет. Данный специализированный курс направлен на необходимость научить подростков ориентироваться в современном мире, осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни.
Для просмотра программы нажмите: скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_my_2013-2014.docx | 63.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №17 г.Карталы, Челябинская область
Автор программы: педагог-психолог, Саватеева Т.В.
Программа рассчитана на 2 года для подростков 11-12 лет. Данный специализированный курс направлен на необходимость научить подростков ориентироваться в современном мире, осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни.
http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970890/
http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970891/
http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970892/
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Рассмотрено и принято «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор МОУ СОШ №17
Протокол №______от __________ __________Л.Н. Руднева
Приказ №
ПРОГРАММА КУРСА
«Я и мы»
Автор программы:
Саватеева Т.В.
педагог-психолог
возраст детей: 11-12 лет
Срок реализации: 2 года
г. Карталы
2013-2014г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовая и документальная основа
- Цель и задачи программы
- Методы и приемы, средства обучения
- Планируемые результаты реализации программы
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Литература для педагогов
- Литература для детей
Пояснительная записка.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
Огромное влияние на подростков оказывают такие киты воспитания, как семья, школа, ближайшее окружение сверстников, средства массовой информации, поэтому необходимо научить подростков ориентироваться в современном мире, осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни.
Научить подростка бережно относиться к своему здоровью и природе, общаться с близкими людьми и друзьями, задуматься о смысле жизни, своей ответственности за себя и близких людей.
Как известно, жизненно важными потребностями для подростка являются самопознание, взаимопонимание со сверстниками, уважение и признание в значимом кругу друзей, признание чувства взрослости. Данные занятия помогут подростку удовлетворить эти значимые для него потребности, осознать себя личностью, способной к совершенствованию, разбираться в себе, в своих потребностях, черты своего характера.
Программа рассчитана на 2 года для подростков 11 – 12 лет. Средний школьный возраст самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различия, определять причину и следствие. Они охотно откликаются на возможность узнать что-то новое о себе, о своём характере, поговорить о своих проблемах. Ребятам интересны занятия, в ходе которых, можно высказывать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать духовно-нравственную, социально-активную, образованную и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России)
Цель курса - создание условий для формирования духовно-нравственной личности ребенка, (гражданина и патриота своей страны) с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; осмысление ребенком-подростком своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, создание теоретического фундамента их саморазвития.
Задачи курса:
- сформировать системообразующую теоретическую базу для создания управления учащимися своим развитием;
- направить процесс самовоспитания, саморазвития;
- помочь школьникам осознать и принять цели и содержание школьного обучения, воспитания;
- ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования.
- Создать условия для: снижения тревожности; развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Методы и приёмы, средства обучения:
Теоретические:
- беседы,
- сообщения,
- просмотр видеоматериала,
- экскурсии,
Практические:
- методики, тесты, опросники,
- игры, игры-тренинги,
- интеллектуально-познавательные игры,
- викторины, конкурсы,
- ролевые и подвижные игры.
Планируемые результаты реализации программы
Реализуемая программа внеурочной деятельности позволяет достигнуть следующих результатов:
- Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
- Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
- Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
- Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
- Предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.
- И как конечный результат воспитание личности
- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
- творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
- духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
- гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
- практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
- любящей свою малую и большую Родину.
1 год
Учебно-тематический план. 34 ч
№ п/п | Наименование раздела, темы | теоретические | практические | Всего часов |
| Я – человек. Какой я? (Я думаю, я чувствую, я хочу…) | 1 | 1 | |
Я и мое имя | 1 | 1 | 2 | |
Каким я могу стать? Каким человеком я себя вижу | 1 | 1 | 2 | |
| Я и семья | 1 | 1 | |
Моя семья в прошлом и настоящем | 1 | 1 | ||
Генеалогическое древо | 1 | 1 | 2 | |
| Я и мой класс | 1 | 1 | 2 |
Мои друзья. В дружбе сила! | 1 | 1 | 2 | |
| Что такое конфликт? Конфликты или взаимодействие? | 1 | 1 | 2 |
Я и конфликты. Как научиться жить без драки? | 1 | 1 | ||
Насколько безобидны детские прозвища. | 1 | 1 | ||
| Что такое «стресс»? | 1 | 1 | |
Побеждаем все тревоги. | 1 | 1 | 2 | |
Я умею бороться со стрессом. | 1 | 1 | ||
6 | Мир, в котором я живу. Чем живёт планета Земля? | 1 | 1 | 2 |
Мой край родной. Я живу среди людей. | 1 | 1 | ||
Что такое патриотизм? | 1 | 1 | ||
7 | Спорт и здоровье. | 1 | 1 | 2 |
Мы и наши привычки (режим дня) Мы и наши привычки (правила личной гигиены) | 1 | 1 | ||
Мы и наши привычки (здоровое питание) Вредная и полезная еда | 1 | 1 | 2 | |
Наше физическое «Я» | 1 | 1 | ||
8 | Я и моя безопасность | 1 | 1 | |
Опасности глазами детей | 1 | 1 | ||
Вредные привычки | 1 | 1 |
2 год
Учебно-тематический план. 34 ч
№ п/п | Наименование раздела, темы | теоретические | практические | Всего часов |
1 | Я – человек. Какой я? Что я знаю о себе? | 1 | 2 | 3 |
2 | Каким человеком я себя вижу | 1 | 1 | 2 |
3 | Темперамент. | 1 | 2 | 3 |
4 | Характер | 1 | 2 | 3 |
5 | Впечатление о другом человеке | 1 | 1 | 2 |
6 | Общение и отношения. Межличностные отношения | 2 | 2 | 4 |
7 | Я и мой класс Товарищество и дружба | 2 | 2 | 4 |
8 | Симпатия, антипатия Терпимость в общении | 2 | 1 | 3 |
9 | Дружба. | 1 | 1 | 2 |
10 | Я живу среди людей | 1 | 1 | 2 |
11 | Наше физическое «Я» | 1 | 1 | 2 |
12 | Встреча и интересными людьми Спортсменами школы | 1 | 1 | |
13 | Счастье в семье – это когда… | 1 | 1 | 2 |
14 | Зачем все время учиться? | 1 | 1 |
1 год
Содержание программы:
№ | Тематика | Теоретическая работа | Практическая работа |
1. | Я – человек. Какой я? (Я думаю, я чувствую, я хочу…) | Беседа «Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека» | |
Я и мое имя | Беседа «Что означают наши имена?» сообщения уч-ся о значении своего имени Знакомство детей с историей возникновения имен и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. | ||
Каким я могу стать? Каким человеком я себя вижу | Беседа «Каким человеком я мечтаю стать?»
Познакомить с общими принципами, на которых основаны межличностные взаимодействия; развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми. | Мини-сочинение «Каким человеком я себя вижу» | |
2. | Я и семья | Беседа «Я и моя семья»
| |
Моя семья в прошлом и настоящем | Семейные традиции. Мои предки герои-рассказы детей. «Я и мои родственники» Изучение ребенком своей семьи способствует не только духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. | ||
Генеалогическое древо | Знакомясь с биографиями своих родителей, бабушек, дедушек, дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям. | Составление генеалогического древа | |
3. | Я и мой класс
| Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Стих-е О. Высоцкой Беседа. Формирование положительного эмоционального фона в классе. Воспитание гуманного отношения к одноклассникам. Создание «Портрета класса» | Методики: «Дерево», «Социометрия», Рисование «Я и мой класс» |
Мои друзья. В дружбе сила! | Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению. Сообщение темы и целей занятия -что такое режим дня? -беседа о соблюдении режима дня -д/игра «У дядюшки Трифона» -упр. «Разложи по порядку» коллектива, развивать творческую активность. | Конкурс презентаций. Анкета «Хороший ли ты друг?» | |
4. | Что такое конфликт? | Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» Притчи | |
Конфликты или взаимодействие? | |||
Я и конфликты. Как научиться жить без драки? | Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | ||
Насколько безобидны детские прозвища. | Обидные клички-дразнилки не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они словно маска, которую подсовывают ребёнку, и он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того, чтобы приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени. Что делать ребёнку, которого дразнят? Что делать родителям ребенка, которого дразнят? | ||
5. | Что такое «стресс»? | Дать понятие стресса, его предпосылки, последствия. Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу. | |
Побеждаем все тревоги. | Чтобы справиться со стрессом, человеку необходимо иметь широкий репертуар навыков. В жизни часто люди доходят до стресса, и дети здесь не исключение. Поэтому мы должны суметь подготовить детей к этому. | Овладение способами борьбы со стрессом. Закрепление навыков конструктивного поведения в ситуации стресса. "Я управляю собой" Трениговые занятия для учащихся | |
Я умею бороться со стрессом. | |||
6. | Мир, в котором я живу. | Формирование стремления заботиться об окружающей природе. Воспитание ответственности за свое поведение в природе. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе трудовой деятельности. -сообщение темы и целей занятия - рассматривание глобуса. -художественное слово-осмотр территории школы | Круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом» Субботник |
Чем живёт планета Земля? | |||
Мой край родной. | Но особенно богат озерами Южный Урал. Одно из них, Тургояк, лежит в кольце высоких гор, покрытых соснами, липами, вязами и дубами. Красота природы, прозрачность озера привлекают к Тургояку туристов. Здесь летом отдыхают десятки тысяч людей. Южный Урал богат и высокими горами: Таганай, Иремель, Зигальга, Ямантау. | ||
Я живу среди людей. | Дать ребятам возможность познать окружающий мир на их индивидуальном социальном опыте в конкретных делах, поступках | ||
Что такое патриотизм? | Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества, убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества, | ||
7. | Спорт и здоровье. | Плюсы и минусы занятий спортом. Помощь родителей в выборе определенного вида спорта для занятий ребенка. Полезная совместимость спорта и учебы. | |
Мы и наши привычки (режим дня) Мы и наши привычки (правила личной гигиены) | Формирование потребности к здоровому образу жизни. Воспитание аккуратности. Развитие мышления в процессе игры «Разложи по порядку». сообщение темы и целей занятия -что такое режим дня? -беседа о соблюдении режима дня | -д/игра «У дядюшки Трифона» -упр. «Разложи по порядку» составление персонального режима дня | |
Мы и наши привычки (здоровое питание) Вредная и полезная еда | Формирование основ ЗОЖ. Воспитание культурно-гигиенических навыков при употреблении в пищу овощей и фруктов. Развитие мышления в процессе упр. «Овощ – фрукт». Загадки об овощах и фруктах -рассказ о витаминах и влияния их на организм человека -упр. «Овощ-фрукт». -пословицы Продолжать формировать представления о правильном питании. Воспитание заботливого отношения к своему здоровью. | ||
Наше физическое «Я» | Расширение и углубление знаний учащихся о себе и своем физическом «Я». «Я» физическое – знание своих физических данных. Развитие у детей интереса и стремления к самопознанию и самосовершенствованию. | ||
8. | Я и моя безопасность | Ролевые игры "Моя безопасность Обучение в виде игры придает детям смелость и уверенность, в то время как просто беседы и описание трагических случаев, происшедших с другими детьми, способно напугать их. Помните, что вы не просто даете детям знания о том, как вести себя сегодня. Вы даете им возможность защищать и оберегать себя всю жизнь. | |
Опасности глазами детей | Формирование навыков безопасного поведения. Воспитание ответственности за свои поступки. Развитие мышления в процессе решения проблемных ситуаций. Моделирование ситуаций, поиск путей решения данных ситуаций | ||
Вредные привычки | Просмотр презентации «Вредные привычки», обсуждение. Знакомство с понятием «вредные привычки». Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки». Какие вы знаете пословицы о привычках? Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них? |
2 год
Содержание программы:
№ | Тематика | Теоретическая работа | Практическая работа |
1. | Я – человек. Какой я? Что я знаю о себе? | Беседа: «Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Что такое личность?», | тест «Познай себя» |
2 | Каким человеком я себя вижу | Беседа: «Каким человеком я мечтаю стать?» | Мини-сочинение «Каким человеком я себя вижу» |
3 | Темперамент.
| Что такое темперамент. Типы темперамента и их характеристики. Интроверты и экстраверты. Составляющие темперамента: импульсивность, тревожность, ригидность, пассивность и активность. Оптимистичность и пессимистичность | Тестирование: Тип темперамента. Исследование степени выраженности темперамента. Кто я – оптимист или пессимист? |
4 | Характер | Что такое характер. О чертах характера и для чего нужно знать черты характера. Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем. Как порождается образ. Самооценка. О привычках и воле. Слабоволие. О потребностях, мотивах и действиях. | Тестирование: Решительны ли вы? Шершавый ли вы человек? Капитан? Рулевой? Пассажир? Волевой ли вы человек? Добрый ли вы человек? Написание самохарактеристик. |
5 | Впечатление о другом человеке | Наше отношение к другому человеку складывается как из опыта общения с ним, так и из того впечатления, которое он на нас произвел в данный момент. Встречаясь с человеком прежде всего обращаем внимание на его внешний вид и особенности поведения. Внешний вид - в первую очередь это физический облик: рост, телосложение, пол, возраст, одежда, прическа, а также выражение лица, мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь. | |
6 | Общение и отношения. Межличностные отношения | Отношения, возникающие между людьми в процессе общения, называют межличностными. Особенность межличностных отношений в том, что они взаимны - каждый из общающихся строит их по-своему, исходя из своих потребностей и желаний | |
7 | Я и мой класс Товарищество и дружба | Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. | Методики: «Дерево», «Социометрия», Рисование «Я и мой класс» |
8 | Симпатия, антипатия Терпимость в общении | Личные отношения людей основаны на разнообразных чувствах, которые они испытывают друг к другу. Дискуссия, элементы тренинга. Учиться координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | |
9 | Дружба. | Понятие о дружбе. Книга И.С.Кона «Дружба». Работа с плохими привычками. Выработка хороших привычек. | Анализ литературных примеров и афоризмов о дружбе. Тестирование: Какой я друг? Надежный ли вы человек? |
10 | Я живу среди людей | Дать ребятам возможность познать окружающий мир на их индивидуальном социальном опыте в конкретных делах, поступках | |
11 | Наше физическое «Я» | Расширение и углубление знаний учащихся о себе и своем физическом «Я». «Я» физическое – знание своих физических данных. Развитие у детей интереса и стремления к самопознанию и самосовершенствованию. | |
12 | Встреча и интересными людьми. Спортсменами школы | Познакомить со спортсменами школы. Воспитывать чувство гордости за свою школу. | |
13 | Счастье в семье – это когда… | Конкурс сочинений | |
14 | Зачем все время учиться? | Беседа |
Литература, используемая педагогом:
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001
- Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия, Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009
- Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
- Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. М.: Просвещение, 2011
- Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
- Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
- Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьнико
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с. - Конспекты к урокам написаны на основе учебного пособия для 6 класса по психологии под редакцией Дубровиной И.В.
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
- Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
- О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
- Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники, которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
- Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
- Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М., «Генезис», 20000
- Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006
- Хромова С.А. Игровые уроки общения.М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Рабочая программа курса Математика (I и II курс)
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...