ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ)
методическая разработка
Пропаганда ЗОЖ и профилактика наркомании, табакокурения,алкоголизма,и других зависемостей. Профилактика преступности и правонарушений является приоритетной в воспитательной работе школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_addiktivnogo_povedeniya_u_podrostkov_iz_opyty_raboty_shkoly.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ)
Пропаганда ЗОЖ и профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, и других зависимостей. Профилактика преступности и правонарушений является приоритетной в воспитательной работе школы. В нашей школе эта работа ведется по четырем основным направлениям:
- по профилактике употребления психоактивных веществ программа;
-борьба с преступностью и профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении программ;
- организация условий для развития навыков здорового образа жизни;
- индивидуальная работа с семьями и обучающимися, требующими особого внимания.
В школе создан Совет профилактики, на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности. Составлен план работы Совета профилактики. Приглашаются учащиеся и их родители, которые нуждаются в педагогической помощи. Классные руководители ведут работу по выявлению и предупреждению случаев табакокурения, наркомании и распития спиртных напитков среди учащихся. С этой целью регулярно проводятся рейды по микрорайону «Детское время», дежурство учителей во время дискотек и других праздничных мероприятий.
Исходя из запросов учащихся и возможностей школы, были определены направления внеучебной деятельности: конструирование, физкультурно-оздоровительное, библиотечный калейдоскоп, хореографический кружок.
При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие программ, соответствующих индивидуальным запросам учащихся, их половозрастным особенностям.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит - научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исполнять золотые правила нравственности.
Наш ученик – это не только школьник, но и человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком, в будущем, станет ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой целью школа изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желания изменить ситуацию к лучшему.
Немалое место в воспитательной работе занимает профилактическая работа с родителями.
- проведение классных и общешкольных родительских собраний;
-выявление и работа с неблагополучными семьями;
-индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями «трудных» подростков;
- родительский патруль, общешкольные педагогические рейды;
- приглашение родителей на заседания Совета профилактики;
Союз семьи и школы - это важнейшее условие воспитания обучающихся в настоящее время, ведь проблемы учащихся не могут быть в принципе решены без участия семьи.
Табакокурение, алкоголь, наркотики – это путь, ведущий к разрушению человеческой личности и к смерти. Поэтому воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, бережного отношения к своему здоровью, пропаганда ЗОЖ - вот ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив в воспитательной работе нашей школы[6].
В рамках реализации Программы профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма для 5-11 классов, рекомендованной Министерством образования, в школе проводятся классные часы по следующим темам: «Образ жизни и здоровье», «Профилактика табакокурения», «Профилактика употребления алкоголя», «Профилактика наркомании и токсикомании». Для обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у ребят отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Для формирования устойчивых основ здорового образа жизни, положительных жизненных навыков и отрицательного отношения к употреблению ПАВ среди обучающихся, в школе используются разнообразные формы работы. Особое внимание в воспитательной работе школы уделяется физическому воспитанию обучающихся. Уроки физической культуры проводятся на спортивной площадке, в спортзалах школы. Традиционно 2 раза в год проводятся Дни Здоровья.
Традиционно в ноябре-декабре в школе проводится Месячник «Здорового образа жизни». В рамках месячника по профилактике организуются родительские собрания. Проведение тематических классных часов; посвященных Всемирному дню борьбы со Спидом (1 декабря), Международному дню отказа от курения (третий четверг ноября), Всемирному Дню без табака (31 мая), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта). Проведение дней профилактики курения, алкоголизма, наркомании среди учащихся;
- лекции, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов;
-выступления по школьному радио направленные на профилактику употребления ПАВ;
- конкурсы рисунков, плакатов, акции и проведение тренингов среди «трудных» подростков;
- проведение заседаний Совета профилактики.
В школе организована работа кружков и спортивных секций. В текущем учебном году общий охват дополнительным образованием составляет 98% от общего числа обучающихся школы.
Школьный Совет по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ среди обучающихся координирует деятельность педагогического коллектива и отслеживает результативность профилактической работы. На заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц, своевременно выносятся текущие вопросы, принимаются решения об организации психолого-педагогической помощи семьям и детям.
В школе осуществляется совместная работа с КДН и ПДН, на основании которой проводится постоянный учет детей, требующих повышенного педагогического внимания, организуются различные формы работы с ними (индивидуальные беседы, посещение на дому, профилактические мероприятия). В школе имеются стенды «Уголок профилактики вредных привычек», «Уголок правовых знаний», «Телефон доверия». Ежегодное выступление школьной агитбригады в рамках месячника профилактики вызывает живой интерес у всех обучающихся школы.
В школьной столовой оформлены уголки здорового питания, ежедневно 100% обучающихся школы охвачены горячим питанием.
Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними.
Помимо разовых акций, элементы профилактики наркомании становятся предметом обсуждения в рамках специальных предметов, таких как «Основы безопасности жизнедеятельности», а также косвенно затрагиваются при обсуждении близких тем по биологии, литературе, истории.
Вывод: В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании, преступности среди детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества, употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует. Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании, преступности. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры. Основная часть потребителей наркотиков - молодежь и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населении. Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей. Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению «сверху» и не в едином варианте для всех школ, городов и сел. Параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.
Самым эффективным способом по профилактике различных форм зависимого поведения, скорее всего, является общий уклад жизнедеятельности детей и подростков, создание условий для их нормального психического развития в различные возрастные периоды и кризисные ситуации.
Подводя итоги, можно сказать, что для профилактики зависимого поведения необходимо:
-знать, какие проблемы внутреннего мира решает человек, употребляющий наркотики, отчего он спасается, что компенсирует;
-знать психолого-педагогические условия нормального развития личности и уметь создавать их в реальной действительности;
-уметь оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь родителям.
Список литературы:
1. Блинова Л.Ф., Зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам. - Казань: КНПО ВТИ,2014.-72с.
2. Джон А., Соломзес Вэлд Чебурсон, Георгий Соколовский, Наркотики и общество. М.: «Медицина»,1998 – 456с.
3. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: Наука, 1984. – 115с.
4. Надеждин А.В.Роль общественности и средств массовой информации выздоровлении социальной среды. – М.: Книга, 2008. – 156 с.
5. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. – М.: Энергия, 20011
6. Садыкова Р.Г. Наркомания: как уберечь наших детей?-Москва. 2013.-230с. 7.Соколовский Г. Решение проблемы наркомании и наркотиков в России. – М.:МАИК,2015. – 143с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков " Умей сказать "НЕТ!"
Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков "Умей сказать " НЕТ!" способствует созданию условий, пр...
Профилактика суицидальных проблем среди подростков (из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова Пономаренко О.Г.)
Уже не первый год я работаю над темой профилактики суицида среди подростков. Данная проблема весьма актуальна в последние десятилетия. В 2012-2013 учебном году проведя опросы школьников, я получила сл...
Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".
Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....
Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...
Беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков
laquo;Семь путей к катастрофе»(беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков)...
Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков
В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...
Программа работы с подростками по профилактике аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях
Цель программы: Профилактика аддиктивного поведения у подростков. Задачи: 1. Формирование жизненных навыков, обеспечивающих отказ детей от приобщения к любым психоактивным веществам, включая умение...