профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)
статья (7 класс) на тему

Волкова Елена Борисовна

профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_zavisimost.rar2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Волкова Е.Б., учитель МБОУ "Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина г.Йошкар-Олы"

Профилактика  игровой зависимости

в деятельности классного руководителя

Я являюсь классным руководителем 7д класса . В классе 11 девочек и 14 мальчиков.  Класс очень динамичный, дружный, активный. Из 25 человек 22 занимаются дополнительно в различных секциях, кружках,  музыкальных школах, в студиях по изучению английского языка, являются членами разновозрастного отряда  "Неугомонные". И все-таки, несмотря на такую занятость и активность, есть проблема, волнующая не только меня, но и родителей - это компьютерные игры, я бы даже сказала шире, телефонная зависимость.

Особенно ярко это проявилось в 6 классе, и касается в основном мальчиков.  На переменах они так были увлечены игрой, закачанной  на сотовый телефон, что даже  не только не слышали звонок на урок, но и  не могли сразу  переключиться на занятие, проигрывая в уме способ прохождения очередного уровня, а порой  держа телефон под партой, продолжая играть. Это, конечно, не могло не сказаться на успеваемости. Несмотря на то что в целом класс учится хорошо и неуспевающих нет ( по итогам прошлого года 5 отличников, 11 ударников), все равно это заставило меня задуматься над данной проблемой.  

Прочитав соответствующую литературу, пришла к выводу, что только общими усилиями совместно с родителями мы сможем справиться с этой проблемой. В классе были проведены тематические классные часы и  родительские собрания по темам "Вредные привычки" и "Компьютер в жизни подростка: польза и вред", где были рассмотрены симптомы игровой зависимости и были даны рекомендации по профилактике зависимости от компьютера, сотового телефона. К сожалению, больших перемен не произошло: некоторые ученики  продолжали активно играть.

Тогда я предложила ребятам провести акцию "День без телефона". Они согласились. Мы заранее предупредили родителей об этой акции. На следующий день перед первым уроком дети отключили свои телефоны и сдали мне под ключ. Я не знала, что из этого получится, это был мой эксперимент, но мне хотелось  удостоверится, что мои дети не имеют игровой и шире телефонной зависимости. После 6 урока, забирая телефоны, дети стали рассказывать свои ощущения.  Мальчики сказали, что трудно и непривычно было первые 2 урока; девочки наперебой стали рассказывать, как мальчики на переменах с ними общались, а не как обычно, сгруппировавшись, обсуждали очередную игру. Три девочки боялись, как они будут без телефона целый день, так как по первому звонку родители привозят или забытую форму по физкультуре, или учебник, или тетрадь с домашним заданием. Но это еще одна проблема, которую мы сейчас решаем с родителями. На следующий день после акции дети сами предложили продолжить ее. А в конце дня опять стали рассказывать , как они  отвечали на уроках, получили хорошие оценки и не испытывали дискомфорта. Через месяц мы повторили акцию "День без телефона". В принципе результатами я была довольна.

Приведу результаты анкеты, проведенной психологом.

1. Есть ли у тебя дома

компьютер -24

планшет -15

сотовый телефон с возможностью осуществления игровой деятельности - 21

2. Что ты используешь для игры ?

компьютер - 10

планшет -6

сотовый телефон - 6

не играю - 9

3. Что ты предпочитаешь?

индивидуальные игры - 6

коллективные он-лайн игры  -11

не играю -9

4. Почему ты играешь в компьютерные игры?

нечем заняться -1

просто нравится играть - 11

все друзья играют -1

я популярен в игре (занимаю высокое место в рейтинге)- 3

это хороший способ проявить свои качества - 5

не играю -7

5. Как долго по времени ты играешь в компьютерные игры?

около 30 минут -7

от 1 до 3 часов -11

более 3 часов -0

все свободное время -0

иногда даже по ночам -0

не играю -7

6. Если бы тебе запретили играть в компьютерные игры, то что бы ты чувствовал?

не играю -7

занялся другим делом (мастерить) -1

ничего ( прогулялась, почитала и т.д.)- 7

все равно -3

было бы скучно, нечем было бы заняться -2

пошел бы в футбол играть -1

огорчился бы от отделения от виртуальных друзей -1

свободу и чуть-чуть грусти -1

ограниченность в действиях -1

мне было бы не очень грустно -1

моя анкета, проведенная в классе

1. Что вы чувствовали в день, когда проходила акция "День без телефона"?

мне было комфортно

ничего особенного

постоянно думал, что телефон потерялся

радость, облегчение

появилось больше свободного времени

чувство потери самого близкого друга

неуютно из-за того, что  не могу позвонить родителям (вдруг что-нибудь забыла взять)

чувствовал, что освобождаюсь от сетевого мира  и вхожу в реальную жизнь

2. Хотите повторить акцию?

да -17 (интересно посмотреть на людей, зависимых от смартфона; чтобы доказать, что не привязан к телефону)

нет -8

3. Для чего вам нужен сотовый телефон каждый день?

поддерживать связь с родителями

посмотреть время

фотографировать с доски

искать что-то новое в Интернете

слушать музыку

Сейчас мои ученики - семиклассники. Возраст очень тревожный, опасный. На данный момент трое моих учеников продолжают играть в компьютерные игры в школе, но уже не так азартно.

Возникают  и новые проблемы, которые необходимо решать. Думаю, что вместе с родителями моих учеников мы справимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...