работа с учащимися, состоящими в различных профилактических списках
рабочая программа по теме
разработаны и опробированы различные формы и методы работы с детьми, состоящими в "группе риска". изложено в рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_gruppoy_riska.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Ногинска Московской области
ДОКЛАД
на научно-практическом семинаре
«Сотрудничество
педагога-психолога
и
социального педагога
в рамках работы с детьми,
состоящими на профилактическом учёте»
РЕЗЯПОВА Г.Н., социальный педагог,
высшая квалификационная категория.
май 2014г.
Тема: Сотрудничество педагога-психолога и социального педагога в рамках работы с обучающимися, воспитанниками, состоящими на различных видах учета
6 Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Педагоги, психологи, социологи, медики, юристы отмечают сегодня значительный рост социальной дезадаптации молодого поколения, которая проявляется в утрате социальной связи с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении психического здоровья, ростом подростковой алкоголизации, суицидального поведения, возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
7 Причины дезадаптации несовершеннолетних, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности, объясняются, прежде всего, особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысливания своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия: неблагополучным положением детей в семьях, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с сохранным интеллектом, конкретным восприятием и пониманием безнравственных сюжетов средств массовой информации.
Противостоять негативным факторам, влияющим на уровень социальной дезадаптации, а значит и уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, школа может через укрепление социальных связей между ней и ее социальным окружением, созданием в образовательном учреждении специальной коррекционно-развивающей среды, позволяющей влиять на поведение личности.
8 Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, работников ПДН, КДН и ЗП, учреждений дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с нашими обучающимися, воспитанниками является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
9 С этой целью в МБСКОУ СКОШИ 8 вида была разработана рабочая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений учащихся школы-интерната. Работа с группой риска». Программа представляет собой систему деятельности всего педагогического коллектива школы-интерната по профилактике, простраивает взаимосвязь между администрацией, воспитателями, учителями, другими педагогическими работниками со специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения: психологом, медицинскими работниками, социальными педагогами и взаимодействие школы со службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений, предусматривает повышение компетентности ее участников.
- Программа определяет основные проблемы:
- Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы- интерната.
- Отсутствие единого сознательного воспитательного воздействия учебного учреждения и семьи на ребенка.
- Снижение уровня физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
- Защиты прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи.
- Цели программы:
1. Адаптация воспитанников школы- интерната асоциального поведения в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе- интернате, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
- Задачи программы.
- Осуществление диагностической работы с целью своевременного выявления обучающихся, воспитанников, склонных к прогулу учебных занятий, к бродяжничеству, нарушениям норм поведения, ведущим к правонарушениям, употреблению алкоголесодержащих напитков.
- Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, по пропаганде здорового образа жизни.
- Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Осуществление психолого-педагогического мониторинга динамики развития детей (поведения) «группы риска», создание информационного банка данных.
- Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, правовой культуры.
- Обеспечение мотивации:
- учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
- воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
- специалистов на обеспечение социальной защиты и медико-психолого-педагогической реабилитации детей, на поиск новых форм воспитательного воздействия на обучающихся, воспитанников, на их семьи и коррекции взаимоотношений, внедрение новых форм сотрудничества и взаимодействия.
- Работа с родителями (законными представителями), особенно с родителями, не выполняющими обязанности по содержанию, воспитанию и обучению своих детей.
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов ребенка, своевременное оказание помощи.
IV. Пути осуществления целей и задач.
1. Выявление и учет учащихся:
- уклоняющихся от учебы;
- допускающих систематические нарушения Устава школы;
- допускающих правонарушения;
2. Организация работы с родителями;
3. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
4. Принятие мер воздействия к нарушителям и их родителям.
V. Одним их важных направлений в работе по реализации программы является психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с отклонениями в поведении. Такая задача возложена на школьную комиссию по профилактике правонарушений (далее ШКПП), которая является одной из форм взаимодействия специалистов муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Ногинска Московской области (далее МБСКОУ СКОШИ VIII вида), объединяющих их с целью психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и профилактической работы с обучающимися, воспитанниками и их родителями для предупреждения правонарушений.
VI. Разработана система профилактических мер, рабочий план для реализации программы.
Ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу;
Социальной службой школы-интерната составляется план работы, с воспитанниками, состоящими на различных видах учета, координирующий деятельность всех субъектов ОУ. С воспитанниками всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа, заключающаяся реализации программ индивидуального сопровождения воспитанника. Программа индивидуального сопровождения становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на период ее выполнения.
Работа с родителями: индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания;
На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская работа, как с педагогами, так и с детьми параллельно. При этом проводится обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте, также детей, проживающих в замещающих семьях. Ведется комплексная коррекционная работа: индивидуальные профилактические беседы, беседы на заседаниях ШКПП, анкетирование обучающихся, воспитанников «группы риска», воспитательные часы. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.
Совместный план работы ШКПП и КДН и ЗП.
Совместный план работы ШКПП и ПДН.
Протоколы заседаний ШКПП.
Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профилактической работы с учащимся, состоящим на ВШК и ОДН
План профилактической работы с учащимся, состоящим на ВШК и ОДН...
Примерные темы для индивидуальных профилактических бесед с учащимися, состоящими на различных видах учета
Индивидуальная профилактическая работа с учетными детьми...
Профилактическая работа с учащимися, состоящими на контроле ПДН и ВШК
В данной статье представлены основные направления работы с учащимися, состоящими на учете ПДН и ВШК....
план индивидуальной профилактической работы с учащимся, состоящим на вшу
План индивидуальной профилактической работы с учащимс, поставшенным на внутришкольный учёт...
Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете ОДН и ВШК
В данной статье представлены основные направления работы с учащимися, состоящими на учете ОДН и ВШК....
ПРЕЗЕНТАЦИИ "Профилактическая работа с обучающимися, состоящими на различных видах учета"
Алгоритм дейтсвий классного руководителя...
Консультация для классных руководителей "Работа с учащимися, состоящими на различных формах учета"
Прафилактическая работа...