«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
статья по музыке (6 класс) на тему

Харисова Надежда Георгиевна

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться на собственном опыте,позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах. Некоторые элементы исследовательской деятельности можно использовать в начальной школе. В старшей школе проектная деятельность позволяет обеспечить высокое качество знания предмета. Дети вовлечены в учебный материал. активны, с огромным желанием посещают уроки музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Харисова Н. Г., учитель музыки МОУ ИРМО

 «Марковская средняя общеобразовательная школа»,

Иркутская область, Иркутский район.

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока»

( из опыта работы)

                                                        

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта нового поколения  главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Метод проектно-исследовательской работы предоставляет учителю широкие возможности  для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. Положительные результаты не заставят себя ждать. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнеров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно - ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
        Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
        В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
        Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, нужно организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.

В основу урока музыки должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
        Основной целью работы с учащимися является развитие творчества, создание не стандартных уроков. Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
        Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения важно использовать  такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты.  Обучающийся должен научиться  использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие его задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

        Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового. На уроках часто выставляю на парту табличку «Эксперты».
        Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в начальной школе, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты,  хотя, скорее, это просто творческие задания.

Функция проектов в начальной школе – не столько сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее, - инициативности, которая возникла исходно в игре, воображению, свободе.

Но, конечно, это и практика произвольности поведения: выполняя проект, приходится самому себя организовать, а потому и учиться управлять собственным поведением.

В старшей школе происходит обратное  -  проектная деятельность становится  средством управления своим поведением в учебной работе. 

Проект имеет следующие черты:

- идея, замысел;

 - способ реализации;

- результат.

Школьный проект имеет следующую структуру:

Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

- планирование учителем проекта в рамках тем программы,

- выдвижение идеи учителем на уроке,

- обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

2. Организация работы:

- формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов,

 - распределение заданий в микрогруппах,

 - практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

3. Завершающий этап:

- промежуточный контроль (при длительном проекте),

- обсуждение способа оформления проекта,

- документирование проекта,

- презентация результатов проектов,

- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

4. Этап практического использования результатов проекта.

 Важным признаком проекта является его продолжительность. Проекты могут быть краткосрочными (до одной недели), среднесрочными (до одного месяца), долгосрочными (до одной четверти, до полугодия). Проекты могут делиться и по числу участников – групповые, индивидуальные. По типу руководства проект может быть осуществлен под непосредственным руководством педагога или с выделением точек контроля, которые предъявляются как оказание консультационной помощи. В любом случае проект управляется педагогом.

Применение проектно- исследовательской деятельности на уроке.

Примеры тем проектов используемые мной на уроках.

 1 класс – на этапе разучивания  любой песни к содержанию  дети создают свой проект «Мультипликационный фильм». Детям в группах дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в группах дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы  рисунки не повторялись. Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации.
2 класс - перед темой «Инструменты симфонического оркестра», я предлагаю учащимся мини- проект «Мой музыкальный инструмент». Индивидуальная форма работы. Дети мастерят дома шумовые инструменты, предлагают их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании дома и на улице того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песни.

3 класс - предлагаю проект по теме «Музыкальная сказка». Цель этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти литературные жанры, где можно услышать про музыку (на страницах книг; в стихах, рассказах, баснях) показываю, как тесно связаны два вида искусств литература и музыка. Для закрепления пройденного материала предлагаю два творческих задания (по желанию самих учащихся):

1. Провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка.

2. Попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль. Аналогичное задание можно использовать и по теме «Музыка в баснях», «Музыка в сказках». Главное чтобы на занятиях не было равнодушных, ведь эмоциональное состояние влияет на мотивацию учения. Ведь большое искусство начинается с малого.

4 класс – тема: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».  Проект « Экскурсия  - путешествие в оркестр русских народных инструментов», где группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа  выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на простейших инструментах (баян, ложки, рубель, бубен, свистульки).  В результате  дети знакомятся с русскими народными инструментами  не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а так же играют на инструментах, которые приносят из дома.

Для учащихся старших классов в начале учебного года в тетради планируется название темы проекта, цель, дата защиты, оценка. Ребята в течение года отмечают свои исследования. Темы иногда выбирают сами. В преддверии празднования Дня Победы предлагаю детям групповой проект «Песни наших отцов».

Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории (песни военных лет).

На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой отечественной войны.

Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Первая группа готовит материал литературный, вторая -  музыкальные фрагменты (дается задание).

Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого свое задание: кто - то разучивает военную песню, кто - то ищет материал про эту песню, кто-то оформляет работу.
Четвертый этап. Результаты. Выводы.

Пятый этап. Оценка результатов (активность, качество и объем используемых источников, креативность).

Пример:   7 класс – А.П. Бородин опера «Князь Игорь» - выполняется информационный проект на тему «Князь Игорь: мифический образ или реальный герой», который дети могут представить не только для учеников данного класса, но и для  широкой аудитории.

Цель проекта: побудить у обучающихся интерес к личности князя Игоря и    автору оперы Александру Порфирьевичу Бородину.

Задачи проекта:

развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся;

обучать новым знаниям, умениям, навыкам организации проектной деятельности;

воспитывать чувство патриотизма и гордости за отечественную историю и искусство;

расширить общий кругозор школьников;

создать условия для самоутверждения обучающихся.

 Вопросы проекта:

Князь Игорь: мифический образ  или реальный герой?

Кто из композиторов обращался к теме защитников Отечества?

Какие жанры использовали композиторы для сочинения своих произведений, посвященных защитникам Отечества?

 Предполагаемый продукт проекта – беседа, сопровождающаяся  презентацией, расширяющая общий кругозор обучающихся.

 Ожидаемый результат:

умение работать с информационными источниками;

овладение обучающимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности;

расширение общего кругозора школьников;

умение работать в команде;

раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся.

8 класс - Знакомясь с оперой М.П.Мусоргского «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов).

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативные, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

2011 – «Гимн Марковской школы» - диплом 1 степени

2012 – «Мир русской частушки» - диплом 3 степени

2013 - «Очаровательный, изящный, изысканный» - диплом 2 степени

2014 – «Что предпочитает слушать современная молодежь» - диплом 1 степени.

2015- «Вокалоиды в мире музыки» (диплом 1 степени);

«Чтобы помнили» - диплом 2 степени
        Материалы исследовательских работ могут быть использованы учителями музыки в урочное время как дополнительный материал или во внеклассной работе, а также для индивидуального творческого развития учащихся.
Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка.

      Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что-то затягивает, увлекает, а именно творческие задания. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знания предмета. Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она – музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский).

 ПОЭТ, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ - ТАКИМИ СРАЗУ НЕ РОДЯТСЯ. В ЛЮБОМ ИЗ НИХ ЗАРЫТ ТАЛАНТ - ЛИШЬ СТОИТ ТОЛЬКО ПОКОПАТЬСЯ. Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте.

             

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

Доклад на тему: «Из опыта работы учителя музыки»

Музыка – необычный предмет. Тонко развивает не только   память, мышление и воображение, но и , что самое главное, душу ребенка. На  моих уроках  дети слушают музыку, поют, рисуют, ...

Поющий класс. Из опыта работы учителя музыки.

       Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной с...

Из опыта работы учителя музыки

Обновление содержания музыкального образования школьников...

Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя по физической культуре).

В данном материале представлены способы и методы использования современных технологий в образовательном процессе....

Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроке (из опыта работы учителя ИЗО)

Внедрение новых способов работы на уроке позволяет развить у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний, решать с помощью полученных знаний задачи в различных областях жизни, формировать ...