Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»
статья по английскому языку на тему
Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Максакова Ю.Н.,
учитель иностранного языка
МБОУ «Никаноровская СОШ»
Белгородская область
Губкинский район
Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства обучения, но какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». [1] Я считаю, что задачи, которые ставит государство, вполне соответствуют запросам современного общества. Школа должна не только учить, но и развивать способность творчески мыслить и самостоятельно искать пути решения возникающих проблемных ситуаций. Эти задачи выполнимы в том случае, если ты действительно веришь в то, что делаешь, если делаешь это с желанием, любишь то, что делаешь. В школе должны работать не просто «урокодатели», а мастера своего дела. Каким же должен быть учитель, работающий в современной школе?
В работе педагога всегда будут актуальны слова Льва Толстого:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».[3]
Несомненно, учитель должен иметь глубокие знания своего предмета, методики его преподавания, психологии и педагогики. В то же время современный педагог- это старший наставник, помогающий получать знания; это человек, способный увидеть в каждом ребенка личность. Учитель современной школы - это творческий, всесторонне развитый человек, неравнодушный к своему предмету и к судьбе своих учеников; находящийся в постоянном поиске, идущий в ногу со временем, способный анализировать свою работу, делиться своим опытом и перенимать опыт свои коллег. Современный учитель всегда стремиться к большему, он не станет останавливаться на достигнутом. Но вместе с тем, в своей педагогической деятельности учитель сталкивается с множеством проблем. Я, как молодой педагог, обращусь к основным проблемам, с которыми сталкиваюсь в своей практике.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто можно услышать слова: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Нельзя успешно учить школьника, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознает потребности к ним. Здесь у учителя возникает сложная задача: развить у ребенка интерес к своему предмету, создать мотивацию к учебной деятельности. Как известно, каждый ребенок индивидуален, и у каждого мотивация может быть различной. Для одного ученика – это хорошие отметки, поощрение учителей, родителей; для другого - понимание значимости предмета в современном мире, необходимость знаний предмета в будущей профессии и т.д.
Существует и такая проблема, особенно актуальная, на мой взгляд, для педагога, который только начинает свой педагогический путь – это создание системы в обучении. Как показывает практика, невозможно создать систему в обучении, равно оптимальную для каждого учащегося. Это обстоятельство привело к необходимости реализации в обучении принципа индивидуального подхода к учащимся. Индивидуальный подход - это подход к личности, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других. [4] В процессе обучения, как пишет Ю.М. Колягин, учитель должен постоянно иметь в виду наличия следующих категорий учащихся: группа сильных, средних и слабых учащихся. Строить свою работу так, чтобы оптимально удовлетворить каждую из них. Разумеется, при этом необходимо соблюдение педагогического такта. [5] Так например, в своей работе, для тренировки употребления того или иного грамматического правила, я использую задания с разной степенью сложности. Для группы сильных учащихся предлагается текст или сложные предложения, где необходимо поставить слово в определенную форму или заполнить пропуски подходящими по смыслу словами; для группы слабых учащихся это могут быть простые предложения или просто словосочетания. Главное, чтобы ребенок понял грамматическое правило или структуру предложения и не боялся выразить свои мысли на доступном ему уровне.
Каждый педагог, как и ученик, индивидуален, он имеет свое личное мнение. И это мнение придётся соотносить с новыми подходами в образовании. Дети ощущают, что творят урок сами, – вот идеальное воплощение новых стандартов на практике. Сегодня школьных учителей нацеливают на это. Может быть, многим из нас до такого образца далеко, но нужно стремиться к лучшему.
Я убеждена, что как для ученика, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это не только совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым. Одним словом – актуальный. Это урок-познание, открытие, деятельность, развитие, творчество, самореализация, мотивация, интерес, инициативность, уверенность, потребность в общении, комфорт… Современный урок закладывает основу для будущего. Еще Иммануил Кант говорил: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого» [6]
Литература:
- Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» от 04 февраля 2010 г. Пр.№ 271
- Онищук В. А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1981.
- Л. Н. Толстой об учителе neudoff.net
- Ефилекина Р.П. Детская психология: Методические указания. Н.: Научно-учебный центр психологии НГУ-2007.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Б.М. Бим-Бад. Лекции Иммануила Канта «О педагогике» www.bim-bad.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Новая школа глазами молодого педагога»
Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного проф...
Современные и традиционные подходы в обучении чтению
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста...
Статья по теме:"Современный урок:проблемы,подходы,решения"
Данная статья содержит рекомендации по проведению уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами....
Современный урок - проблемы, подходы, решения
Современный урок - проблемы, подходы, решения...
Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»
Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО&r...
Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения».
В данной статье рассмотрена технология " Педагогическая мастерская". Рассмотрены ее этапы и применение на уроке...
Современные подходы в обучении чтению на уроках английского языка в основной школе
Методическая конференция учителей английского языка «Инновации в обучении учащихся иностранным языкам:опыт, проблемы, перспективы»В последние годы всё чаще поднимается вопрос о примен...