"Развитие социальной компетенции подростков, проживающих в общежитии через создание комфортной психологической атмосферы"
статья по теме
создание позитивного микроклимата для проживающих в общежитии подростков, оптимизация взаимоотношений подросток-воспитатель, подросток-подросток, воспитание сознательной дисциплины, организация внеаудиторной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ ЧЕРЕЗ
СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ
Дога Е.В., воспитатель в общежитии
БУ СПО «Урайского профессионального колледжа»
Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человеческих качеств. В общении с окружающими подростку не только открывается мир, но происходит открытие самого себя, формируются свои взгляды и свои интересы. Осуществляется поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни, что делает реальным и осмысленным поиск своего образа жизни в будущем.
Контингент общежития в значительной степени формируется подростками из сельской местности. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Нельзя не считаться с тем, что отрыв учащихся от семьи часто вызывает сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому задача воспитателя создать в общежитии комфортную психологическую атмосферу, что позволит учащимся адаптироваться в непривычной обстановке.
Основы, составляющие комфортную психологическую атмосферу в общежитии:
- предоставление каждому учащемуся условий для оптимальной эмоциональной, познавательной и деятельностной активности;
- доверительное общение, позиция сотрудничества по отношению к учащемуся;
- предоставление каждому учащемуся права на позитивную свободу в поведении и деятельности;
- принцип обеспечения успеха учащегося в организуемой деятельности.
С первых дней проживания в общежитии начинается формирование у подростков навыков и привычек ответственного выполнения своих обязанностей. На индивидуальной беседе учащиеся знакомятся с нормативными документами: правилами проживания, режимом дня, об ответственности за нарушение правил проживания, требованиями к поведению подростков в вечернее и ночное время, инструкциями по соблюдению противопожарной безопасности. Каждому учащемуся разъясняется, что соблюдение дня – не только залог здоровья, но необходимое условие успешной учебы.
Систематический контроль за соблюдением учащимися режима дня, правилами проживания, повышенное внимание воспитателя к нарушениям, замечаниям со стороны дежурных формирует у подростков ответственность, организованность, точность, исполнительность, прилежание и способствует этому не война с учащимися, не поучения и муштра, а нагрузка их серьезной и творческой работой, общение с ними как со взрослыми. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгие требования.
Воспитание у подростка сознательной дисциплины предполагает бережное отношение к государственной и личной собственности, ее сохранность и умножение, эффективное и экономное использование. Необходимо научить учащихся видеть за каждым предметом, вещью, кому бы они не принадлежали, труд людей, уважать этот труд, беречь его результаты.
Основной вид трудовой деятельности учащихся в общежитии – самообслуживание.
Особое место в воспитании учащихся бережного отношения к собственности занимает организация самообслуживания, в процессе которого воспитывается чувство хозяина и формируется важная основа деловых и нравственных отношений, в том числе взаимопомощь, требовательность и контроль.
Важно создать четкую систему трудового воспитания в общежитии. Для ее успешного функционирования необходим ряд условий:
-доброжелательное отношение к проживающим;
-воспитание у учащихся готовности воспринимать воздействие воспитателя и правильно реагировать на них;
-всеобщность и обязательность труда для каждого проживающего;
-разнообразие видов, методов и форм организации труда, понимание воспитанниками, что в жизни любого человека есть не только труд приятный, но и труд-долг, труд-обязанность.
Казалось бы, что молодые люди к 15 годам должны усвоить простейшие трудовые навыки. Но на практике приходиться сталкиваться с тем, что подростки не приучены к элементарным вещам: не могут содержать в надлежащем виде личные вещи, соблюдать гигиену, поддерживать чистоту и порядок в своей комнате, в местах общего пользования, приготовить еду. Конечно, это результаты социальной ситуации развития учащегося: эгоизм, избалованность некоторых подростков, отсутствие или неопределенность трудовых и жизненных ориентаций, неблагоприятная обстановка в доме родителей. Все это нередко становится причиной конфликтных ситуаций в комнатах. Поэтому для «новеньких» в общежитие звучит фраза: «не умеешь - научим, не знаешь - подскажем»
С первых дней проживания организуется дежурство в комнатах. Четко определяется круг обязанностей дежурного. Устанавливается график смены постельного белья, проведения генеральных уборок, в осеннее и весеннее время уборка прилегающей территории общежития. Проводятся рейды по проверке санитарного состояния в комнатах, сохранности имущества. В четкой организации этой работы большая заслуга принадлежит жилищно-бытовому сектору Совета общежития.
Традиционные мероприятия: декада «Сохраним тепло», День варенья, конкурс «УЮТ», «Цветок на память».
Комфортная атмосфера в общежитии складывается в силу определенных обстоятельств:
- сложившийся дружный коллектив проживающих;
- достаточно широкий спектр деятельности, обеспечивающий каждого интересным творческим заданием.
Расселяя учащихся по комнатам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (социальный статус учащегося, место проживания, учебную группу, возраст, курс обучения, характер учащегося, его интересы и увлечения…), можно минимизировать конфликтные ситуации в комнатах, а также создать благоприятную микросреду для проживания. Задача воспитателя - изучить индивидуальные особенности учащегося, его интересы, потребности, направить его к таким видам деятельности, где бы он был успешным!
Подросток сознательно выбирает вид деятельности, в которой он готов участвовать:
- предпочитает оздоровительный вид деятельности – посещает спортивные секции;
- художественный – оформляет поздравительные листы, выпускает тематические газеты
- трудовой - участвует в подготовке мероприятий;
- коммуникативный - становится участником этих мероприятий;
- общественный - стремится раскрыть свои лидерские качества в деятельности Совета общежития.
Организационно-массовый сектор Совета общежития проводит большую работу по организации коллективной деятельности проживающих учащихся. Организуются и проводятся мероприятия: конкурсно - развлекательные, интеллектуально познавательные программы. Традиционные: «Посвящение в жильцы», «День первой стипендии», «День рождения Югры», «День студентов», «День влюбленных», «Масленица», «Формула здоровья», «Посылка солдату», «Весенний праздник ПАСХА».
Пропаганда положительного примера, демонстрация успеха учащихся, проживающих в общежитии, отражается на фотостендах «Наша жизнь».
Комфортный психологический климат задает подросткам модель добрых и дружеских отношений со сверстниками, уверенность в себе, своих возможностях, своей успешности.
Только в дружном коллективе создается атмосфера взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. В общежитии каждому дается возможность проверить свои силы, почувствовать плечо товарища, ведь главная сила и богатство людей – в их сотрудничестве.
Анализ своей работы, размышления, изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать основные слагаемые комфортной психологической атмосферы:
- четкая организация процесса проживания в общежитии;
- контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка;
- занятость интересной, творческой, созидательной деятельностью;
- доверительные и доброжелательные отношения педагога с воспитанниками.
Когда воспитатель для учащихся в общежитии – старший друг, умеющий научить, помочь, подсказать, формируются товарищеские и дружеские отношения воспитанников между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку
Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Значимость социального интеллекта для социализации ребёнка....
«Создание комфортного психологического климата на учебном занятии в ТО»
I. Что такое – комфортный психологический климат занятия?Большинство педагогов отвечае...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения
В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...
Презентация .Формы работы воспитателя по созданию комфортной , психологической атмосферы в группе.
Как помочь воспитаннику чувствовать себя комфортно в условиях специальной (корркционно) школы-интерната....
Реализация социально-значемых проектов,способствующих социальной адаптации обучающихся , проживающих в общежитии.
Проекты реализуемые для обучающихся , проживающих в общежитии образовательного учреждения.....
Создание комфортного психологического климата в т/о «Волшебная бусинка».
Проблеме психологического состояния детей в последнее время уделяется много внимание. Сознательная жизнь каждого человека начинается именно в стенах школы, в т/о, в спортивных секциях. Именно по...