Доклад «Разработка программы реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении»
статья на тему

Шаяхова Фаима Харитовна

«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении». «Разработка программы реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении».

«Разработка программы реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении».

Шаяхова Ф.Х., социальный педагог МБОУ «СОШ №12»

Деятельность школы по профилактике правонарушений занимает важное место в МБОУ «СОШ №12» и осуществляется согласно п.2 ст.14 Закона РФ № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  

Важным условием создания эффективной  воспитательной среды является взаимодействие с субъектами системы профилактики: организациями культурного, социально-педагогического направления, административными и правоохранительными органами.

На протяжении многих лет школа взаимодействует с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Ноябрьск, подразделением по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Ноябрьску. Школа направляет информацию о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия. В департамент образования отдел опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.  Управлением по делам семьи и молодежи, МБУ «КЦСДОДиМ» - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости. Хотелось бы особо отметить тесное сотрудничество  с социальными педагогами 4 и 5 микрорайонов Бабаевой А. А. и Кисилевой Л. В.

Школа взаимодействует с органами Управления социальной защиты населения, социальный педагог обследует малоимущие семьи, составляет ходатайство на несовершеннолетних и их семей, нуждающихся в помощи государства, сотрудничает  Управлением федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, приглашает специалистов на профилактическую работу,   со специалистами отряда государственной противопожарной службы №9 (ОГПС – 9) и ОГИБДД г. Ноябрьска, патриотическим  центром «Кадет», центром интеллектуального развития «Ювента», Центром детского творчества, Музейным ресурсным центром,  и т.д.

Совместные усилия образовательного учреждения и  всех городских структур направлены на воспитание гармонично-развитой личности, формирование  навыков законопослушного поведения и положительной мотивации на ведение здорового образа жизни.

Одним из важных направлений профилактики правонарушений, является выявление «детей группы» риска, диагностика их проблем, разработка программ индивидуально-профилактической работы и обеспечение их выполнения.

                С детьми группы риска  осуществляется работа по следующим направлениям: профилактика, коррекция и реабилитация, консультирование.  

                Деятельность специалистов социально-психологической службы реализуется системно и поэтапно.

1 этап – сбор   информации о ребенке и его социальном окружении через различные источники: детский сад, соседей, инспектора ОПДН и т. д. Это необходимо для поиска наиболее эффективного воздействия на ситуацию и ее изменение. С этой целью используются следующие формы и методы работы: беседы с ребенком, встречи с проблемной семьей в школе, посещение семьи социальными педагогами школы совместно со специалистами КДН и ЗП, социальными педагогами микрорайона, инспекторами ОПДН,  классными руководителями, посещение уроков, беседы с учителями-предметниками и классным руководителем, наблюдение за ребенком, знакомство с окружением ребенка.

Для получения полной информации об ученике, его окружении и семье педагогами проводится социально-психологическая и педагогическая диагностика. Полный сбор информации о ребенке и его семье позволяет объективно оценить проблему, выявить причины отклонений в поведении ученика, а значит, найти выход, все это приводит к разработке плана работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

   2 этап - выполнение мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений и оздоровление социально опасной ситуации вокруг ученика. На этом этапе проводятся коррекционно-реабилитационные мероприятия, профилактические беседы с инспектором ОПДН, вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность, постановка детей, находящихся в социально опасном окружении на бесплатное питание, их летнее трудоустройство, при необходимости ходатайство на оказание  материальной  помощи.

Работа с родителями строится на принципах сотрудничества и имеет различные формы, от просвещения родителей по различным педагогическим проблемам на общешкольных и классных собраниях, до индивидуальной работы. В данном направлении разработан и успешно реализуется цикл родительских собраний и консультаций по данной проблеме: «Воспитание в семье ненасилием», «Влияние СМИ на формирование агрессивного поведения  детей и подростков», «Виртуальная агрессия», «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Насилие порождает насилие» и др.

 3 этап - необходим в случае отсутствия в поведении подростка положительной динамики,  а также  проблемы во взаимодействии с семьей. Это могут быть длительные пропуски занятий ребенком без уважительной причины, серьезные правонарушения, видимые следы применения физического насилия, ненадлежащий  вид ученика, асоциальный образ жизни родителей.

На этом этапе приоритетная роль принадлежит   административным и правоохранительным организациям. Социальными  педагогами оформляются информационные справки в комиссию по делам несовершеннолетних, содержащие информацию о проведенной профилактической работе с семьей и учеником, проводятся совместные рейды в семью с представителями КДН и ЗП, ОПДН УВД, по необходимости отдела опеки и попечительства.

На каждого ребенка, состоящего на учете в КДН и ЗП, ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Ноябрьску, заводится карта сопровождения семьи, в которой собрана информация о ребенке и его семье, отражены основные направления профилактической работы.

Карты сопровождения семьи заводятся на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в котором отражены основные рекомендации по индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей. Карты ведутся в соответствии с требованиями по их оформлению, едиными для всех образовательных Основными  разделами карты являются:

1.Анализ социальной ситуации развития: социально-демографические данные семьи, лист уточненного социального диагноза (в котором указана причина взятия на учет с указанием правонарушения), информация о материальном ресурсе семьи, социальный профиль семьи (в котором отражены тип семьи, психологический климат в семье, стиль и тип семейного воспитания и др.), социальный профиль ребенка (состояние здоровья, уровень социальной адаптированности, вредные привычки, отношение к учебе, организация досуга и т.д), акты обследования условий проживания и воспитания (в котором в зависимости от цели посещения отражается актуальное состояние проблемы).

2.Организация профилактической работы специалистов школы и других структурных подразделений с несовершеннолетним и его семьей включает в себя программу индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей. Программа состоит из нескольких блоков. Диагностический блок ориентирован на проведение социально-педагогической и психологической диагностики, с целью изучения социальной ситуации развития, оценки актуального состояния проблемы, уточнение причин нарушения поведения и развития ребенка. В школе разработано положение о социально-психологической диагностики, на основании которого определен психодиагностический инструментарий. По результатам психологической диагностики заполняется лист рекомендаций психолога для социального педагога, классного руководителя, родителей и самого ребенка.

Коррекционно-реабилитационный блок реализуется в зависимости от причины постановки на учет.

Так, например, при работе с несовершеннолетним и его семьей, состоящим на учете по статье 20.22 КоАП РФ, а именно «Распитие спиртных напитков в общественном месте» на первый план выходит деятельность специалистов по формированию негативной установки на употребление спиртных напитков, положительной мотивации на ведение здорового образа жизни, формирование критичности мышления. Одной из форм работы с несовершеннолетними является применение элементов программы профилактики вовлечения в аддиктивные формы поведения подростков «Сталкер».

Коррекционно-реабилитационная работа с несовершеннолетним и его семьей, привлеченными к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по статье 5.35 КоАП РФ ориентирована на коррекцию детско-родительских отношений, выработку навыков конструктивного взаимодействия, оптимизацию внутрисемейных отношений, повышение воспитательного потенциала семьи.

Организация деятельности на этапе коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетним, состоящим на учете по статье «Побои» включает в себя выработку у подростков навыков конструктивного взаимодействия с социумом, самоконтроля и саморегуляции поведения. Эффективной формой работы по данной проблеме является включение подростков в работу групп социально-психологических тренингов.

Следующий блок в карте индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним является консультативная и информационная деятельность. На данном этапе приоритетным направлением является взаимодействие со структурными подразделениями административных и правоохранительных органов, специалистами здравоохранения. По мере необходимости учащиеся проходят индивидуальные консультации узких специалистов ЦГБ, посещают групповые занятия и консультации по профилактике злоупотребления ПАВ, СПИДа.

Блок контроля и патронирования осуществляется в течение года с целью отслеживания динамики развития подростка, актуального состояния проблемы. Также на данном этапе происходит оценка эффективности проводимых мероприятий, вносятся необходимые коррективы.

На этапе социальной экспертизы специалистами, осуществляющими индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей, выносится мотивированное заключение о необходимости дальнейшего сопровождения или снятия с учета с наблюдением положительной динамики.

Мероприятия по реабилитации несовершеннолетнего и семьи, проводимые в рамках реализации программы индивидуально-профилактической работы отражаются в карте, где отмечается дата проведения, технологии работы и ответственный специалист.

С момента постановки несовершеннолетнего на учет в КДН и ЗП, ОПДН УВД информация о семье передается для регистрации в городской банк данных посредством предоставления посыльного листа,  в котором отражена причина взятия на учет, социальный диагноз. В случае изменения информации о семье в городской банк данных направляется посыльный лист по установленной форме.

Следует отметить, что при реализации программы профилактической работы большое внимание уделяется организации свободного времени и досуга несовершеннолетнего посредством вовлечения его в кружки и секции по интересам. Школьное дополнительное образование предлагает широкий спектр дополнительных услуг.

Немаловажным направлением работы социально-психологической службы является реализация профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения.В школе реализуются следующие профилактические программы: здоровьесберегающая технология «БОС – здоровье», «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция), компьютерная энциклопедия «Анти-СПИД», программа первичной профилактики наркозависимости «Сталкер», «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Д.О.М» и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:·         на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...

Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении

В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня....

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении»

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...

Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...