Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении
материал на тему
В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении.
В своей деятельности социальный педагог школы опирается на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня.
Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность социального педагога:
Федеральный уровень
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Декларация прав и свобод человека и гражданина.
- Семейный кодекс РФ.
- Уголовный кодекс РФ.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103-ФЗ.
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ.
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
Региональный уровень
- Закон Республики Адыгея «Об отдельных мерах по защите прав ребенка» от 02.06.2010г. № 353 (с изменениями от 08.08.2011г. №24).
- Ведомственная целевая программа «Дети Адыгеи» на 2012-2014 годы.
Муниципальный уровень
- Муниципальная целевая программа «Жизнь — пространство, возможности для всех» на 2009-2013 гг.» (с изменениями от 19.11.2009г.).
- Долгосрочная целевая Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)», утвержденная постановлением Главы МО «Город Майкоп» № 661 от 14.09.2010г.
Акты, подготовленные в целях социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении:
- Положение о деятельности социального педагога в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о внутришкольном контроле МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о порядке организации питания обучающихся в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение об организации индивидуального обучения детей на дому в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о лагере с дневным пребыванием детей в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о группе продленного дня в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение об организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на территории МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение об учете детей, подлежащих обязательному обучению в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о работе кружков, спортивных секций, факультативов в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о работе с социально-неблагополучной семьей, имеющей в своем составе несовершеннолетних детей в МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Положение о постановке на внутришкольный профилактический учет и снятии с учета учащихся и семей МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Правила внутреннего распорядка для учащихся МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Должностные инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Должностные инструкции педагога-психолога МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Должностные инструкции социального педагога МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Должностные инструкции классного руководителя МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Должностные инструкции медицинского работника МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Должностные инструкции инспектора по охране детства МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
- Должностные инструкции библиотекаря МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова».
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены в Федеральном законе № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Также хотелось бы добавить понятие используемое в ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, их родители или законные представители вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Должностные лица, родители несовершеннолетних или их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.
Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении"
В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет чи...
"Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально-опасном положении"
Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья,...
Информация об осуществлении организации учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении в ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
В Центре «Гармония» находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи требуют боль...
Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».
Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...
Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении»
Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...
Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)
Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...