Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении
рабочая программа на тему
Программа направлена:
· на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
· на стимулирование положительных изменений в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2014-2015.docx | 53.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ с УИОП п. Богородское Богородского района Кировской области
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ с УИОП
п. Богородское
Приказ №_____от ____________
Рабочая программа
по работе с семьями
находящимися
в социально - опасном положении
Социальный педагог Шишкиной Н.Б.
2014 – 2017 гг
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Никого не может оставить равнодушным к воспитанию детей в семьях, находящихся в социально опасном положении. В таких семьях утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога, администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел. .
Программа направлена:
- на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
- на стимулирование положительных изменений в семье;
- на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
- на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
1.2. Нормативно-правовая база
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; «закон Об образовании Саратовской области» от 28.12.2004 № 33 – ЗСО с изменениями от 1.08.2005, 1.06.2006;31.10. 2006; 6 .032007;30.03. 2007; 6.06 2007г ; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».
2. Концепция реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
2.1. Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
2.2 Задачи:
- провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
- организовать просветительскую работу среди родителей;
- защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
- создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
2.3. Основные понятия
Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации.
Стили семейного воспитания
Под стилем семейного воспитанияследует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
Как правило, в семьях находящихся, в социально- опасном положении присутствует попустительский стиль воспитания ребенка
Попустительский стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Онимогут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.
Учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает происходить в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется в старшем школьном возрасте. В первую очередь это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимание на реакцию взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют.
2.4. Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ
Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
2.5. Компетенция лиц, осуществляющих коррекционную, реабилитационную работу Формирование банка данных семей, находящихся в социально опасном положении .Оказание психологической, педагогической, правовой, материальной и информационной помощи семьям. Осуществление систематического контроля над деятельностью семей.
Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной работы с семьями.
3. Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
Направление деятельности
Задачи, коррекционной, реабилитационной работы
Ожидаемый результат
1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении.
1. Обследование жилищно-бытовых условий.
2. Изучение образа жизни семьи.
3. Изучение особенностей личности членов семьи.
4. Выяснение общих проблем семьи.
5. Выяснение особенностей семейного воспитания.
6. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.
7. Выяснение близкого окружения семьи.
Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.
2. Организация работы с семьей.
2.1. Психологическая реабилитация
1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)
2. Проведение консультаций специалистов – психолога, социального педагога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
3. Пропагандирование здорового образа жизни.
Создание положительного микроклимата в семье.
Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.
2.2. Социальная реабилитация
1. Организация помощи в трудоустройстве.
2. Организация правовой защиты.
3. Оказание материальной помощи.
4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни.
Приложение 1
Алгоритм изучения семьи.
Приступая к работе с семьёй, следует изучить её по следующим параметрам:
- состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.);
- жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье
" между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
" между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
" позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении "Золушки").
семья ведет здоровый образ жизни
один из родителей склонен к выпивкам, скандалам
родителей эпизодические запои, семейные скандалы
частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей
повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей
Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:
семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей
духовные потребности недооцениваются
для семьи характерна духовная, идейная индифферентность
преобладают стяжательские настроения
в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей. Характер эмоциональных отношений в семье:
атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки
отношения ровные, но без эмоциональной близости
эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность
эмоционально-холодные, отчужденные отношения
напряженно-конфликтные отношения
Положение ребенка в семье
" Я нужен и любим и люблю вас тоже;
" Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
" Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;
" Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношение ребенка к родителям:
- дорожит семейными отношениями;
- родители авторитетны;
- относится пренебрежительно;
- остро переживает драму;
- тяготеет к одному из членов семьи.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на
ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи:
алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д.)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учащегося _______ класса
1. Общие сведения о ребенке:
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________________
Год поступления в школу ____________________________________________________
2. Состояние здоровья и развития учащегося.
2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты) __________________________________________________________________________
2.2 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки (нужное подчеркнуть).
2.3 Патологические влечения (нужное подчеркнуть):
– курение (не курит, эпизодически, систематически);
– употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически);
– употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически).
3. Социально-психологическая атмосфера семьи:
3.1 Сведения о родителях (нужное подчеркнуть):
Мать:
Ф.И.О. ____________________________________________________________________
Место работы ______________________________________________________________
Отец:
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Место работы______________________________________________________________
3.2 Другие члены семьи _____________________________________________________
3.3 Условия жизни в семье:
3.3.1 Тип семьи (нужное подчеркнуть):
– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);
– неблагополучная, в том числе:
а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянны конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):
– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);
– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);
– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)
3.3.3 Стиль отношений в семье (нужное подчеркнуть):
– попустительски-снисходительный;
– позиция круговой обороны;
– демонстративный;
– педантично-подозрительный;
– увещевательный;
– отстраненно-равнодушный;
– воспитание по типу «кумир в семье»;
– непоследовательный.
3.3.4 Имеются ли отклонения в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость и т. д.)? ______________________________________________
3.3.5 Организация режима труда и отдыха.
Какие обязанности ребенок выполняет в семье? _________________________________
Соблюдается ли режим дня? _________________________________________________
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания? __________________________________________________________________________
Чем занимается в свободное время ____________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Особенности учебной деятельности:
4.1 Успеваемость учащегося _________________________________________________
4.2 Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.
4.3 Интеллектуальные возможности: высокие, средние, низкие.
4.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников (нужное подчеркнуть).
5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:
5.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный.
5.2 С кем из класса наиболее близок ___________________________________________
__________________________________________________________________________
5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается.
5.4 Манера, стиль общения с окружающими:
– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
5.5 Отношение к общественному мнению:
– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).
6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом.
6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.
6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебре-жительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
7. Направленность интересов:
7.1 Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской, художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, _______________________________________________________________
7.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, эпизодически, систематически).
7.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?_______________________________
__________________________________________________________________________
8. Психологические особенности личности:
8.1 Развитие познавательных процессов:
– внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);
– память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический);
– мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);
– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);
– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).
8.2 Сформированность волевых качеств:
– самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)________________________
– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца);
– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания).
8.3 Самооценка учащегося:
– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
9. Особенности поведения:
9.1 Положительные поступки учащегося:
Как часто они совершаются__________________________________________________
Возможные мотивы их совершения.
9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется.
Укажите конкретные случаи _________________________________________________
__________________________________________________________________________
9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает.
9.4 Как относится к педагогическим воздействиям: равнодушно, с ожесточением, понимает и старается выполнить требования.
9.5 Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей. Укажите конкретные случаи____________________________________________________________________
9.6. Состоит на учете:
внутришкольном ___________________________________________________________
в ПДН_____________________________________________________________________
(КДН) ____________________________________________________________________
Основание для постановки на учет ____________________________________________
«_____»______________20____г.
____________________
( подпись)
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ
1. Дата обследования _______________________________________________________
2. Ф. И. О. ребенка _________________________________________________________
3. Кто проводит обследование и почему _______________________________________
4. Дата рождения __________________________________________________________
5. Месторождения _________________________________________________________
6. Национальность _________________________________________________________
7. Адрес проживания, телефон _______________________________________________
8. Адрес прописки, телефон __________________________________________________
9. Состоит ли на учете в ИДН (да/нет) _________________________________________
10. Приводы в милицию: ____________________________________________________
Количество ________________________________________________________________
Причины __________________________________________________________________
ОБУЧЕНИЕ
1. Место обучения __________________________________________________________
2. Количество оконченных классов, дата окончания______________________________
3. Успеваемость:
Русский язык _________
Литература __________
Алгебра __________
Геометрия _________
История__________
География_________
Биология__________
Иностранный язык __________
Физика _________
Химия _________
Физкультура_________
Труд ________
4.Отношения с учащимися (нужное подчеркнуть)
Положительные со всеми
Положительные с некоторыми
Нейтральные со всеми
Отрицательные с некоторыми
Отрицательные со всеми
5. Отношения с учителями (нужное подчеркнуть)
Положительные со всеми
Положительные с некоторыми
Нейтральные со всеми
Отрицательные с некоторыми
Отрицательные со всеми
6.Опоздания в учебное заведение (нужное подчеркнуть)
Есть
Частые
Периодические
Нет
7. Прогулы (нужное подчеркнуть)
Есть
Частые
Периодические
Нет
8.Реакция на похвалу (нужное подчеркнуть)
Напрашивается на похвалу
Положительная
Спокойная
Негативная
9.Реакция на порицание (нужное подчеркнуть)
Слезы
Безразличие
Изображает улыбку
Агрессия
10.Любимые предметы _____________________________________________________
11.Нелюбимые предметы ___________________________________________________
12.Способность к обучению (нужное подчеркнуть)
Хорошая
Средняя
Плохая
13. Статус в классе (нужное подчеркнуть)
Формальный лидер
Неформальный лидер
Изгой
«Шестерка»
ПОВЕДЕНИЕ
1.Пьянство (нужное подчеркнуть)
Не пьет
Эпизодически
Бытовое
Хроническое
2.Курение (нужное подчеркнуть)
Не курит
Эпизодически
Бытовое
Хроническое
3.Наркомания (нужное подчеркнуть)
Не употребляет
Эпизодически
Бытовая
Хроническая
4.Сексуальные ориентация (нужное подчеркнуть)
Форма
Гомосексуальная
Бисексуальная
Гетеросексуальная
Партнер
Постоянный
Не случайный
Случайный
5.Соблюдение режима (нужное подчеркнуть)
С желанием
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
6.Отношение к работе по дому, к дежурству
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
7.Отношение к производственному труду
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
8.Материальное положение ребенка в семье
(нужное подчеркнуть)
Высокое
Достаточное
Низкое
9.Отношение ребенка к его материальному обеспечению
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Терпимое
Скрытое неприятие .
Открытое неприятие
10. Форма самообеспечения (нужное подчеркнуть)
Предпринимательство
Наемный квалифицированный труд
Наемный неквалифицированный труд
Попрошайничество
Иждивенчество
Воровство
Грабеж
Разбой
Проституция
ОТНОШЕНИЯ
Отношение к совместным социокультурным мероприятиям
(нужное подчеркнуть)
С семьей
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
С классом
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
______ класса
Ф. И. О. ________________________________________ дата______________ 20__ __ г.
Мы, нижеподписавшиеся, ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
посетили семью ____________________________________________________________
проживающую по адресу: с целью_____________________________________________
Состав семьи ________ человек _______________________________________________
__________________________________________________________________________
Семья занимает _________ кв. м. ______________________________________________
В момент посещения дома находились _________________________________________
__________________________________________________________________________
Санитарное состояние жилья на момент проверки _______________________________
__________________________________________________________________________
Ребенок имеет место для занятий, отдыха_______________________________________
Место для сна ______________________________________________________________
Ребенок ложится спать ______________________________________________________
Загруженность домашними делами ____________________________________________
Ребенок занят в свободное время _____________________________________________
__________________________________________________________________________
Родители контролируют выполнение домашних заданий _________________________
Контакт осуществляется со школой ___________________________________________
Результат проверки (рекомендации, заключения) ________________________________
__________________________________________________________________________
Подписи : _______________ (______________________________)
_______________ (______________________________)
_______________ (______________________________)
Определение обобщенного показателя
социального благополучия учащегося
№ п/п | Социальные характеристики | Балл |
1 | Состав семьи ребенка |
|
| Мать, отец, бабушка, дедушка | 5 |
Только мать и отец | 4 | |
Мать, отчим; отец, мачеха | 3 | |
Одна мать, один отец | 2 | |
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
2 | Школьная успеваемость |
|
| Хорошая | 5 |
Удовлетворительная | 4 | |
Неудовлетворительная | 3 | |
Оставил школу, работает | 2 | |
Оставил школу, не работает | 1 | |
3 | Здоровье ребенка |
|
| Практически здоров | 5 |
Часто болеет в пределах нормального развития | 4 | |
Имеет хронические болезни | 3 | |
Отставание в умственном развитии | 2 | |
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 | |
4 | Санитарно-жилищные условия жизни семьи |
|
| Благоустроенная отдельная квартира | 5 |
Отдельная квартира с родителями супругов | 4 | |
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |
Комната в коммунальной квартире с удобствами | 2 | |
Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
5 | Доход семьи |
|
| Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 |
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | 4 | |
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | |
Живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
Денег до зарплаты не хватает | 1 | |
6 | Уровень социального благополучия семьи |
|
| Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 |
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам | 3 | |
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | 2 | |
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | |
| Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
7 | Поведение ребенка в школе |
|
| Хорошее | 5 |
Удовлетворительное | 4 | |
Неудовлетворительное | 3 | |
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении | 2 | |
Стоит на учете в ПДН | 1 | |
8 | Внешкольное общение ребенка |
|
| На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 |
Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени | 4 | |
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 | |
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества | 2 | |
Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 1 | |
9 | Жизненные цели ребенка |
|
| Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | 5 |
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны | 4 | |
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось» | 3 | |
Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 | |
Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ПДН | 1 | |
10 | Эмоциональные отношения родителей с детьми |
|
| Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 |
Слепая любовь, гиперопека | 4 | |
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | |
| Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
• ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
• от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
• более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Литература:
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».
Никитина Л «Методика работы социального педагога»
Т.А Шишковец «Справочник социального педагога 5- 11 кл»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...
План работы с семьями находящихся в социально опасном положении
Учебно-методический материал помогающий в работе с семьями находящимися в социально опасном положении...
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
Семинар-практикум «Куратор случая как эффективная технология работы с семьями, находящихся в социально опасном положении»
это программа индивидуальной профилактической работы...
Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении...
Программа "Комплексная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении"
Программа «Комплексная работа с семьями,находящимися в социально опасном положении»...
Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"
Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...