«Социально-педагогическая деятельность СПС гимназии во взаимодействии с семьёй».
статья по теме

Санжаревская Ольга Павловна

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания, как в семье, так и в школе, «трудного» подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots-ped_deyat-t_sps_s_semey.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-педагогическая деятельность СПС гимназии

во взаимодействии с семьёй».

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания, как в семье, так и в школе, «трудного» подростка. Причины отклонений в поведении ребёнка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия должного контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Сохраняется ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Анализ семьи и её воздействий на психосоциальное развитие ребёнка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Стремительно, буквально за последние несколько лет подростковая агрессия из частно-семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему

Сегодня от проблемы агрессивного поведения уже нельзя отмахнуться как от несуществующей или малозначимой. И начинать решать её надо в школе.

Оставленная без внимания ситуация проявления агрессии в отношении учащегося кем-то, вызывает желание с его стороны ответной агрессии.

Воспитательно-профилактическая работа с подростками может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребёнка и сведения к минимуму мер наказания в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков. В ходе организации воспитательной работы с ребёнком на сегодняшний день педагоги должны сделать акцент на подавлении в молодом человеке стремления к негативному поведению и модифицировании условий среды, вызывающих девиантное поведение.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединять усилия педагогов, родителей, работников правоохранительных органов.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками мы считаем создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество образовательного учреждения и семьи позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Результаты исследований профессора Вершловского, который проводил опрос старшеклассников, показывают, что на 1-ое место среди гражданских ценностей подростки ставят не карьеру, не деньги, а СЕМЬЮ – нас с вами, маму и папу. Семья – вот что является важным для детей, сохранение семейных отношений. Дети очень болезненно реагируют на разводы.

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Проблемы проявления агрессивного поведения учащихся в школе.

Гимназия как социальный организм находится в вихре изменений, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности.

Увеличение объёма информации, учебные нагрузки, рост темпов жизни, объёма человеческих контактов, кризисные явления в обществе, семье – эти и многие другие факторы приводят к росту перегрузок, которые испытывают на себе все участники педагогического процесса – учащиеся, учителя, родители.

Моральные, физические, духовные перегрузки в первую очередь сказываются на учениках, что проявляется в снижении успеваемости, в росте числа конфликтов – с учителями, родителями, учащимися, с самим собой.

Чтобы грамотно решать эти проблемы, необходимо обеспечить условия для процесса социальной реабилитации детей, а именно:

- создавать педагогически целесообразную среду, учитывающую особенности развития ребёнка;

- способствовать становлению ребёнка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с проявлением агрессивности в отношении других людей, являются в настоящее время особенно актуальными в практике современной школы и нашей гимназии в частности. Отнюдь не всегда нарушение поведения у учащихся связано с расстройством нервнопсихической сферы или сочетается с низким интеллектуальным развитием. Мы на практике сталкиваемся с такими ситуациями, в которых агрессивное поведение является следствием совершенно иных причин.

  • К примеру, когда в семье у ребёнка часты ссоры, скандалы, драки, и ребёнок, усвоив эти бытовые привычки, переносит их в школу, считая, что только таким способом можно и необходимо решать все жизненные проблемы. Поэтому и в классе он по малейшему поводу конфликтует с одноклассниками, учителями и все вопросы решает с помощью кулаков. Встречаются и другие случаи:
  • Во внешне благополучной семье отец поставил перед собой задачу воспитать из сына «настоящего мужчину» и поэтому упорно учит его, (кроме того, что учится сын хорошо), разным приёмам борьбы, внушая мальчику, что он не должен давать себя в обиду. Ребёнок отцу доверяет и поэтому не сомневается, что защитить себя можно только с помощью «приёмов». Мальчик при этом откровенно рассказывает: «Папа говорит, что если тебя кто тронет, ты ему сразу дай в глаз!» И вот – на перемене мальчик применяет приёмы каратэ, и его одноклассник отлетает в угол. Потом выяснилось, что ребята не могли определиться у кого лучше и мощнее телефон.
  • Во внешне благополучной семье родители много времени заняты на работе (в сфере малого бизнеса), домой возвращаются поздно. Единственная дочь обеспечена всем необходимым, но при этом девочка большую часть времени предоставлена самой себе. Много времени проводит в компаниях подростков, общается в «Контакте». – В гимназии девочка допускает по отношению к своим сверстникам грубые, унижающие достоинство других ребят действия. И всё это самой девочкой трактуется как «просто шутка».

Можно привести много разных, реальных ситуаций из школьной жизни. Наверное, в своей практике нередко с подобным сталкиваетесь и вы.

Что же делать? Как можно решить подобные проблемы?

Мы становимся злыми, когда нам плохо.

Быстро накапливаются научные данные, свидетельствующие о том, что неприятные события скорее способствуют враждебности и агрессивности, чем доброте и внимательности.

В категорию «проблемных» попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребёнок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив... Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что же делать?»

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих «трудных» учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором гимназии, Советом образовательного учреждения, завучами, медико-социально-психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами и т. п.).


Рассмотрим алгоритм решения самых различных трудностей:


РАБОТА С СЕМЬЁЙ

Цели и задачи работы с родителями:

  • Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
  • Изучение воспитательных возможностей семей.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
  • Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого–педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
  • Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.
  • Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.


Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. Работа с родителями всегда была важной составляющей работы педагогического коллектива. Она состоит из личных встреч педагогов и родителей, родительских собраний, проведения педагогических консилиумов, Дней открытых дверей. Все службы сопровождения имеют возможность принимать родителей по интересующим родителей вопросам, определены часы приема родителей, как членами администрации, так и учителями. Кроме этого в гимназии осуществляется оперативное информирование родителей о времени прихода (и ухода) ребёнка в ОУ через SMS сообщения. Происходит постоянный информационный обмен педагогического коллектива гимназии и семьи по различным аспектам развития школьника через информационную сеть «Дневник. ру».

Созданная атмосфера открытости способствует снижению уровня тревожности, возникающей у родителей за обучение их детей в гимназии.

Направления работы педагогов с родителями.

  1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
  2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
  3. Привлечение родителей к организации работы с классом.
  4. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

В гимназии регулярно проводится приём родителей по различным вопросам:

  • организации обучения на дому,
  • соблюдения правил внутреннего распорядка учащихся,
  • организации и проведения итоговой аттестации,
  • успеваемости учащихся,
  • посещения учебных занятий.


Формы работы с родителями

  1. Психолого – педагогический консилиум

Проведение педагогических консилиумов совместно с родителями учащихся показали, что проведение подобных консилиумов является наиболее оптимальной формой взаимодействия с семьёй, так как повышает ответственность родителей за судьбу ребёнка, систематизирует вклад всех участников ОП в развитие ребёнка.

Консилиум – коллективный метод изучения учащихся.

В задачи консилиума входит:

  1. Выявление характера и причин отклонения в поведении и учении учащихся.
  2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
  3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологических и педагогических знаний.

Наделённый правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективно-воспитательных задач.

Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку педагогической коррекции в виде учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. по характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.

Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса и ценности ребёнка как члена семьи.

Процедурная схема заседания: оргмомент, заслушивание характеристики, её дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педдиагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, разработка рекомендаций.

  1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвящённые отдельным воспитательным проблемам.

Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

  • «Основы построения общения с ребёнком»
  • «Права и обязанности ребёнка в семье»
  • «Стили и методы воспитания ребёнка в семье»
  • «Психология ребёнка»
  • «Особенности адаптации ребёнка в школе»
  • «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
  1. Наиболее распространённой формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным её предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:

  1. Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
  2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
  3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определённый период времени: четверть, полугодие, год).
  4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать своё мнение в ходе собрания, а не после него;
  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является чёткость, лаконичность, системность;
  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребёнку.

Важно!

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребёнка. Если хвалите, то всех – за что–либо.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги т родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребёнка – главные ошибки семейного воспитания.

Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Реализация социально-педагогической работы среди подростков и взаимодействие школы и семьи

Школьный возраст – это период активного социального развития, приобретения личного опыта взаимодействия с миром, освоения культурных ценностей. На этом жизненном этапе происходит интенсивная ориентиро...

Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка с ДЦП

О технологии работы социального педагога с семьёй ребёнка ДЦП, включение в реабилитационную работу, повышение уровня педагогической грамотности родителей....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Социально – педагогическая работа с приёмной семьёй.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Социальный педагог не может  решить за семью все проблемы, может лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться ос...

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...