Социально – педагогическая работа с приёмной семьёй.
статья на тему
Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, может лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Для эффективного сотрудничества с семьей работа ведётся поэтапно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_pedagogicheskaya_rabota_s_priyomnoy_semyoy.docx | 51.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – педагогическая работа с приёмной семьёй.
В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах - как в дореволюционной России, так и после 1917 г., в РСФСР.
В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь
В течение последнего десятилетия практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться, первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в т. ч. на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 80-х - начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса Российской Федерации, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)
Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.
Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.
Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:
- дети-сироты;
- дети, родители которых неизвестны;
- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
приемные родители ребенка имеет право и обязаны:
- воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.
Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).
Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагается пакет документов.
Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей.
Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей
Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.
Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов
В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста
Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.
В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи
Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов.
При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосохранению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).
социально педагогическая помощь и сопровождение приемных семей
Начало сопровождения приёмной семьи с момента принятия будущими приёмными родителями решения о воспитании ребёнка в семье.
Это один из самых ответственных моментов в работе с приёмной семьёй, позволяющий, оценить, как будущий процесс включения ребенка в семью будет оказывать влияние на характер функционирования семьи, изменять её.
Ребенок, попадая в приёмную семью, взаимодействует не просто со взрослыми, которые занимаются его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело уже с системными семейными процессами. Поэтому, считается распространенной ошибкой в процессе социально-педагогического сопровождения приемной семьи выдвижение на первый план матери или приемных родителей, т.е. преимущественная концентрация на детско-родительских отношениях при игнорировании роли семьи как системы, характеризующейся определенной структурой и изменяющейся со временем. По сути, ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы, как целого. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям семейной системы. Но и она, в свою очередь, не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и либо должна переструктурироваться, либо отвергнуть ребенка.
Социально-педагогическое сопровождение приёмной семьи более целесообразно проводить с учётом её поэтапного развития, то есть на всём протяжении её существования. Такой подход позволяет, с одной стороны, способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, возникающие у приёмной семьи, а с другой, отслеживать стратегию её развития и прогнозировать возможные трудности.
Встречаясь с различным спектром задач, приёмные родители не всегда в состоянии самостоятельно решить их. Они нуждаются в профессиональной помощи, поддержке. Для многих из родителей крайне насущной является проблема собственных страхов перед приемными детьми, догматичность собственных педагогических установок.
Зачастую образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей, физических особенностей «зашумляется», делается неточным, недифференцированным, грубо оценочным в основном за счет постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд», плохая наследственность.
Как альтернатива замещающей профессиональной семьи появляется «приемная семья», где воспитание детей-сирот признается профессиональной деятельностью, и приемный родитель получает социальные гарантии педагога независимо от уровня образования, а семье делегируется юридическая ответственность за ребенка на время его воспитания.
Знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является первым компонентом в модели социальных действий с семьей.
Изучение семьи и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательном составлении характеристики микрорайона (в ней отражены все сущностные характеристики каждого жителя - его возраст, профессия, образование, интересы и т.д.), на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичными материалами — личными делами учащихся (членов семьиВторой компонент социальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составления характеристики микрорайона провести изучение положения личности в семье и семьи-системы.
Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с приемными родителями.
Выделяют следующую поэтапную технологию социального – педагогического сопровождения замещающей семьи.
Этап 1. Информативно-аналитический (срок до 1 месяца)
Ключевым событием данного этапа является сбор информации о кандидатах в приемные родители.
Работа начинается с поступления заявления от кандидатов в приемные родители о намерении создать для ребенка замещающую семью.
Деятельность на информационном этапе осуществляется по двум направлениям:
Социальное, которое осуществляет социальный педагог учреждения. В его функции входит сбор подробной информации о заявившейся семье с целью изучения социальной ситуации развития семьи.
Помимо этого проводится социально-педагогическое обследование условий проживания, по результатам которого составляется акт.
Психологическое, ведущая роль которого отводится психологу учреждения. Психолог проводит:
Диагностическую беседу с целью установления мотивов создания замещающей семьи, определения отношения членов семьи к появлению нового участника их жизни, выявляет возможные риски при передаче ребенка на воспитание в замещающую семью;
Психологическое обследование членов семьи с целью составления «портрета» семьи;
По результатам своей деятельности специалисты делают заключение о возможности создания замещающей семьи. Кандидаты в замещающие родители информируются о решении специалистов и в случае благоприятного заключения работа переходит на следующий этап.
2 этап. Подготовительный (может занимать от одного до трех и более месяцев).
Ключевые события этого этапа:
– подготовка кандидатов в замещающие родители
– подбор и подготовка ребенка для передачи на воспитание в замещающую семью.
3 этап. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи.
Ключевое событие этого этапа заключается в оказании замещающей семье всесторонней помощи.
Адаптация детей в замещающей семье сталкивается со множеством психологических проблем.
Определяются проблемные зоны приемной семьи:
Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие.
Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.
Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье.
Проблемы супружеских взаимоотношений.
Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.
Сопровождения замещающей семьи строится по направлениям:
– консультативное (индивидуальное консультирование по возникающим проблемам);
– коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);
– диагностическое (выявление причины возникновения проблемы);
– юридическое (правозащита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения проблем юридического характера, связанных с воспитанием приемного ребенка));
– социальных (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).
Особенности социально-педагогического взаимодействия социального педагога с приемной семьей
Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является - нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступает ребенок в приемной семье.
Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Социально-педагогическая работа классного руководителя"
Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают...
Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка с ДЦП
О технологии работы социального педагога с семьёй ребёнка ДЦП, включение в реабилитационную работу, повышение уровня педагогической грамотности родителей....
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней изучены и предложены конкретные технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и ус...
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...
Социально-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида
из опыта работы...
Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...