Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка с ДЦП
материал на тему

Кротер Наталья Андреевна

О технологии работы социального педагога с семьёй ребёнка ДЦП, включение в реабилитационную работу, повышение уровня педагогической грамотности родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка с ДЦП                                            
               
          Детский церебральный паралич (ДЦП)
 – это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.
         
Нормализация воспитания ребёнка с ограниченными возможностями начинается с повышения его социальной значимости в семье. Развивающие занятия с ребёнком в отрыве от семьи не принесут желаемой пользы. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к выполнению посильных обязанностей, развивать различные виды его контактов со всеми членами семьи в процессе выполнения этих обязанностей и возможно более частое их игровое выполнение.
          Социально-педагогический подход ориентирован на целостное формирование личности, наиболее полное использование индивидуальных возможностей ребенка в процессе его целенаправленного комплексного развития и создание условий, стимулирующих его активную жизненную позицию. Данный подход предполагает включение в процесс возможно более полной комплексной компенсации ограничений жизнедеятельности ребенка с ДЦП его окружения (родителей, сверстников и общества в целом), развитие компенсаторных возможностей его организма, а также создание в обществе условий для наиболее полной и эффективной адаптации и социализации детей, имеющих проблемы в развитии.
          Технология работы с родителями представляет собой систему деятельности, направленную на социально-педагогическую подготовку родителей, включение их в реабилитационную работу с ребенком и повышение уровня их педагогической грамотности. В ее основе лежит специально разработанная система работы с родителями, позволяющая обеспечить целесообразный уход и социально-педагогическую реабилитацию ребенка с ДЦП в домашних условиях. Процесс социально-педагогической подготовки родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП, нацелен на создание благоприятной среды для целостного развития личности ребенка.
Работа по обучению родителей в условиях реабилитационного центра носит комплексный и поэтапный характер. Каждый этап имеет свои цели, задачи, направления теоретической и практической деятельности и ориентирован на формирование и развитие у родителей навыков ухода за ребенком и основ социально-педагогической работы с ним, а также на включение родителей в активную работу с ребенком, приобретение родителями системы социально-педагогических знаний и умений. Родитель обучается уходу за ребенком и методике реабилитационной работы с ним. Практику педагогической работы он получает на занятиях  и дома, закрепляя полученные знания.

                   Основными путями социально-педагогической подготовки родителей к реабилитационной деятельности являются:

• реабилитация членов семьи, в которой появился ребенок с ДЦП, разъяснение родителям перспектив развития ребенка и возможностей преодоления патологии , проводятся консультативные беседы, показ возможных ближайших и перспективных целей реабилитации, Конечная цель консультативной работы- с помощью специально-организованного процесса общения активизировать семью, повысить ее реабилитационную культуру, отрегулировать отношение к ребенку. Главным здесь выступает уровень доверия между педагогом и родителем, осмысление ими своей роли в реабилитационном процессе.

• обеспечение взаимосвязи возникающей потребности в определении перспективных целей и сроков их достижения у родителей и реальных возможностей реабилитации ребенка; предупреждение иллюзорности и разочарования в процессе реабилитационной работы с ребенком;

• обучение родителей методике реабилитационной работы с ребенком;

• разработка индивидуальной программы реабилитационной работы с ребенком и определение в ней места и роли родителей;

• помощь родителям в формировании социально-реабилитационного распорядка дня, обеспечивающего реализацию индивидуальной программы реабилитационной работы с ребенком;

• социально-реабилитационная работа с ребенком специалиста с постепенным включением в процесс деятельности родителей. Данный этап подразумевает совместную работу с родителями на занятиях- школа семьи, занятия проводятся с использованием таких методов как игротерапия, монтессори-педагогика, арт-терапия, водно-песочная терапия, сказкотерапия;

• расширение непосредственного участия родителей и постепенное снижение роли специалиста в реабилитационной работе с ребенком;
• повышение социально-педагогической подготовки родителей с учетом достигаемых результатов и открываемых перспектив реабилитации ребенка с ДЦП.
            С точки зрения социально-педагогического подхода, участие семьи в системе реабилитационных мероприятий, проводимых с ребенком, необходимо и является одним из основных условий успешности работы, при этом ведущая роль постепенно должна переходить от специалиста к родителям. Эффективность взаимодействия специалиста с родителями зависит от ряда факторов, в частности, от степени активности родителей, стиля воспитания и типа воспитательных отношений, сложившихся в семье, механизмов влияния родителей на ребенка и т.д. Учет этих факторов позволяет выстраивать адекватный комплекс мероприятий в системе взаимодействия «специалист - родитель - ребенок».

На эффективность процесса подготовки родителей к реабилитационной работе с ребенком оказывает влияние ряд факторов:

• организация групп родителей в зависимости от удаленности места жительства от реабилитационного центра;

• наличие позитивного контакта между родителями и ребенком;

• использование в процессе реабилитации всего потенциала семьи (морального, физического, психического, экономического);

• регулярность работы родителей с ребенком в домашних условиях;

• учет при составлении программы реабилитации индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

• непрерывность процесса социально-педагогической реабилитации;

• настрой родителей на положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Выступление на педсовете "Работа с семьёй ребёнка-инвалида"

Выступление на педсовете "Работа с семьёй ребёнка-инвалида"...

Работа с семьёй ребёнка с ОВЗ в условиях специального образования.

Работа с семьёй ребёнка с ОВЗ в условиях специального образования.Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Особ...

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...