Социально-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида
статья
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида
Семья-это окружение ребёнка с ограниченными возможностями, которое является главным звеном в его воспитании, социализации, удовлетворения потребностей, обучения.
Сегодня семьи, воспитывающие ребёнка инвалида относятся к социально незащищенным категориям населения. Государство, обеспечивая социальную защищенность данной категории, должно помогать им адаптироваться к социальной среде, а также создать все условия для развития индивидуальных, творческих возможностей и способностей.
Основными документами, определяющими нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка инвалида, являются: Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 г.; Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., а также следующие Постановления, Федеральные Законы и Указы Президента Российской Федерации; Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года; Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года; ФЗ РФ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Не считая общих социальных трудностей, свойственных для большей части населения в критичной ситуации, семьи, воспитывающие детей – инвалидов с наибольшим трудом адаптируются к негативным социальным изменениям, обладают низкой способностью к самозащите, испытывают дискомфорт от дефицита развития правовой базы, малоразвитости системы помощи им со стороны государства и негосударственных организаций.
Семья-микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребёнка, но и устанавливаются его моральные качества. Существует большая зависимость развития ребёнка от семейного фактора: чем больше проявляется семейное неблагополучие, тем все больше выражены нарушения развития ребёнка.
Функции семьи, воспитывающей ребёнка инвалида, могут быть нарушены под влиянием некоторые факторов, в том числе особенности личности её членов и взаимоотношений между ними, условия жизни семьи, нарушение её структуры и др.
Общество чаще всего неправильно понимает проблемы семей, воспитывающей ребёнка инвалида, а лишь малая часть ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей инвалидов в общественные места (театр, кино, зрелищные мероприятия и т. д.), тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
Согласно Малофееву Н.Н. семьи, воспитывающие ребёнка инвалида, можно разделить на четыре группы.
Первая группа - родители с выраженными родительскими чувства. Для таких семей характерна гиперопека своего ребёнка инвалида. Когда ребёнок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с этим разрушаются коммуникативные связи с окружением. Родители имеют недействительные представления о допустимых возможностях своего ребёнка, у матери выражаются чрезмерное чувство тревожности и напряженности. Данный тип воспитания выражает негативное влияние на формирование личности ребёнка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребёнка инвалида.
Вторая группа семей показывает стиль холодного общения - недостаток опеки и контроля за поведением ребёнка инвалида, уменьшением положительных контактов родителей с ребёнком, проявление на ребёнка со стороны родителей отрицательных качеств. Родители уделяют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя большие требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отклонения ребёнка. Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребёнка инвалида эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, способствует развитию комплекса неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка инвалида в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребёнка инвалида чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в установлении межличностных отношений, как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка инвалида, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективноагрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость.
Семья - первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Реализуя свои основные функции и направления в работе социального педагога, мне приходится быть в разных ролях. Это могут быть роли: педагога, психолога, эксперта, советчика, адвоката, помощника, юриста, защитника, друга, наставника и новатора. Если проанализировать смысл и содержание всех этих слов, то можно сделать вывод - что социальный педагог, это специалист, который изучает, анализирует, советует, помогает, защищает, учит и воспитывает.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей воспитывающей ребенка- инвалида - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.
В МКОУ С(К)Ш №1 обучаются дети с нарушением интеллекта (разной степени выраженности), кроме этого у детей есть сопутствующие нарушения:
- расстройства аутистического спектра;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- тяжелые нарушения речи.
Без любви к детям невозможно успешное взаимодействие в образовательном процессе. Также очень важно видеть в ребенке личность и учить детей верить в себя. А для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, педагог должен сам верить в него, в его способности, при этом отдавая учащемуся всю свою любовь и тепло своего сердца. Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условностей. Любить ребёнка, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешнего вида, задатков и способностей, поведения, его плюсов и минусов.
На уровне всех задач, стоящих перед образовательным учреждением, одной из главных является: организация эффективной квалифицированной помощи данной категории семей.
Очень важной составляющей работы с семьей ребенка-инвалида переориентация родителей на правильный подход к ребёнку, т.к. только мама и папа своим личным примером поведения влияют на его жизнь. Родители должны научиться адекватно относиться к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям. В семье создается совершенно другая обстановка и семья играет очень важную роль - это близкие люди, принимающим его таким, как он есть, это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка инвалида в социально-педагогической деятельности подразделяю на несколько этапов:
1 Диагностический.
- изучение семей детей-инвалидов, зачисленных в школу.
- сбор информации о семье, выявление проблем.
- определение потребностей семьи и ресурсов.
2. Подготовительный.
- установление контакта с семьей и ориентирование семьи на сотрудничество.
- выявление лиц из близкого окружения для оказания помощи в проведении реабилитационных мероприятий.
3. Деятельностный.
- реализация мероприятий.
- диагностика и мониторинг социального сопровождения семьи с целью выработки рекомендаций семье.
- направление информации в иные инстанции для решения проблем семьи (при необходимости).
- план межведомственного сопровождения семьи (при выявлении потребности семьи в оказании помощи служб системы профилактики).
4. Поддерживающий.
- постоянное сопровождение семьи после оказания необходимой помощи с целью отслеживания семейной ситуации.
Направления деятельности социального педагога предоставляемые семьям, воспитывающих ребёнка инвалида в МКОУ С(К)Ш №1:
1. Социально-педагогический патронаж и поддержка ребенка-инвалида, семьи ребенка-инвалида.
2. Содействие в получении педагогических услуг:
- социально-педагогическое консультирование;
- социально-педагогическая коррекция;
- социально-педагогическая диагностика;
- психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса ;
- организация помощи в получении образования детьми-инвалидами в соответствии с их способностями).
3. Содействие в получении психологических услуг:
- содействие в психодиагностике и обследование личности детей, членов семьи, психологической реабилитации;
- содействие в получении психологической поддержки, консультирования и коррекции.
4. Содействие в получении правовых и экономических услуг:
-содействие в получении мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содействие в консультировании по социально-правовым вопросам;
- содействие в оформлении документов;
- содействие в осуществлении защиты прав и интересов ребенка.
Привлекая родителей к разного рода мероприятиям, проводимых в школе с участием ребят, происходит совместное переживание событий в жизни ребёнка, развиваются его волевые качества. Командное взаимодействие детей и взрослых формирует модель целеполагания, достичь цели. Они понимают, что достижение успешности даст результат только через силу воли. Поэтому В школе систематически проводятся:
- Дни здоровья, где вместе с обучающимися активное участие принимают родители;
- Концерты и выступления обучающихся, посвященные праздникам, памятным датам, в качестве зрителей присутствуют родители и педагоги школы;
- Спортивные соревнования «Папа,Мама, я –спортивная семья»;
- Функционирует родительский клуб «Мы вместе», на заседаниях клуба педагоги и специалисты школы учат родителей общаться с ребенком, объясняют правильность выполнения заданий, обучают приемам элементарным приемам коррекционной работы с детьми.
- Проводятся конкурсы рисунков, поделок, участие принимают дети вместе с родителями.
Такие маленькие победы делают их людьми: они учатся сопереживать, любить, понимать себя и другого, контролировать свою агрессию, не наносить вреда себе и окружающим, добиться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь.
С выпускниками школы и их семьями проводиться работа по профориентации и оказывается помощь в выборе будущей профессии. Часто игнорируя проблемы со здоровьем, родители выбирают за ребенка профессию, учебные заведения и направляют ребенка по пути, которое ему не по силам. Учитывая особенности выпускников нашей школы и особенности их развития мы проводим работу по коррекции ожиданий родителей от ребенка в данном вопросе, вместе подбираем учебное заведение, рассказываем о приемлемых профессиях, совместно с учебными заведениями проводим ознакомительные экскурсии. Сопровождаем до момента зачисления в учебное заведение.
На выходе из учебного заведения ребёнок-инвалид и его семья, должны осознавать, как ребенку быть полезным прежде всего себе, как за себя постоять, какие приложить усилия, чтобы себе помочь, как быть полезным обществу, переживать за других. Должен уметь правильно соотнести нормы морали, соответствовать ожиданиям общества, т.е. понять, что ты нужен обществу, понимать и реализовывать правовую ответственность.
Результатом практической работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида, является решение проблем семьи, социальная адаптация ее членов, формирование благоприятного психологического климата, налаживание внутрисемейных отношений.
Таким, образом, семья, воспитывающая ребёнка инвалида сравнительно недавно стала объектом изучения и социального педагогического воздействия. В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уровень интегрированных знаний в этой сфере.
Социальный педагог в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида должен обладать даром внушения и убеждения, и даже в некоторой степени - талантом дипломата. Еще очень важное качество, считаю, это умение проявлять эмпатию. Без этого качества, социальному педагогу, как и любому педагогу, работающему с ребенком-инвалидом, сложно понимать внутреннее состояние другого человека, его душевные переживания. В то же время, социальный педагог должен уметь принимать правильные решения в конкретных ситуациях, должен уметь требовать от других специалистов системы профилактики мер по защите прав ребенка и его семьи. Он должен быть профессионалом, должен иметь свою точку зрения и уметь отстаивать свою позицию.
Список использованной литературы
- Галагузова М. А., Мардахаев Л. В. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. 192 с.
- 26. Назарова С. В. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями.// Журнал. Социальная педагогика.
2013. №1. С. 25-31.
3. Огарков М. Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения. 2001.
№11. С. 15-17.
- Реан А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. М.: АСТ, 2010. 576 с.
- Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология,
2006. 320 с.
- Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: Дашков и К, 2009. 212 с.
- Чернецкая А. А.Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 102 с.
- Чижов С. П. Социальная работа. Ростов на Дону.: Ростов-пресс, 2007. 218 с.
- Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2013. 216 с.
10. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2013. 326 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка- инвалида
Материал может быть полезен учителям коррекционных школ....
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...