ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
статья на тему
В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakteristika_ponyatiya_sotsializatsii_lichnosti.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Составила: социальный педагог Липатникова Светлана Николаевна
Слайд 2
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В самом общем виде его определяют как влияния среды в целом, которые приобщают детей с ограниченными возможностями здоровья к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение социализации: «Социализация (от лат. Socialis – общественный), развитие к самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».
Если же мы обратимся к социологическому словарю, то найдем там такое определение: «Социализация – процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни. В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм».
Слайд 3
Термин «социализация» стал использоваться в последней трети XIX века, когда американский социолог Франклин Гиддингс в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни». Педагогика оперирует понятиями, близкими к слову «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Так, воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.
Слайд 4
Многие исследователи считают, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду через его деятельность.
Слайд 5
Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя.
В последние годы с термином «социализация» всё чаще употребляется термин «адаптация». Многие ученые считают, что нельзя рассматривать социализацию в отрыве от адаптации. Согласно определению кандидата психологических наук, доктора философских наук Людмилы Дмитриевны Столяренко:
Слайд 6
«Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения – удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью».
Слайд 7
Суммируя эти два понятия профессор кафедры социальной педагогики и психологии ТГПИ им. А. П. Чехова Молодцова Татьяна Даниловна определила социальную адаптацию как процесс и одновременно результат внутренней и внешней, гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающей потребности человека и требования среды. Таким образом, социальная адаптация – это часть процесса социализации и ее разновидность.
Процесс социализации условно можно представить
Слайд 8
как совокупность четырех составляющих:
– стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями;
– относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп и/или социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т. д.);
– относительно социально контролируемой социализации – планомерного создания обществом и государством организационных, материальных и духовных условий для развития (воспитания) человека;
– самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный характер, в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.
Ядром направленного воспитания является образование, т. е. процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, включает в себя целенаправленное, специализированное по своим методам обучение и воспитание – более широкое просвещение, процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидом сообщаемой информации. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются.
Социализация, по мнению С. Беличевой, заключается не только в том, чтобы дать ребенку представления о социальных нормах, санкциях и ролевых предписаниях, но и перевести их во внутренний план, превратить их во внутренние поведенческие регуляторы.
Содержательная сторона процесса социализации включает формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, правовых, этических, социальных, политических представлений, ценностных ориентации, взглядов, убеждений, а также формирование механизмов самореализации, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые особенности личности.
С точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации,
Слайд 9
которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым.
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с основной деятельностью), которое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека (группы сверстников, коллеги по профессии и др.).
Межличностный механизм социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т. д.).
Детский возраст является восприимчивым для воздействия большинства перечисленных механизмов. Действие всех механизмов социализации в большей или меньшей степени опосредуется рефлексией – то есть внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам. Человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя.
Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности преобладают нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.
Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он активно взаимодействует с социумом. Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения и деятельности. В процессе социализации ребенок входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребенка осуществляется на основе освоения им социальных ролей. При этом доминирующее влияние на ребенка оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками ребенок апробирует присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия.
Однако вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть в неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.
Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права и которые в конечном счете обуславливают, по словам Л. Выготского, «врастание в человеческую культуру». Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер. По существу, десоциализация – это не что иное, как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный, характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности поведения.
В зависимости от природы, характера, степени выделяют патогенную, психическую и социальную дезадаптацию.
Слайд 10
Патогенная дезадаптация определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и появление различных фобий.
Психосоциальная дезадаптация трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера, а также неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы, умственного развития и т. д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в социальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития социализации индивида. В этом случае субъект мешает обществу, отличается девиантным (отклоняющимся от норм) поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (делинквентное поведение), становится дезадаптированным (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего формируются психо-социальные условия для преступного поведения.
В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта, т.к. их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни.
Слайд 11
Внимание к проблемам нетипичных детей со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального образования. Однако очевидна недоработка законодательной базы. Это доказывает отсутствие разработанных полиаспектных программ постшкольной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. Например, выпускники специальных образовательных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с нарушением интеллекта оказываются на улице, не имея средств к существованию, в силу макроэкономических и социокультурных причин, когда их специальность, полученная в школе не востребована на рынке труда или работа оценивается крайне низко.
Возникает несколько условий, которые в целом предопределяют результативность социальной адаптации.
Слайд 12
К основным из них относят следующие:
- уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников специальных коррекционных школ, который позволит им вести самостоятельную жизнь;
- объективная оценка детьми перспектив будущей самостоятельной жизни;
- готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушениями интеллекта;
- уровень социальной защищенности выпускников школы VIII вида.
Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Но есть и те, кто попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ VIII вида испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана.
Слайд 13
Именно поэтому большое место в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Важную роль в специальных школах играют уроки трудового обучения, уроки СБО, сопровождение учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.
Слайд 14
Таким образом, эффективность работы по социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта в рамках специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида возможна только при комплексном взаимодействии педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, а также четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией и внешкольными учреждениями.
Слайд 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление личности в процессе социализации.
Проблемы социализации и пути их решения....
Социализации личности и процесс формирования компетенций.
Мой взгляд на процесс формирования личности в профессиональном образовании....
Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации
Социализация личности является сложным непрерывным процессом взаимодействия человека и общества. Мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включаемся во все новые виды деятельно...
Концепция воспитательной работы "Становление личности в процессе социализации, воспитании и самовоспитании"
Данная концепция содержит основные направления , цели и задачи воспитательной работы с учащимися....
Отклоняющееся поведение, как нарушение процесса социализации. Родительское собрание.
Фактором риска появления отклоняющего поведения у детей являются неправильные методы воспитания, используемые родителями и педагогами....
Понятие, этапа и содержание процесса социализации
Текст выступления на районной родительской конференции. Расскрывает процесс социализации на разных этапах жизни, представляет социально-психологичекое сопровождение обучающихся в учреждении в процесса...
Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Педагогика и психология профессиональной деятельности...