Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации
учебно-методический материал на тему
Социализация личности является сложным непрерывным процессом взаимодействия человека и общества. Мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включаемся во все новые виды деятельности и отношения, испытывая на себе разнообразные влияния окружающей среды, и принимаем новые социальные роли.
Актуальным вопрос социализации становится в период становления в подростковом возрасте. Именно в подростковый период любое влияние микросоциальных факторов, то есть среды и ближайшего окружения, является решающим. Важно, чтобы оно было благоприятным и способствующим положительному развитию и становлению личности. Поведение подростка - не что иное, как внешнее проявление сложного внутреннего процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения часто связаны с отклонениями в данном процессе.
Цель данной работы: изучить отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
1) рассмотреть основные подходы к понятию «социализация»;
2) изучить сущность отклоняющегося поведения;
3) проанализировать факторы, оказывающие влияние на нарушения в процессе социализации.
В работе использован метод анализа психолого-педагогической литературы, периодических изданий по теме реферата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_i_deviantnoe_povedenie.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Южный Федеральный Университет
Педагогический Институт
РЕФЕРАТ
на тему:
Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации
Выполнила Чобанян С.В.
Руководитель - Дроздова И.И.
Содержание
1 Понятие процесса социализации
2 Сущность понятия «отклоняющееся поведение»
3 Факторы отклоняющегося поведения в процессе социализации
Введение
Социализация личности является сложным непрерывным процессом взаимодействия человека и общества. Мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включаемся во все новые виды деятельности и отношения, испытывая на себе разнообразные влияния окружающей среды, и принимаем новые социальные роли.
Понятие «социализация» вошло в психологическую науку в середине XX в. посредством трудов А. Бандуры, Д. Доллэрда, А. Парка и др.
В отечественной науке социализация начала изучаться с 1960-х гг. Большая роль в изучении этого процесса принадлежит Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву. В современной психологии эти вопросы изучают И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.Е. Кравцова, Г.М. Андреева, А.М. Щетинина и др.
Актуальным вопрос социализации становится в период становления в подростковом возрасте. Именно в подростковый период любое влияние микросоциальных факторов, то есть среды и ближайшего окружения, является решающим. Важно, чтобы оно было благоприятным и способствующим положительному развитию и становлению личности. Поведение подростка - не что иное, как внешнее проявление сложного внутреннего процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения часто связаны с отклонениями в данном процессе.
Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, влияющих на появление отклонения от норм в поведении. Прежде всего, их нужно искать в среде пребывания и в условиях воспитания ребенка. Такими причинами, способствующими появлению у подростков отклоняющегося поведения, могут быть неблагоприятные семейно-бытовые условия и отношения, чрезмерная занятость родителей, отсутствие необходимого надзора и контроля над поведением, нехватка внимания, экономические проблемы, падение ценностных ориентаций и нравственности в семье и обществе в целом, и другие.
Цель данной работы: изучить отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть основные подходы к понятию «социализация»;
- изучить сущность отклоняющегося поведения;
- проанализировать факторы, оказывающие влияние на нарушения в процессе социализации.
В работе использован метод анализа психолого-педагогической литературы, периодических изданий по теме реферата.
1. Понятие процесса социализации
Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40-50-е гг. в работах А. Бандуры, Д.Ж. Кальмана и др. В различных научных школах, это понятие получило различную интерпретацию.
Под социализацией в науке понимается процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему выполнять функции полноценного члена общества. Социализация включает в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Социализация является всеобщим процессом, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация – это обязательный процесс усвоения всех установок, мнений, жизненных ценностей, обычаев, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Процесс социализации человека длится всю жизнь, помогает обрести душевный комфорт и иметь чувство полноправности в обществе или какой-то культурной группы вне этого общества [11, с. 19].
Несмотря на широкое применение термина «социализация», этот феномен все еще не имеет однозначного толкования. Представители философии, социологии, психологии, педагогики предлагают самые различные трактовки этого понятия.
Анализ научной литературы по изучаемой проблеме свидетельствует о том, что для зарубежных исследований характерно большое разнообразие теоретических подходов при рассмотрении процесса социализации (рисунок 1). Сделаем анализ основных подходов.
Рисунок 1 – Подходы к социализации в зарубежной психологии
Психоаналитический подход стоит у истоков рассмотрения поло-ролевой социализации в психологии. З. Фрейд первым сказал о том, что психика человека необычайно сложна и бессознательное играет чрезвычайно важную роль в ее развитии. Как известно, личность по З. Фрейду, состоит их трех взаимосвязанных компонентов: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Социализация при этом понимается как процесс «развёртывания» врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление этих компонентов. Ученый также полагал, что дети проходят пять стадий психосексуального развития. На каждой из них интересы ребенка и окружающих его людей сосредоточены вокруг определённой части тела, служащей источником удовольствия. При этом для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, накладываемыми сначала родителями, а затем и «Супер-Эго» [5, с. 22].
Психосоциальная теория Э. Эриксона сложилась на основании практики психоанализа. Э. Эриксон полагал, что основы человеческого «Я» корнями уходят в социальную организацию общества.
На каждой стадии развития личности имеют место свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и как результат – общество принимает или отвергает его. Эти идеи Э. Эриксон положил в основу двух важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность ребенка формируется благодаря тому, что с первого дня жизни он включен в общественное воспитание, оно направлено на его включение в определенную социальную группу, вместе с этим идет процесс формирования «эго-идентичности». Именно она отвечает за то, что человек обретает чувство непрерывности своего «Я», устойчивости, несмотря на различные изменения в процессе роста и развития.
Э. Эриксон выдвинул три важных положения:
- помимо фаз сексуального развития, имеют место и психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде;
- процесс социализации длится всю жизнь, а не останавливается в подростковом возрасте;
- каждая стадия имеет свои собственные параметры развития, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Э. Эриксон показал, что на каждой стадии есть свои сильные стороны, и неудача на одной стадии может быть перекрыта последующими удачами на других. Вклад Э. Эриксона важен тем, что он показал, что личность формируется и социализируется на протяжении всей жизни [5, с. 23].
Когнитивный подход интересен тем, что рассматривает морально-нравственное и интеллектуальное развитие личности.
Так, Ж. Пиаже считал, что социализация – это социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок – социальное существо с самого рождения, но его социализация происходит постепенно по мере формирования интеллекта и моральных принципов.
Л. Колберг продолжил эти исследования и выделил шесть стадий нравственного развития, он говорил, что люди в любой социокультурной среде проходят все эти стадии в одном и том же порядке.
В бихевиоризме более широкий взгляд на социализацию. Представители этого подхода считают, что основное в процессе усвоения социального опыта – это расширение репертуара поведения, которое достигается путём социального научения. Кроме того, они выделяют три типа научения: оперантное обусловливание (Б. Скиннер), классическое обусловливание (Дж. Уотсон), наблюдение (А. Бандура).
В гуманистической психологии предусмотрено понятие спонтанного психического развития ребёнка, которое обладает внутренним источником саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. При этом отношения и связь со значимым другим человеком – это необходимое условие личностного развития. А. Маслоу говорит о самоактуализации как полном использовании своих способностей, талантов, возможностей в жизни. К. Роджерс сосредоточился на стремлении к развитию, к полноценному функционированию, что есть психическая зрелость и полная открытость себе и миру. Социализация в этом подходе определяется тем, что человек создает себя, а не общество создает человека.
При рассмотрении социализации в социально-экологическом подходе У. Бронфенбренера опираются на то, что:
1) социальную ситуацию развития ребенка можно рассматривать через экологические взаимосвязи;
2) социальное окружение постоянно меняется, потому социализация никогда не закончится;
3) социальная среда отличается уровневым строением, социум является совокупностью входящих друг в друга социальных явлений, которые, как непосредственно, так и косвенно оказывают влияние на поведение и развитие ребёнка;
4) в структурном строении социального окружения выделяются четыре уровня:
- микросоциальное окружение (семья и группа сверстников);
- мезосистема (взаимоотношения между различными областями макросистемы, например, между семьёй и школой);
- экзосистема (социальные институты, органы власти и пр.); макросистема (доминирующие на данный момент социокультурные нормы, системы социальных представлений и установок, а также нормы и правила социального поведения, существующие в той или иной субкультуре) [14, с. 140].
В отечественной науке активное изучение проблемы социализации началось с середины 60-х годов ХХ века. Однако еще в начале 30-х годов Л.С. Выготский в своих работах развивает представления об основном механизме социализации – интериоризации – как о «...присвоении индивидами зафиксированных в культуре социальных норм и программ» [6, с. 137].
По Л.С. Выготскому, высшие мыслительные функции личности являются социальными по своей природе еще до того, как они интернализируются индивидом в ходе общего процесса социализации через социальное взаимодействие [7, с. 44-46].
Критикуя концепцию социализации, предложенную Ж. Пиаже, Л.С. Выготский утверждал, что социальная среда отнюдь не принуждает индивида принимать чуждые ему схемы мышления; напротив, в процессе взаимодействия с себе подобными, индивид, интериоризируя «социальные нормы и программы», приобретает свой специфический, индивидуальный способ жизни [6, с. 138].
Большое значение для разработки проблем социализации личности имели исследования А.Н. Леонтьева. Личность, по мнению А.Н.Леонтьева, представляет собой образование, которое не может быть выведено лишь из приспособительного адаптивного поведения.
А.Н. Леонтьев также акцентировал внимание на процессах интериоризации/экстериоризации, являющихся движущими силами социализации, своеобразными взаимопереходами в системе совместной деятельности человека в обществе.
Кроме того, необходимо отметить и работы И.С. Кона, который рассматривал социализацию через призму поколенческой проблематики и возрастных изменений, связанных с динамикой жизненного цикла индивида.
В 80–90-е годы ХХ века издается множество работ, в том числе монографических, посвященных ряду проблем, так или иначе связанных с процессами социализации, что было вызвано радикальными преобразованиями, происходившими во всех сферах российского общества. Характерной особенностью работ этого периода, к числу которых можно отнести исследования В.И. Бакштановского, И.А. Донцова, И.О. Мартынюка, А.В. Мялкина, Е.Б. Москаленко, Е.Б.Шестопал, А.И.Ковалевой, Р.А. Логуа, А.В.Мудрика, являлось положение относительно двустороннего характера процесса социализации, заключающегося не только в усвоении субъектом социального опыта, но и в возможности активной его деятельности, его включения в социальную среду.
Таким образом, явление социализации многоаспектно, и исследуются различные стороны этого феномена. С точки зрения общества, подготовка подрастающего поколения к новому образу жизни осуществляется в процессе социализации, с точки зрения индивида, это – процесс овладения совокупностью общественных норм и правил, социальных ценностей. Процесс социализации идет на всех стадиях жизни, а не только в детстве или юности. Взрослые стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к новым переменам в жизни. Однако именно в детстве процессы социализации вырабатывают стереотипы поведения, которые сохраняются и в последующей жизни. Социализация способствует созданию ядра ценностей, установок, навыков и ожиданий, совокупность которых и формирует из ребенка взрослого человека.
2. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»
Многие дети и подростки обращают на себя внимание своим поведением, нарушающим нормы, несоответствующим требованиям общества, отличающимся от поведения других детей, укладывающихся в семейные, школьные и общественные нормы. В большинстве случаев, подобное поведение является реакцией детей и подростков на какие либо трудности и жизненные обстоятельства, и связано с условиями жизни и воспитания, а так же с особенностями анатомо-физиологического развития.
В специальной литературе термины отклоняющееся и девиантное поведение используются как синонимы. Далее мы будем использовать оба понятия.
Говоря об отклоняющемся поведении, необходимо определить понятие нормы. Обычно под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, характерное для большинства людей [9, с. 24].
Проблемы соотношения «нормы» и «девиации» вызывают большой интерес как в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), так и в отечественной (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) психолого-педагогической науке.
Девиантное или отклоняющееся (от лат. deviatio – отклонение) поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в данном обществе, среде, группе [10, с. 55].
Девиантное поведение характеризуется отклонением от норм, принятых в данное время в обществе в целом, так как что является нормой в одной социальной группе, может являться отклонением для другой, или что являлось отклонением прежде, позднее может стать нормой, и наоборот. Некая конкретная форма поведения может восприниматься как норма, если она преобладает у большинства людей. Так, например, героизм, одаренность, или трудоголизм тоже являются отклонениями, только в отличие от девиантного поведения, положительными.
Личность, проявляющая девиантное поведение, вызывает к себе отрицательную оценку со стороны окружающих людей, которая может проявляться в форме общественного осуждения, порицания или социальных санкций. Девиантное поведение наносит реальный ущерб обществу и самой личности, то есть проявляется в деструктивной (направленной на окружение) или аутодеструктивной (направленной на себя) формах.
Однократный проступок ребенка нельзя считать девиацией, так как отклоняющееся поведение характеризуется стойкостью, многократностью или длительностью. Но в этом правиле есть исключение. Даже однократная попытка суицида может представлять опасность и рассматриваться как отклоняющееся поведение. Так же сложно назвать девиацией поступки, совершенные вследствие нестандартных жизненных ситуаций, таких как проявление горя в первые месяцы после смерти близкого человека или наличии опасности для здоровья и жизни.
На протяжении своего взросления каждый ребенок в тот или иной период развития преодолевает некие возрастные кризисы, и его поведение в эти периоды может немного отклоняться от общепринятых норм. Исходя из этого, всех детей можно назвать девиантными. Однако, этот термин применяется в том случае, если проблемы связанные с отклонениями в поведении не прекращаются и не связаны с каким-либо кратковременным возрастным этапом.
Девиантные дети становятся таковыми под влиянием сложных жизненных обстоятельств, в большей степени окружающей среды и условий воспитания. У них появляются тенденции к непослушанию, эмоциональной закрытости, невосприимчивости к воспитательному воздействию.
Несмотря на многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения, единой классификации пока не существует. Это связано с использованием термина «девиантное поведение» в различных значения в разных науках, а так же с чрезвычайным многообразием форм человеческого поведения и неопределенностью, относительностью понятия «норма» [8, с. 108].
Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:
- причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
- причины социального и психологического характера;
- причины, связанные с возрастными кризисами [1, с. 296].
В психологии выделяют четыре основных причины отклонений в поведении (таблица 1) [8, с. 608].
Таблица 1 - Причины отклонений в детском поведении
Причина | Сущность |
Борьба за внимание | Когда ребенок в семье и школе получает недостаточное для нормального психологического и эмоционального развития количество внимания, он становится непослушным. Тем самым он получает необходимое внимание в виде замечаний со стороны родителей и учителей. |
Протест против чрезмерной родительской власти и опеки | Если стремление ребенка к самоутверждению ущемляется, а общение с ним происходит в приказной форме, в виде замечаний и указаний, он наперекор такому влиянию начинает проявлять упрямство и своеволие. Тем самым он пытается утвердить себя как равную личность, способную принимать решения самостоятельно. |
Месть | Дети по тем или иным причинам часто обижаются на взрослых, пусть даже эти причины самим взрослым могут казаться несущественными. Дети очень чувствительны и ранимы. Не понимая, что делают хуже только себе они проявляют все то же непослушание и снижение школьной успеваемости. |
Утрата веры в свои возможности и успехи | Это может происходить из-за заниженной самооценки. Частые неудачи и критика со стороны, накапливаясь, приводят к неуверенности ребенка в себе. Ребенок считает свои старания тщетными бесполезными |
Существуют также наиболее общие факторы, влияющие на появление отклонений в поведении (рисунок 1):
1) окружающая среда (микросоциальные факторы). Одну из главных ролей в появлении девиантного поведения играют микросоциальные факторы, такие как семья, среда воспитания и ближайшее окружение. Большинство отклонений в поведении появляются у детей и подростков, растущих в неполных и/или многодетных семьях. Отягчающим обстоятельством служит асоциальное и антисоциальное поведение родителей, например алкоголизм. Так же влияют особенности воспитания, школа со своими педагогическими методами, положение и статус подростка в классе, взаимоотношения в группе друзей и сверстников, ценностные ориентации друзей;
Рисунок 1 - Основные причины девиантного поведения детей и подростков
2) социальное неравенство (экономический фактор). На это влияет низкий, порой нищенский уровень жизни большей части граждан, в том числе и молодежи. Общество расслаивается на богатых и бедных. Хорошую работу сложно найти. Отмечается рост безработицы. Нехватка денежных средств толкает молодых людей на пути быстрого получения желаемого, пусть и не законные. Подростки мало задумываются о последствиях и грозящем наказании, надеясь на то, что их правонарушения останутся нераскрытыми и безнаказанными. Некоторые, совершая деликты, расценивают их как озорное действие. Они не видят грани, где шалость переходит в правонарушение. Но преступления совершаются и вполне обеспеченными, ни в чем не нуждающимися подростками. Их поведение так же обусловлено недостатками воспитания, нехваткой внимания постоянно занятых родителей;
3) морально-этический фактор заключается в падении морально-нравственного и духовного уровня общества. Деградация и крайне низкий уровень нравственности выражаются в неуважении к культурным ценностям, массовой алкоголизации населения, росте бродяжничества, распространении наркомании, проституции, взрыве насилия и правонарушениях.
Молодые люди перестают уважать кого или что-либо, у них нет никаких определенных ценностей и жизненных позиций. Часто их действия абсолютно бесцельны. Отклоняющееся поведение подростков связано с нарушениями соответствующих возрасту социальных ролей, норм и правил поведения, требований возрастных социальных ролей, что ведет к социально-нравственной деформации поведения. Хамское и наплевательское отношение к окружающим становится для них нормой;
4) наследственно-биологических факторы, такие как алкоголизм, наркомания, предрасположенность к психическим или нервным заболеваниям родителей, патологическое течение беременности и родов;
5) соматические заболевания и тяжелые травмы. Не менее опасны заболевания ЦНС, которые могут привести к возникновению расстройств, ведущих к личностным изменениям;
6) личностные качества подростка: социальная незрелость личности, особенности характера и темперамента, ценностные и мотивационные ориентиры, самооценка и возможные внутренние конфликты;
7) влияние СМИ. Присутствие в фильмах, телепередачах, и даже мультфильмах большого количества рекламы алкоголя и табачных изделий, сцен убийств, насилия, агрессии и жестокости, имеет прямое отношение к появлению подобного поведения среди подростков [10, с. 46].
Таким образом, в соответствии с культурными и социологическими теориями социальных отклонений, девиантное поведение появляется у индивидов, социализация к общепринятым нормам которых по тем или иным причинам была неудачной, что сказывается на психической структуре личности. Это означает, что процесс усвоения личностью социальных норм, ценностных ориентаций и образцов поведения произошел со сбоем.
3 Факторы отклоняющегося поведения в процессе социализации
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников.
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на становление личности развивающейся личности и ее социализацию в обществе с его норами и ценностями. Недостатки семейного воспитания приводят появлению у детей и подростков отклонений поведения, вследствие не усвоения ими общепринятых норм.
Анализ неблагополучия семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия ранней социализации. Часть из них прибывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие - вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков.
Суть явления социальной дезадаптации в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами. Происходит вытеснение ребенка из ситуации личностного развития, стремление к самоутверждению общественно-приемлемым способом не поддерживается и не стимулируется. Он оказывается в состоянии психологической изоляции в среде общения, утрачивает чувство принадлежности к общей культуре и воспринимает микросредовые ценности и установки [12, с. 44].
Одно из явлений семейного неблагополучия, представляющее собой фактор риска возникновения социальных отклонений в поведении ребенка, - депривация, как невозможность удовлетворения ведущих психических потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Отсутствие или нарушение у ребенка глубокой «надежной эмоциональной связи с близким взрослым» (дефицит эмоциональной привязанности) в первые годы жизни, а также длительного и частого общения с социально-положительными родственниками в старшем возрасте - важнейшие условия, определяющие качества социальной адаптации ребенка и возникновение трудностей в поведении [13, с. 146].
Очень важным фактором риска появления отклоняющего поведения у детей являются неправильные методы воспитания, используемые родителями. Ведущие отечественные исследователи А.И. Захаров, А.С. Спиваковская выделяют следующие типичные ошибки в воспитании:
- непонимание личностного развития детей;
- неприятие детей;
- несоответствие ожиданий родителей возможностям ребенка;
- негибкость в отношениях;
- неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей;
- непоследовательность в отношении с детьми;
- несогласованность отношений между родителями;
- тревожность;
- доминантность;
- гиперсоциальность;
- недоверие к возможностям детей;
- недостаточная отзывчивость, нечуткость родителей;
- противоречивость.
Также на нарушения процесса социализации оказывают влияние личностные особенности родителей. Среди них выделяются следующие неблагоприятные черты личности родителей, являющиеся фактором риска: сензитивность, тревожность, доминантность, эгоцентричность, гиперсоциальность. Исследования показывают, что эмоциональные трудности или проблемы поведения встречаются чаще у детей, чьи родители страдают хронически депрессивными или невротическими заболеваниями, а также с патологическими чертами личности. Выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного общения в значительной степени зависят от характерологических особенностей, уровня образования и культуры родителей.
Но не только семья влияет на процесс социализации. Во время взаимодействия личности с окружающей средой, нормы, усвоенные в семье, могут оказаться пересмотренными или отброшенными. Одно и то же поведение в разных социальных группах может восприниматься по-разному, так как понятие нормы в этих группах может быть различно.
Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.
Однако, как свидетельствуют статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков [3, с. 128].
Подростковый возраст является одной из самых сложных и кризисных, но очень важных стадий развития человека, в течение которой происходит своеобразный переход от детства к юности. Поэтому его часто называют переходным. Границы этого периода варьируют от 12 до 17 лет, у каждого человека он может начаться и закончится в разное время в зависимости от личных данных и уровня общественного развития: у кого-то раньше, у кого-то позже. Эти границы так затягиваются из-за того, что для усвоения ролей взрослого человека требуется большое количество времени.
В это время организм ребенка претерпевает множество изменений: начинается быстрый рост, усиленная работа отделов, обеспечивающих распределение энергозатрат и адаптацию к внешним условиям, половое созревание, меняется анатомо-физиологическое строение, происходит социальное психическое развитие, перестройка Я-концепции, самосознания, появляется желание изучать себя и свои возможности. Меняются отношения с родителями, сверстниками, учителями, и противоположным полом. Все это сопровождается упрямством, повышенной возбудимостью, импульсивностью, неустойчивостью настроения и поведения, особой ранимостью, постоянным колебанием самооценки, и неадекватностью реакций. В этот период очень важным является чувство принадлежности к «подростковой» общности, ее ценности влияют на собственные нравственные оценки. В процессе общения подростка в группе сверстников формируются бесценные навыки взаимодействия в социальной среде и умение отстаивать свои права.
Отклоняющееся поведение у подростков часто служит как средство самоутверждения и выражения протеста против кажущейся несправедливости взрослых и отношения к ним как к детям. В большинстве случаев девиантное поведение подростков объясняется незавершенностью или нарушениями процесса становления личности и личностных качеств, неблагоприятным влиянием семьи и окружения, пребывания подростка в асоциальной группе и зависимостью от требований этой группы и принятых в ней ценностных ориентаций [4, с. 4].
Подростковая девиантность связана с нарушениями социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих возрасту. Механизмом девиантного поведения является процесс взаимодействия неблагоприятной субъекту социальной ситуации и комплекса его психологических качеств, где большую ролью играют дефекты и нарушения ценностно-нормативных ориентаций личности.
Появление отклонений в поведении говорит о наличии у подростков социальной дезадаптации. Какими бы ни были формы этих отклонений, практически всегда они сопровождаются частыми конфликтами и плохими взаимоотношениями с окружающими, развязыванием драк и ссор, агрессивной настроенностью, лживостью и непослушанием.
От взрослых, окружающих подростка, и в первую очередь родителей, требуется особо пристальное внимание, деликатность и предельная тонкость. Именно в этот период родители могут совершать много ошибок в обращении с подростком, приводящих к появлению у него различных расстройств и отклонений в поведении.
Подростки стремятся к полной автономии от взрослых, независимости и свободе, выполнению прав и обязанностей взрослого человека, чтобы без чьего-либо контроля принимать самостоятельные решения, быть равными. Но к полной свободе в действительности они еще не готовы. Если родители не хотят или не могут понять нарастающее стремление детей к скорейшему взрослению и самостоятельности, это становится причиной неудовлетворенности подростков в общении с родителями. Поэтому они тянутся к ровесникам, отвечающим их потребностям.
То, что подростки стремятся к близким дружеским связям, основано на глубоких эмоциональных привязанностях и схожести интересов. Подросток нуждается во взаимопомощи и верности со стороны друзей, в сочувствии и понимании. Неудовлетворенная потребность в столь необходимом общении в благоприятной для подростка среде может стать причиной дальнейшего самоутверждения в неформальной подростковой группе, уличной, дворовой компании, где у него появляется множество негативных проявлений поведения, вплоть до развития делинквентного или криминального поведения [2, с. 188].
Родители, воспитатели, учителя и педагоги должны особое внимание уделять проблеме отклоняющегося девиантного поведения. Решение этой проблемы зависит от правильного отношения, позиции и действий по отношению к детям и подросткам, склонным к отклонениям поведения или уже имеющим устойчивые формы отклонений. Современные жизненные условия изначально обрекают новое поколение на кризисную социализацию. К сожалению, отклонения в поведении для подростков сейчас являются большей нормой, чем общественно-полезные поступки и законопослушание. Они воспринимают неформальную ненормативную субкультуру как наиболее приоритетную. Многие подростки не могут удовлетворить свои потребности в самоутверждении, признании, достижении каких-либо целей или получении желаемого не поддаваясь негативным влияниям сверстников.
Заключение
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
Причины девиантного поведения подразделяются на две группы:
- причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
- причины социального и психологического характера.
Большая роль в коррекции девиантных детей отводится работе с семьей. Необходимо научить родителей быть более сензитивными к своим детям, относиться к ним с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать другие аспекты собственной личности и другие способы взаимодействия с родителями. Родителям необходимо помочь решить их семейные проблемы, проблемы детско-родительских отношений, обменяться опытом с другими родителями.
В работе стоит учитывать накопленный педагогический опыт, грамотно организовывать процесс изучения личности ребенка и его ближайшего окружения, своевременно реагировать на изменения в поведении ребенка, проводить индивидуальную профилактическую и коррекционную работу со школьниками с девиантным поведением.
Список литературы
- Арымбаева К. Социально-педагогический подход к пониманию девиантного поведения / К. Арымбаева // Поиск. Серия гуманитарных наук. – 2006. - № 4. – С. 296-300
- Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию. – М.: Академия, 2006. - 256 с.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: Академия, 2006. - 440 с.
- Вострокнутов Н.В. Социальная и психиатрическая помощь детям с риском безнадзорности и криминальной активности. Методические рекомендации / Н.В. Вострокнутов, Е.Г. Дозорцева, Л.О. Пережогин, В.В. Русина. - М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2002. – 24 с.
- Винограденко Г.Г., Фролова И.В. Социализация: вопросы истории и теории // Вестник ВЭГУ. – 2012. - № 4. – С. 21-27
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций: В 6 т. / Л.С. Выготский. – Т. 3. - М., 1983. - 265 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: В 6 т. / Л.С. Выготский. - Т.4. - М., 1984. – 530 с.
- Галич Г.О. Корчагина Л.Н., Тупарева Н.В. Диагностика и коррекция девиантного поведения детей // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. - № 24. – С. 607-611
- Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – СПб.: Питер, 1993. – 273 с.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.
- Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
- Конева О.Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. - № 14. – С. 44-50
- Кривошеева О.Р., Устинова О.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях школы-интерната // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 146-150
- Ломакина Э.Н. Проблемы развития, социализации и становления личности // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. - № 141. – С. 138-141
- процесс развертывания врожденных свойств человека (З. Фрейд);
- групповая и эго-идентичность (Э. Эриксон)
Психоаналитический подход
- социальные отношения между самими детьми и между ребенком и взрослым (Ж. Пиаже);
- изучение морально-нравственного развития ребенка в социально-культурной среде
(Л. Колберг)
Когнитивный подход
Бихевиорист
ский подход
Расширение репертуара поведения, которое достигается путем социального научения (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура)
Гуманистический подход
- самоактуализация (А. Маслоу);
- полноценно функционирующий человек
(К. Роджерс)
Социально-
экологический
подход
На процесс социализации влияет социальное окружение, социальная среда. Социальная среда, в свою очередь, имеет четыре уровня строения (У. Бронфенбренер)
Причины девиантного поведения
Социальное неравенство (экономический фактор)
Морально-этический фактор
Окружающая среда (микросоциальные факторы)
Соматические заболевания
и травмы
Наследственно-биологические факторы
Влияние
СМИ
Личностные качества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...
Отклоняющееся поведение, как нарушение процесса социализации. Родительское собрание.
Фактором риска появления отклоняющего поведения у детей являются неправильные методы воспитания, используемые родителями и педагогами....
Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...
Комплексная развивающая программа по развитию навыков стрессоустойчивости у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением для 5-11классов.
Комплексная развивающая программа по развитию навыков стрессоустойчивости у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением для 5-11классов....
Тренинговое занятие по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению осознанного поведения в любых жизненных ситуациях.Задачи:· формирование у учащихся...
Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде.
Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде подготовлено авторским коллективом, с...