Становление личности в процессе социализации.
статья (9 класс) по теме
Проблемы социализации и пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_lichnosti_v_processe_socializacii..docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Л. Байдина (г.Пыть-Ях)
Становление личности в процессе социализации: проблемы и пути решения.
Создает человека природа, но развивает и
образует его общество.
В.Г.Белинский.
Новые времена ставят новые вопросы. Меняется общество, но не меняются требования к воспитанию личности. В любом обществе складываются относительно устойчивые ценностные ориентации, которые приобретают характер общественных норм. Подготовка школьников к вхождению в реальную жизнь, к решению жизненных проблем, управление процессом социализации- вот задачи, которые стоят перед школой. Общество является сложным организмом, в котором все элементы тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. Именно общество является для человеческого индивидуума социальной средой, которая объединяет в себе множество различных социальных факторов, оказывающей влияние на формирование личности и ее поведение. А школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей.
Социализация- это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация –это сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки и способности, состояться как личность. Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально значимые черты, реализуемые им в общественной жизни, преодолел жизненные трудности и препятствия. Зрелая личность в разных условиях ведет себя предсказуемо, всегда занимает активную жизненную позицию, способна сама определить смысл и цель своей деятельности. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
Можно выделить несколько факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации: биологическая наследственность, социальное окружение, групповой и индивидуальный опыт.
Существует несколько этапов социализации:
- стадия адаптации, когда происходит некритичное усвоение социальное опыта;
- стадия идентификации, когда появляется желание выделить себя среди других;
- стадия интеграции, когда происходит внедрение в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно;
- стадия, которая характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Особенно интенсивно процесс социализации происходит в подростковый период. Закладывается основа духовного развития личности. И если социализация проходит неблагополучно, то необходима социальная реабилитация. Реабилитация детей и подростков может рассматриваться как системный, целенаправленный процесс включения в общество, способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Ведущим методом преодоления дезадаптивного или отклоняющего поведения в педагогической деятельности используется процедура реабилитации и коррекции. Причиной отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальных норм или генетическая предопределенность отклонения. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдения им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичным проявлением девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематический уход из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; попытки суицида. Для решения этих проблем необходима целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса( родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально- этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации подростка. Одним из элементов социально- педагогической деятельности является коррекция.
Работа с подростком:
-восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости;
- активизация положительной общественно полезной деятельности;
-исправление отрицательных качеств подростка путем разнообразных методов поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.);
- изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика;
-изучение положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами;
- коррекция межличностных отношений.
Работа с семьей:
-изучение положения ребенка в семье;
-помощь родителям в воспитании детей;
-планомерное и целенаправленное посещение семей на дому.
Задача педагога заключается в том, чтобы не идти вслед за появившейся у ребенка проблемой, а создать необходимые условия для того, чтобы предупредить её на основе знания слабых и одновременно сильных сторон его личности и создания условий, способствующих развитию тех значимых функций, которые оказались в дефиците.
Список литературы:
1.Е.А. Ануфриев Социальный статус и активность личности. М., 1994г.
2.О.А. Ещеркина Личностное становление подростка. Волгоград., 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Саморазвитие личности в процессе становления позитивной «Я-концепции»
«Я-концепция» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знан...
Концепция воспитательной работы "Становление личности в процессе социализации, воспитании и самовоспитании"
Данная концепция содержит основные направления , цели и задачи воспитательной работы с учащимися....
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...
Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"
Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности" можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...
Педагогический совет. «Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе становления личности»
Педагогический совет....
Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Педагогика и психология профессиональной деятельности...