Социализации личности и процесс формирования компетенций.
статья по теме
Мой взгляд на процесс формирования личности в профессиональном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
А.И. Буторова
с. Тарбагатай , Республика Бурятия
Социализации личности и процесс формирования компетенций.
Процесс внедрения новых стандартов третьего поколения потребовал от каждого образовательного учреждения системы НПО-СПО детальной рефлексии, путем соотнесение своих возможностей с требованиями к ее освоению; в том числе – с уже ранее существующими о ней представлениями. Поскольку эти представления изначально были подвижны, подобный подход помог нам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать индивидуальный профессиональный путь.
Мой индивидуальный опыт осмысления структуры и содержания нового стандарта третьего поколения начинался с понимания его социально-личностных аспектов.
Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведении. В процессе жизни человек проходит целый ряд фаз формирующих его как субъекта профессиональной деятельности:
Первая фаза, наступает тогда, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и примеряют их к себе. Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией - она призвана служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям или к профессиональному самоопределению.
Вторая фаза, наступает в тот момент, тогда когда личность начинает модифицировать, адаптировать свою новую социальную роль, то есть происходит погружение в профессию – профессиональное обучение, учебная и производственная практика.
Третья фаза приходит с осознанием того факта, что принимая на себя все новые и новые роли, мы должны также освобождаться от многих, уже не актуальных ролей, - то есть профессиональная деятельность, повышение квалификации, переквалификация.
Как образовательное учреждение в системе начального профессионального образования, мы активно охватываем все три фазы в процессе профессиональной подготовки обучающихся. При этом адаптация, идентификация, развитие, актуализация личности обучающегося проходит в виде вторичной социализации, где формальные взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент регулируется нормативно-правовыми документами, в частности федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования.
Стандарты третьего поколения достаточно ориентированы на эффективную профессиональную социализацию. Так в части требований к освоению основной профессиональной образовательной программы НПО выделены профессиональные и общие компетенции определяющие профессионально-личностную зрелость выпускника. Именно они являются основными ориентирами успешной социализации. Исходя из понимания каждой, отдельно взятой компетенции формируется базовая модель специалиста-выпускника системы НПО.
Будучи участником Федеральной экспериментальной площадки ФИРО с 2007-2010 гг. с темой «Модель саморазвития специалиста-выпускника системы НПО-СПО» мы пришли к выводу, что успешность наших выпускников заключатся в овладении всеми значимыми ключевыми компетенциями и профессиональными навыками, а так же в способности иметь стойкую гражданскую позицию. В эту модель вошли следующие компетенции: научное мировозрение, высокая нравственная культура, креативный менталитет и стремление к развитию, профессиональная компетентность, компьютерная грамотность, лингвистическая компетентность, организаторские и коммуникативные навыки и этнокультурная компетентность.
Сегодня, в условиях реализации ФГОС третьего поколения, выбранные компетенции органично вписался в базовую компетентностную модель выпускника, определив внутреннюю стратегию образовательного процесса с ориентацией не только на сформированность профессиональных, но и на развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. При этом мы расставили основные акценты:
на практическое применение знаний и выработку технологической составляющей;
на сложную, комплексную составляющую природы результата образования;
на формирование личностных качеств обучающегося, соотносимых с профессионализмом и общей культурой.
Поскольку общие компетенции несут основной личностно-социальный аспект социализации, мы определили общие показатели оценки результатов освоения общих компетенций через:
ОК 1. -Проявление активного интереса к будущей профессии;
ОК 2. Эффективность и качественность выбора и применения методов и способов решения задач в своей профессиональных области;
ОК 3. Самоанализ, коррекция результатов своей профессиональной деятельности;
ОК 4. Умение эффективно организовать поиск необходимой информации с использованием различные виды источников, включая электронные ресурсы;
ОК 5. Эффективное использование информационно-коммуникационные и инновационных технологии в своей профессиональной деятельности;
ОК 6. Умение организовать свое взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерам, членами коллектива в ходе обучения;
ОК 7. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил организации и работы в производственных помещениях, безопасного режима труда.
ОК 8. Готовность к исполнению воинской обязанности, своего гражданского долга.
Это предельно точно иллюстрирует понимание профессиональной социализации в услолвиях современной стремительно изменяющейся жизни, когда приходится «освобождаться» от устаревших стереотипов и взглядов, которые не соответствуют сегодняшней социально- экономической обстановке и реформирующейся действительности.
Литература:
Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель)//Проблемы качества образования. Кн. 2. М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006.
http://studentu-vuza.ru/sotsiologiya/lektsii/sotsializatsiya-lichnosti.html
Сведения об авторе
№ | Ф.И.О. | Должность ,ОУ , место нахождения |
1. | Буторова Анна Иннокентьевна | Методит , ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства» Тарбагататйский филиал , с.Тарбагатай , Республика Бурятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"
В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...
Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...
Формирование коммуникативной компетенции как одно из условий социализации личности
Педагогичесий проект, в котором рассматривается важность речевого развития для социализации личности....
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...
Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Педагогика и психология профессиональной деятельности...
Основные элементы структуры личности. Социализации личности
План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...