Понятие, этапа и содержание процесса социализации
консультация на тему

Текст выступления на районной родительской конференции. Расскрывает процесс социализации на разных этапах жизни, представляет социально-психологичекое сопровождение обучающихся в учреждении в процесса социализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii_dlya_roditeley_2015.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на конференции для родителей

«Социум и ребенок в нем»

23 апреля 2015 год

Социальный педагог

Кимбург Н.В.

Тема: «Понятие, этапы и значение процесса социализации»

Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией

Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации весьма условны, так как ограничены рамками определенного социокультурного и этнокультурного пространства, а также разработаны на разных теоретических основаниях. Существуют возрастные периодизации

Наиболее интенсивный процесс социализации проходит в детский период, затем он уже не имеет таких ярких проявлений в жизнедеятельности человека

Условно мы выделяем следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:

1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности — общение, институт — семья);

2) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);

3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья);

4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья);

5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи);

6) пред пенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профессионально-досуговая виды деятельности);

Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою автономность и при этом интегрироваться в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. При этом, в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других — нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других — нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Первый период социальной адаптации начинается от рождения и продолжается до 1 года, для которого характерен импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ тех, с кем он непосредственно связан. В ходе импринтинга ребенок запоминает свою принадлежность к определенным людям, то, как они выглядят, с кем он находится в тесных социальных отношениях.

Второй период социальной адаптации (1-3 года) может смыкаться или перекрываться с первым периодом, когда ребенок начинает выделять себя из мира прочих существ. При всей своей экзистенциальной автономности ребенок стремится к растворению себя в референтной группе, а затем и в более широком социальном пространстве, активно осваивая речь, предметы, нормы. К характерным психологическим механизмам социализации относится экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия с референтной группой (А.В. Мудрик).

В третий период (3-5 лет) ребенок приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Усиливается исследовательская активность: ребенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Для этого периода характерно подражание, т. е. следование какому-либо примеру, а также внушение (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Игровое поведение является преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в детской иерархии. При этом сохраняется открытость миру и желание с ним активно взаимодействовать (доверие). Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям.

Следующий период (6-10 лет) связан не только с идентификацией (отождествление человека с другими людьми), но и с активным познанием мира. В этом периоде социальное окружение постепенно сужается, количество дружественных связей к концу этого периода ограничивается.

Период 10-13 лет характеризуется установлением крепких дружеских связей, поиском коллективных интересов и целей. К концу периода развитие получает рефлексивный механизм — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, принимает, оценивает или отвергает нормы, ценности и т. д.

В подростковом возрасте начинается интенсивный процесс социальной автономизации. Для индивида — это период активной индивидуализации. Для личности — это период обособления себя в социокультурном пространстве.

На этом этапе ребенку необходима помощь со стороны взрослого, педагога. Педагогическое сопровождение самопознания (а это, именно, и есть процесс активного самопознания) предполагает организацию самодиагностики, самонаблюдения, проведение игр, тренингов и дискуссий, позволяющих подростку адекватно познавать себя, "не ломая" связей с окружающим миром.

Социальная автономизации как следующая фаза социализации позволяет человеку активно выявлять в себе то особенное, которое в освоенном пространстве не дает возможности раствориться. Индивидуальность характеризует уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, демонстрирует его единичность и своеобразие этой единичности.

Следующая фаза социализации — социальная интеграция (А.В. Петровский). Социальная интеграция — осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, заявление о своей принадлежности общностям, в определении приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978. С. 9). В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс.

Признаки социализации личности: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира, адаптируемость личности, ее типичное поведение, образ жизни, социальная идентичность, независимость личности, уверенность, самостоятельность.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

Понятие "Здоровье", его содержание и критерии

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:1. Биохимические резервы (реакции обмена).2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).3. Психические ре...

Понятие "Здоровье", его содержание и критерии

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: "здоровье ...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...

Понятие "Здоровье", его содержание и критерии

Материал для молодых учителей статья...