Сущность, аспекты и направления социально-педагогической работы в условиях образовательного учреждения
статья на тему
Предварительный просмотр:
Сущность, аспекты и направления деятельности социальной
службы образовательных учреждений.
Существующие проблемы в функционировании семьи обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Это возможно посредством организуемой с семьей социально-педагогической работы со стороны школы.
Социально-педагогическая работа, по мнению болгарских, шведских ученных это деятельность, направленная на изменение (Н. Владински, Н. Петрова, Г. Бернлер и Д. Юннсон) дефицита ответственности родителей за своих детей, дефицита заботы, внимания, понимания и т.д. социальная деятельность должна компенсировать указанные дефициты. Суть социальной помощи они видят как «помощь с целью самопомощи» при которой личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух.
По мнению ученых, социальная педагогика решает две задачи: социализацию и ресоциализацию личности и педагогизацию окружающей среды.
Осуществление двух задач возможно в первом случае социально-педагогическая работа проводится на личностном уровне (индивидуальная работа с ребенком и с его семьей). В данном случае возможно успешное решение задач социализации и ресоциализации личности необходимо социальному педагогу знать педагогику, психологию, медицину, а также навыки общения, психотерапии и психокоррекции на уровне конкретной личности. (В школьной службе работают психолог, фельдшер) есть другие социализированные службы.
При втором варианте социальные педагог изучает, анализирует влияния социальных факторов на социализацию и ресоциализацию, их группировке и повышению оптимизации факторов, способствующих эффективности процессов социализации ресоциализации. В данном случае вопросы решает социальный педагог, в большей степени на управленческом уровне.
Социально-педагогическая деятельность состоит из комплекса методов и способов работы с целью достижения изменения процесса, чтобы жизнь клиента изменилась в благоприятном направлении.
Социально-педагогическая деятельность есть системная, целенаправленная (деятельность) работа и ее сущностью является изменения (внутри семьи методу ее членами, между семьей и обществом, семьей и ее ближайшим окружением).
При организации социально-педагогической деятельности с семьей следует учитывать ряд психолого-педагогических особенностей. Во-первых, понимая социально-педагогическую работу как деятельность по изменению, следует учитывать, при каких условиях внешние воздействия переходят во внутренние и ведут к изменениям личности, а также роль самой личности в этом процессе, мы пытаемся путем внешних воздействий добиться каких-либо положительных изменений (внутренней установке клиента – будь то организуемый беседы) ситуации поведения, психопедагогические процедуры (тренинги).
Все они, в конечном счете, только факторы, актуализирующие стимулирующие, направляющие, поддерживающие – или тормозящие, деформирующие психологические усилия личности.
В этом связи в первую очередь необходимо формирование у личности позитивного отношения к миру, окружающим. Чтобы ребенок доверял, переживал, чувствовал комфорт и безопасность, чувствовал сопричастность к окружающему миру. У субъекта развивается потребность в любви, симпатии положительной оценке, одобрении расширении сферы общения с людьми.
Негативное или индифферентное (безразличное) отношение субъекта к миру препятствует возможностям влияния извне, а значит и изменениям роста в личности. На эффективность социальных воздействий извне на субъекта в целях осуществления изменений влияет самооценка личности, так как от самооценка зависит активности человека и стремление к самосовершенствованию (человек начинает переживать себя субъектом действий, целепологания, ответственным за их выбор и реализацию). Низкая личностная самооценка становится плохой для развивающих и социальных воздействий в любой среде, в том числе и семейной.
Второе; воздействие на семью с целью изменения посредством социально-педагогической работы – вмешательство в семью – систему. Два подхода: 1- потребность клиента (любой из членов семьи) и интервенция социального педагога в семью. В первом случае: многочисленные собеседования с целью получения информации, могущей повлиять в дальнейшем на принятие решение о воздействии извне на семью. Например, существует непонимание между индивидом и связанными с ним людьми (или членами семьи, ближайшим окружением т.д.) После изучения ставится диагноз и только затем принимается решение о воздействии на изменение. В другом подходе главное внимание обращается на понимание действий и реакции клиента с началом процесса изменений и на способности и умение начать эти изменения социальным педагогом. Т.е. не из потребностей клиента, а из функции действия содержательный аспект двух подходов определяет название их: 1-й диагностический, 2-й функциональный.
В любом случае социально-педагогическая работа, направленная на изменение, должна осуществляться следующими способами; социальный педагог вмешивается в жизненную ситуацию семьи в целом или одного из ее членов посредством этого происходят изменения; социальный педагог добивается, изменений управляя деятельностью; социальный педагог косвенно добивается изменений в жизненной ситуации своих клиентов.
В первой модели действий социальный педагог в работе с семьей полностью принимает на себя ответственность за осуществление изменений, а со стороны семьи проявления инициативы не предусмотрено, Пример № 1 социальные педагоги ОЦ № 5, 9, 2 внявшие в районе ИДО, ПДО проживают 1800 детей. Решили организовать подвоз детей в школу и домой. Автотранспорт по программе «Дети России» предоставлен, дети организованно ездят в школу.
Пример № 2 организация занятости детей полезными делами.
Пример № 3 Решение конфликтных ситуаций в семьях. Советы педагога при косвенном управлении совершением изменений в семье социальный педагог побуждает семью – систему в целом принять на себя ответственность. Педагог отвечает за процесс, а семья за намерения и действия.
Пример № 4 Семья, в которой супруг употребляет алкогольные напитки, часто возникают конфликты. В данном случае позитивное решение проблем семьи (подходы и действия социального педагога) возможны при усилении мотивации клиента и с помощью «я» поддерживающих мероприятий, направления энергии для изменений усиление ментально, эмоционально способностей клиента решать свои проблемы самому.
3-я модель социально-педагогической работы; учитывая то обстоятельство, что семья является системой и необходимо войти в нее, чтобы осуществить изменения. Суть данной работы воздействовать на систему изнутри, что требует вхождение в нее. Войти в семью – систему – это означает стать частью семьи – системы. Социальный педагог должен проникнуться пониманием и уважением к восприятиям, чувствам, верованиям, мотивам и желаниям той семьи с кем он работает. Именно через переживания, принятия его социальным педагогом, объективную оценку человек становится более открытым и четным, тем самым увеличивается возможности социального педагога быть полезным члену семьи – системы в разрешении его проблем и конфликтов.
Следующая модель: создание эмоционального поля во взаимоотношениях между социальным педагогом и семьей – системой. Оно складывается из следующих компонентов: умения слушать клиента как часть семьи – системы, умения показать это клиенту и умения понимать то, что говорит клиент. Требуется такая своеобразная модель общения. Существует три уровня общения: слышим звуки голоса говорящего, переживаем прошлые и будущие события и мы все больше осознаем свое право выразить то, что в момент данный чувствуем, существуют правила демонстрации понимания. Суть состоит в следующем: слушать нужно интенсивно и показывать свою заинтересованность естественным образом позой, взглядом, кивком головы, краткими вербальными знаками (м-м, у-у, да) вникать надо во внутрений мир другого, фиксировать утверждение о том, что происходит в душе другого, сосредоточится на внутренний мир собеседника. Тогда успех взаимодействия социального педагога с семьей обеспечен. Таким образом, социальный педагог чтобы добиться конкретных успехов в своей деятельности определяет цели деятельности. А цель - создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;- защита ребенка в его жизненном пространстве.
Каждая школа исходя из своих имеющихся проблем в рамках конкретной школы, может развивать свою деятельность:
- Социально-педагогическое;
- Правозащитное;
- Культурно-просветительское;
- Организационно-управленческое;
- Методическое;
- Исследовательское;
- Опытно-пропагандисткое.
Социальный педагог осуществляет социальное воспитание в 2-х аспектах; учитывая влияние социального окружения на формирование личности, способствует социальной реализации личности. Задача социального педагога поддержать, обнадежить и стимулировать детей на приобретение знаний, умений, на развитие способностей.
Целью деятельности социального педагога является формирование здоровых, гуманных отношений в социуме, помощь в создании атмосферы доброжелательности и взаимной заботы.
Изучая медико-психолого-педагогические особенности личности, интересы, потребности, социальный педагог организует консультации по вопросам прав подопечных, их обязанностей, имеющихся льгот и пособий. Устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к участию в совместной деятельности, выявляет психологические, педагогические, медицинские правовые и др. проблемы ребенка и его семьи. Организует педагогическую пропаганду среди родителей, лекции, беседы, консультации по проблемам семейного воспитания.
Социально-педагогические технологии
Деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая таблица отражает примерный перечень, как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
№ | Направление деятельности | Содержание |
1 | Социально-педагогическое исследование с целью выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов | -Проведение социальной паспортизации классов учебного учреждения, микрорайона; -Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семье учащихся; -изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации; -определение центров социально культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; -социально-пеадгогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. |
2 | Социально-педагогическая защита прав ребенка | -Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети инвалиды, одаренные дети) опеке, попечительстве; -защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, Суд, прокуратура и т.д.) -защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стророны взрослых и т.п. |
3 | Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося | -Ранее выявление неблагополучных семей; -создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемным детьми ; -пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; -психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; -духовно-ценностное просвещение; -содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; -организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. |
4 | Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация | -Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; -консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; -консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.; |
5 | Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация | -Ранее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведение учащихся; -обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее-ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее-ИДН); -организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; -способствования пропаганде здорового образа жизни; -повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; -организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и прю) а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений. |
6 | Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка | -Сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; -развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями. |
7 | Поддержка социальной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) | -Забота о больных, инвалидах и бедных; -благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; -работа в службах социальной защиты; -благоустройство города, поселка, двора; -охрана природы и памятников культуры; -проведение игр и творческих занятий с детьми; -другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределяет подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям. |
8 | Организационно-методическая деятельность | -Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; -участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; -накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-0педагогических исследований. |
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:
-сформировать у ребенка навыки общения, которые какой-либо причине у него отсутствуют;
- помочь ребенку адаптироваться в новой среде;
-помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др.
.Цель в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная) которые взаимосвязаны между собой.
Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблем, которые включают в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.
Цель СПД |
Задачи СПД |
Содержание СПД |
Медоды СПД |
Формы СПД |
Результаты СПД |
Реализация СПД |
Социально-педагогическая деятельность (СПД)
Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояние с учителем, конфликта с родителями и пр.) поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуацией и «поставить диагноз».
Тема: Социально-педагогические технологии в работе с детьми
их семьями с проблемами
Социология – наука о закономерностях развития и функционирования общества. Социальная работа, как профессия в области способствовать социальному развитию, решению проблем в области человеческих отношений, поддержки и обеспечение свободы людям с целью улучшить качество жизни. Социальная работа во множестве своих проявлений направлена на многочисленные комплексные взаимодействия со всеми службами. Социальная работа очень востребована. В наше мирное время, в наш электронный век, к сожалению, везде существуют приюты, детские дома, центры, интернаты для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при живых родителях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей с отклонениями в поведении, одним словом проблемных детей. Проявление отклонений в поведений детей и подростков могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей, условия проживания в семье и обстоятельств.
Педагоги социальной работы должны обладать глубокими знаниями и умениями, владеть современными технологиями социальной работы. Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологий.
Технологий вообще – это совокупность приемов, применяемых в каком нибудь деле.
Работа социального педагога имеет очень много направлений деятельности, которые в той или иной степени технологизируется. Исходя из реальных случаев, социальный педагог выбирает либо уже сложившуюся технологию, либо разработку специальной технологии для конкретного случая, Это значит определить:
-цель своих усилий;
- необходимые условия для ее реализации;
- особенности и возможности ребенка и подростка;
- возможные формы и методы ее реализации;
- временные возможности для достижения поставленной цели.
Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В алгоритме действий социальной работы предполагается пять взаимосвязанных этапов:
- Диагностико-прогностический
- Этап выбора оптимальной технологии
- Этап подготовки и реализации выбранной технологии
- Реализационный этап
- Экспертно-оценночный этап (результаты)
Решение любой проблемы ребенка, требующий вмешательства социального работника, начинается с диагностирования проблем, которое включает в себя обязательно этап – диагностико-прогностический: сбор, анализ и систематизация информации, на основании чего мы делаем то или иное заключение, для того чтобы оказать ребенку и его семье профессиональную помощь. По итогам диагностики детей можно разделить на следующие группы.
Вопросы диагностики | |
| |
2.Устойчивые-обусловлыенные неблагоприятными условиями жизни 3.Социально-педагогической запущенностью в силу невоспитанности, отсутствия знаний, умений и навыков в силу неправильного воспитания, испорченность с негативными стереотипами поведения. | |
4.Глубокий психический дискомфорт, вызванный а) неблагополучием взаимоотношений б) отрицательный микроклимат в классе, школе, семье в) систематические неуспехи в учебе, несправедливые грубые отношения учителей, воспитателей, товарищей. | |
5.отклонения в состоянии психического, физического здоровья и развития, возрастными кризисами. | |
6.отсутствие условий для самовыражения, проявления активности, не занятость полезными видами деятельности. | |
7.отсутствие социальных и личных жизненных целей и планов. | |
8.безнадзорность, отрицательным влиянием внешней среды и развивающейся на этой основе социально | |
Resource id #832
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения
Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...
Формирование активной гражданской позиции молодежи через работу добровольческого движения в условиях образовательного учреждения
Формирование активной гражданской позиции...
Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педаго...
Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...
Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...