Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
статья на тему
В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием конкретных форм и методов работы. Статья рекомендована административным работникам образовательных учреждений инновационного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirichenko_statya.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Ю. Кириченко
Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения
инновационного типа
Аннотация. В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием конкретных форм и методов работы. Статья рекомендована административным работникам образовательных учреждений инновационного типа.
Ключевые слова: творческий потенциал, динамическая модель, научное общество учащихся, инновационные технологии.
В последние годы в связи с реформированием системы образования Республики Казахстан, созданием национальной модели, демократизацией управленческой структуры образования и интенсивными процессами интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики значительные темпы набирает проблема развития и реализации творческого потенциала одарённых учащихся (Шумакова, 2004).
Поэтому нами поставлена цель – создание эффективной модели работы с одарёнными детьми, направленной на развитие творческого потенциала учащихся.
Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №21» города Рудного – это образовательное учреждение инновационного типа. В основе деятельности учительского и ученического коллективов - развитие личности, способной к самореализации в окружающем мире, создание условий для творческого и интеллектуальной деятельности. Спецификой деятельности гимназии является её гуманитарно-эстетическое (в частности, музыкальное) направление, в рамках которого действуют комплексно-целевая программа «Одарённые дети» и программа научного общества учащихся «Шабыт» (далее НОУ «Шабыт») по работе с одарёнными детьми.
Работая в системе развития, мы апробировали и внедрили в практику работы гимназии эффективную модель работы с одарёнными детьми.
Были поставлены и решены основные задачи:
- определены блоки моделей и их функции;
- организована подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми и координируется их деятельность;
- ведётся работа по развитию способностей учащихся через различные формы и методы исследовательской работы.
Гипотеза: если данная модель станет основой в организации работы с одарёнными детьми, то:
- Будет достигнута устойчивость развития всех участников процесса.
- Научно-методическое обеспечение модели обогатит инновационный потенциал города.
- Будет реализована идея подготовки интеллектуальной элиты, способной успешно жить и действовать в современном мире.
Ведущая идея проекта: для успешного развития одаренного ребёнка в образовательном учреждении в современных условиях мы создали такую динамическую модель, в которой участники процесса: учение, учитель, завуч работают в режиме развития, находятся во взаимозависимости и взаимо сотрудничестве. Отслеживание процессов развития проходит через концепцию работы учебного заведения, технологию и методику работы каждого блока. Поэтому модель основана с одной стороны - на принципах научности и системности, с другой - на личностно-ориентированном подходе через горизонтальную (формы и методы организации работы) и вертикальную преемственность (преемственность в работе детей и учителей).
Новизна проекта:
- создана модель взаимообусловленных блоков по выявлению одаренных детей и организации работы с ними;
- определены принципы, содержание, формы и методы работы с одаренными детьми;
- выявлены новые подходы к управлению исследовательской деятельностью детей.
Практическая значимость проекта:
1. Реализованы на практике технология и методика инновационных подходов к управлению деятельностью одарённых детей.
2. Данный опыт может быть использован в других образовательных учреждениях.
3. Модель имеет потенциальные возможности для совершенствования и развития.
За 13 лет существования в статусе образовательного учреждения инновационного типа (сначала как специализированная школа для одарённых детей, затем в статусе гимназии) наша школа накопила богатый опыт в организации научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческих способностей и одаренности учащихся.
Разработанная модель управленческой структуры предполагает организацию работы с одарёнными детьми на всех ступенях обучения. Ежегодно корректируется и пополняется банк данных одарённых детей. В 2013-2014 уч.году он составил 73 учащихся из 343 учащихся школы.
В модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми мы включили 4 блока:
1 блок: Обновление содержания образования - один из главных блоков модели. Ведутся постоянные поиски вариативной части плана, т.к. именно она направлена на развитие познавательной мотивации, исследования активности детей. В процесс обучения в соответствии с музыкально- эстетической направленностью гимназии вводятся такие музыкальные дисциплины как «Хоровой класс», «Специальный инструмент», «Музыкальная литература», «Театральное искусство». Через них раскрывается творческий потенциал учащихся, их творческие способности.
Формы организации работы: индивидуальная и групповая. Работа основана на личностно-ориентированном и дифференцированном подходах. Посредством языка искусства и музыки одарённые учащиеся готовятся к дальнейшей реализации полученных навыков в выборе творческой профессии или применения своего творческого потенциала в жизни.
Реализация первого блока модели управленческой структуры происходит через внедрение в учебный процесс авторских программ, электронных учебных пособий учителей музыкальных дисциплин. В гимназии действуют и апробированы такие авторские программы, как:
- Гостищева И. О. Электронный учебно-методический комплект по предмету «Музыкальная литература» для учащихся 5 класса.
- Кириченко В.Ю. Учебно-методический комплект «Алғашқы қадам» («Первые шаги») по предмету «Фортепиано» для учащихся 1 класса.
- Стеценко Т. А. Учебно-методический комплект «Обучение игре на свирели» в классе предшкольной подготовки.
- Сарсимбаева З.Д Учебно-методический комплект «По ступенькам вверх».
- Гренц Т.А., Сарсимбаева З.Д. Учебно-методический комплект «Сольное пение».
- Деркач С. С. Учебно-методический комплект для ускоренного изучения нотной грамоты с начинающими пианистами.
Преимуществом данного блока является построение индивидуальной образовательной траектории по реализации творческого и личностного потенциала каждого учащегося. Результатами эффективной работы этого блока служат ежегодные победы на музыкальных конкурсах разного уровня (от городского до международного).
2 блок: Научно-методическая деятельность - придание методической работе научно-исследовательского характера. В гимназии успешно функционирует НОУ «Шабыт». Основными направлениями его деятельности являются:
НОУ «Шабыт» - добровольное, творческое объединение школьников, стремящихся развивать свой интеллект, приобретать навыки творческой, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. Девиз НОУ «Шабыт»: «Будь творцом! Созидай золотые мгновенья!»
В качестве способа развития самостоятельного мышления и личности одарённого ребёнка применяются методы «обучения в командах достижений», «поисковый метод творческой группы». Итогом внедрения этих методов является более высокий уровень выполнения научных исследований. Благодаря такому подходу с первых дней обучения начинается накопление «словаря исследователя» - вводятся такие понятия, как «факт», «гипотеза», «доказательство». Дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации, проводить сравнения, выделять причины и следствия. Особое внимание уделяется умению представлять свои находки в разнообразной форме: доклада, проекта, схемы, модели, инсценировки и т.п.
В своей практике мы активно применяем ещё несколько модифицированных или разработанных нами форм работы в группах:
Классификация методов групповой работы «Учебная задача»
Учебная задача | Изучение вопроса или проблемы | Изучение с разных ролевых позиций | Решение проблемы | Рефлексия |
Метод групповой работы | Групповое исследование | Ролевой диалог | «Классический» диалог | Межличностный диалог |
Описанный «набор» методов позволяет эффективно реализовывать данный блок модели в соответствии с поставленной задачей по развитию творческого мышления и личности каждого ребёнка (Ушаков, 1999).
3 блок: Инновационные образовательные процессы, одним из которых является внедрение инновационных технологий.
Появление в гимназии новых педагогических технологий не исключает, а дополняет старые, при этом обогащая друг друга:
Педагогические технологии | Количество учителей |
Технологии на основе личностной ориентации обучения | |
Технология личностно-ориентированного обучения | 9 |
Технология «Step by step» | |
Педагогика сотрудничества | 2 |
Технология развития индивидуальности личности (РИЛ) | 10 |
Итого | 22 |
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | |
Технология дебатов | 3 |
Технология проектного обучения | 5 |
Игровые технологии | 12 |
Технология проблемного обучения (Д.Дьюи) | 8 |
Компетентностная педагогика | 6 |
Технология частично-поискового обучения | 2 |
Итого | 36 |
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса | |
Технология разноуровневого обучения (Дж.Кэрролл, Б.Блум, З.И.Калмыкова) | 4 |
Технология Монахова | 1 |
Технология полного усвоения знаний | 1 |
Итого | 6 |
Технологии на основе информационно-коммуникационных средств | |
НИТ (Новые информационные компьютерные технологии) | 3 |
Интернет - технологии | 1 |
Итого | 4 |
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала | |
Блочно-модульная технология | 2 |
Интеграционные технологии | 3 |
Итого | 5 |
Технологии развивающего обучения | |
Технологии развивающего обучения | 5 |
Итого | 5 |
ВСЕГО | 83 |
Формы внедрения инновационных технологий: через работу творческих групп, а также через различные формы организации методической работы (семинары, практикумы, мастер-классы, деловые игры, педагогические мастерские и пр.)
4 блок: «Интеллектуальные соревнования» - это совместное творческое формирование учителей и учащихся по организации олимпиадной и конкурсной работы одарённых детей.
Развитие и выявление одарённых детей происходит через вовлечение их в интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады по основам наук, в т.ч. дистанционные. Данное творческое объединение повышает интерес учащихся к знаниям, что в итоге содействует повышению качества обученности по школе в целом и формированию будущего интеллектуального потенциала города, области, Республики.
Эффективность работы данного блока отражена в сравнительной таблице результативности:
Название конкурса | Количество призёров, чел. | ||
2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | |
«Зерде» «Дарын» «Жас ғылым» Прочие НПК | 1 - 1 | 1 1 2 | 2 1 2 4 |
(«Ақ бота», «Атамекен», «Золотое руно», «Руский медвежонок», «British Bulldog» и пр.) | 25 | 31 | 44 |
дистанционные среди 5-7 классов среди 8-9 классов | 5 10 6 | 7 11 7 | 12 14 8 |
Анализ результативности достижений детей и учителей - движущая сила дальнейшей работы.
Положительными результатами представленной модели являются:
- Достижение высоких качественных показателей на всех уровнях.
- Неугасающий интерес к научно-познавательной и исследовательской деятельности.
- Увеличение числа творчески работающих учителей, занимающихся научно-практической деятельностью.
Таким образом, если есть такой положительный результат, значит, модель действенна, значит, она эффективна.
Список литературы:
- Инновационно-педагогическая деятельность по проблеме одарённости в Казахстане / под редакцией А.К. Сатовой, Ж.Б. Самуратовой, Астана, 2003 г., 240 с.
- Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения / под редакцией М.А. Ушакова, Москва «Сентябрь», 1999 г., 192 с.
- Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999, 220 с.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей.- Москва, «МОДЭК», 2004, 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знани...
Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.
Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...
Дистанционные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми в условиях функционирования регионального и районного порталов
Материал подгоовлен для педагогических чтений 2014г....
Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования
Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....
Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»
Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Исходя из своего педагогиче...
Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.
Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....