Формирование активной гражданской позиции молодежи через работу добровольческого движения в условиях образовательного учреждения
статья по психологии на тему

Формирование активной гражданской позиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_aktivnoy_grazhdanskoy_pozicii_molodezhi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИИ МОЛОДЕЖИ

ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Молодежь - наиболее активная составляющая гражданского общества, поэтому необходимость формирования активной гражданской позиции молодого поколения, то есть его осознанного участия в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане. Они направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов определяющихся спецификой положения молодежи в обществе. Молодое поколение необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.

 Несомненно: мы,  взрослые должны направлять молодежь, заботиться о сохранении традиций и преемственности развития. Но в современных кризисных для всего мира условиях, когда будущее выглядит предельно неопределенным и непредсказуемым, мы не имееем права строить мост в будущее и само будущее только на основе своих представлений о нем, без участия молодежи». Развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место, причем упор сделан на самоорганизацию, самореализацию, самовыражение и как следствие на формирование активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативе, исполнительности, осознании личной значимости, наличии организаторских умений. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром. Через нее учащиеся  познают мир, себя, формируют свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Наиболее благоприятной средой для формирования гражданской активности является волонтерское движение в нашем училище. Именно оно формирует такие важнейшие мотивы поведения и деятельности учащихся, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Особенность формирования гражданственности и как ее проявления — активной гражданской позиции в системе профессионального образования заключается в том, что на фоне дальнейшего воспитания и развития личности учащегося, происходит процесс воспитания его как субъекта профессиональной деятельности. Современному обществу нужны образованные, духовно- нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Гражданин современной России - это человек, обладающий правовой культурой, чувством ответственности за свою страну, ее процветание, знающий и уважающий законы, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Поэтому, разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой правовой и политической культурой, социальной активностью и качествами гражданина-патриота, является главной целью воспитательной работы  Профессионального училища №70.

Формирование активной гражданской позиции, развитие взаимоотношений между человеком, государством, местным сообществом тесно связано с понятием добровольчества (волонтерства). Социальную зрелость общества принято определять по тому, насколько активно молодежь участвует в добровольческой (волонтёрской) деятельности.

В ПУ №70 идеи добровольческой (волонтерской) деятельности воплощаются в жизнь через реализацию социальных проектов,  членами волонтерской команды «Альтернатива». Команда «Альтернатива» создана в 20010 году. Полезной деятельностью во благо общества и общественно полезным трудом учащиеся занимались всегда, поэтому часто понятие «добровольческая (волонтёрская) деятельность» подменялось понятием «общественная деятельность». Участие в социально ценной волонтёрской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. Наиболее эффективно в этом плане стремление придать молодежной инициативности и активности социально-позитивный характер и, при этом, не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования будущих профессионалов и волонтёров социальной работы разной направленности.

Хочется отметить такие мероприятия как:

  1. Фестиваль агидбригад «Завтра России зависит от нас», посвященного дню молодого избирателя; 1 место
  2. Активное участие во Всероссийской акции «Весенняя неделя добра»- золотое сердце;
  3. Городская волонтерская акция «Солнышко в ладошке»;
  4. Ежегодное участие в конкурсе «молодые лидеры России»;
  5. Ежегодное участие в районной акции «Выбираю жизнь»;
  6. Традиционные встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами труда и жителями блокадного Ленинграда в Петроградского района;
  7. Участие в районном и городском совете молодежи

Волонтёрство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Отсутствие жесткой иерархии в структуре управления волонтерской деятельностью позволяет проявить лидерские качества не только на уровне училища, но и на уровне района и города. Некоторые волонтёры со временем начинают реализовывать свои авторские социальные проекты.

Таким образом, волонтёрская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтёрам. Неоспоримым является тот факт, что развитие добровольчества среди учащихся создает все условия для более полного использования созидательного потенциала молодежи. Быть волонтёром сегодня — значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной гражданской позиции у школьников

в данной статье кратко, но достаточно полно изложены основные аспекты проблемы...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...

«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа»

Доклад на тему«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа» был представлен на районной конференции для педагогических работников «Воспитание патриотизм...