Организационно правовые меры государства по защите детей от жестокого обращения
материал (9 класс) по теме

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более актуальной. Масштабы распространения насильственных отношений к несовершеннолетним диктуют необходимость принятия радикальных мер. Несовершеннолетние во всем мире страдают от многих форм  насилия и контроля по причине собственного бессилия и неравноправия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организационно правовые меры государства по защите детей от жестокого обращения» (Слайд 1).

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.) (Слайд 2)

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более актуальной. Масштабы распространения насильственных отношений к несовершеннолетним диктуют необходимость принятия радикальных мер. Несовершеннолетние во всем мире страдают от многих форм  насилия и контроля по причине собственного бессилия и неравноправия. Насилие не является  исключительным явлением для Казахстана; в каждой стране, различных культурах, классах, в сфере просвещения существуют различные, только этой стране присущие виды насилия и это не зависит от уровня доходов и этнического происхождения. Следует обратить внимание на то, что большинство случаев жестокого обращения с детьми в семье остается вне поля зрения государственных органов, ввиду высокой латентности такого вида нарушений прав детей и слабого контроля органов государственной власти за соблюдением прав детей при проживании в семьях.

(Слайд 3) Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми можно выделить следующие:

безработица или низкая материальная обеспеченность;

алкоголизм одного или обоих родителей;

одиночество или распавшийся брак;

слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;

озлобленность родителей или разочарованность в жизни;

физическое или психическое переутомление;

незрелость родителей;

эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

отсутствие привязанности к ребенку;

чрезмерная требовательность;

рождение другого ребенка;

большое количество детей;

нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);

преждевременно родившийся в браке ребенок, дающий повод для размолвок и разрыва;

внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя;

ребенок с физическими и психическими недостатками, от которого хотят избавиться;

(слайд 4) Жестокое обращение с детьми и  подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьёзный ущерб для здоровья, развития и социализации ребёнка, нередко – угроза для жизни.

Казахстанские социологи установили, что каждый пятый ребенок в Казахстане подвергается насилию в семье. По данным государственных служб Казахстана, в республике более 300 детей страдают от насилия. Эти несчастья постигаю их на улице и в собственных семьях

(слайд5) Специалисты, проводившие исследования, отмечают, что физическое насилие над детьми часто воспринимается как само собой разумеющееся явление и не вызывает осуждения общественности. Страшнее самого насилия его последствия! 40% детей, которые были жертвами и свидетелями бытового насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте – они либо опять становятся его жертвами, либо сами его совершают, т.к. живя  в такой обстановке, считают насилие в семье не преступлением, а приемлемым способом решения семейных конфликтов.

(слайд 6) Большую роль в распространении жестокости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание того, что не каждое воспитательное воздействие идет ребенку на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание виновных, в том числе нарушение основных прав человека и ребенка.

Защита детей и несовершеннолетних от насилия, жестокого обращения имеет важное значение для всех аспектов их выживания, роста и развития. (слайд 7) Никакое насилие в отношении детей и несовершеннолетних  не имеет оправдания; любое  насилие поддается предупреждению.

Сегодня наблюдается распространенность насилия в отношении детей в открытом социуме, рост преступлений в семейно-бытовой сфере. Все эти обстоятельства говорят о том, что несовершеннолетние являются наиболее уязвимой категорией населения. Поэтому проблема жестокости и насилия в отношении детей признана во всем мире приоритетной, что закреплено в Международной Конвенции ООН по правам ребенка.

  (Слайд 8) Эффективность защиты от насилия зависит от комплекса  различных мероприятий. Работа по предотвращению насилия в семье осуществляется  специализированными службами. Например, кризисные центры, убежища стационарного и дневного пребывания, телефоны доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексное социальное обслуживание населения.

(слайд 9) Статья 1 Конвенции о правах ребенка говорит о том, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Сейчас, когда большую огласку получают сведения о масштабах и последствиях всех форм насилия в отношении детей, каждому ребенку необходимо обеспечить эффективные предупредительные и организационно-правовые меры по их заботе и защите, на которые они имеют право.

Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Казахстаном в 1994 году, государства – участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации, физического и психологического насилия. А также принимают необходимые меры по  обеспечении защиты несовершеннолетних от сексуального злоупотребления, со стороны родителей.

(слайд 10) Законодательство Республики Казахстан запрещает осуществление насилия в отношении детей. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции Республики Казахстан никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

(слайд 11) В действующем законодательстве Казахстана принцип приоритета защиты интересов Прав ребенка закреплен в Конституции РК и Законах РК «О браке (супружестве) и семье», «О правах ребенка».

(слайд 12) В соответствии с п.2 ст 10 Закона РК  «О правах ребенка» государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от  физического и психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией РК права и свободы человека.

(слайд 13) Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях: Глава 12 «Правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних», статьи 111-117.

Лица, совершившие насилие в отношении ребенка, несут ответственность в зависимости от тяжести совершенного преступления.

(слайд 14) Принятыми в последнее время законодательными актами увеличены пределы уголовного  наказания  за преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних. К ним относятся следующие статьи УК РК: «Изнасилование» (120); «Насильственные действия сексуального характера» (121); «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста» (122); «Развращение малолетних» (124);  

Уголовное законодательство предусматривает наказание за физическое насилие, включая побои и истязания, преступления против половой неприкосновенности личности, оскорбление, совершенное в отношении всех граждан, включая детей. (слайд 15) В УК РК  предусмотрена специальная глава «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В эту главу включена новая для нашего законодательства норма -  ст 138 «Невыполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращение с ними,  ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечении. Безопасности жизни и здоровья детей.

Таким образом, казахстанское уголовное законодательство предусматривает ответственность практически за все виды физического и сексуального насилия над детьми. Из возможных форм психического насилия наказывается только угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, доведение до самоубийства.

(слайды 16) Сегодня Министерством внутренних дел внесены поправки  в Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности беспризорности».  Введены правовые ограничения для несовершеннолетних на посещение ночных клубов, дискотек, казино и залов игровых автоматов, компьютерных клубов ст. 336-3.

Таки образом законодательство закрепляет право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.  

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ним либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей.

(слайд 17) Специалистами  Департамента по защите прав детей было проведено исследование   вопроса  соблюдения прав детей  на физическую неприкосновенность.  Данные, полученные   в ходе опроса 1274  детей в возрасте от 11 до 17 лет,   показали, что в повседневной жизни респондентам достаточно часто приходится сталкиваться с фактами   физического насилия в виде рукоприкладства,  агрессии со стороны взрослых, сверстников, с различными формами психологического давления как на улице, так  в семье и школе. Значительная часть детей относит к формам жесткого обращения сексуальное и экономическое насилие – принуждение к попрошайничеству, использование детского труда. Эти факты свидетельствуют о том, что  проявление агрессии и насилия по отношению к детям стало явлением, часто их сопровождающим. (слайд 18) Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны

(слайд 19)Жестокое обращение с детьми – это проблема воспроизводства жестокости в обществе. Она не привносится извне, она произрастает изнутри. Давайте решим: пройдем мимо, или сделаем все, что в наших силах, что соответствует нашей совести.

Перед нами, социальными педагогами и психологами стоит важная задача: оказывать детям и их родителям педагогическую и психологическую помощь, заниматься профилактикой и предупреждением жестокого обращения с детьми. В нашей школе-гимназии накоплен практический опыт работы по этой проблеме, который мы сегодня представим Вашему внимании.

(слайд 20) Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по вопросу защиты детей от жестокого обращения

В работе представлено нормативно-правовая база по вопросу, причины, формы, виды отвественности и особенности влияния на детей. К тектовому файлу прилагается презентация....

Профилактика асоциального поведения детей, переживших жестокое обращение.

Методическая программа Методическая темаПроведение занятия,срокиЦель1.Профилактика асоциального поведения детей, переживших жестокое обращение с помощью метода «Сюжетно-ролевая игра»Сюжетно-ролев...

Нормативно – правовые основы защиты детей от жестокого обращения

В презентации рассмотрена правовая основа для педагогических работников, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях. Определение жестокого обращения с ребенком учитывает актуальное состоян...

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...