Методические рекомендации по вопросу защиты детей от жестокого обращения
материал на тему
В работе представлено нормативно-правовая база по вопросу, причины, формы, виды отвественности и особенности влияния на детей. К тектовому файлу прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый файл | 43.5 КБ |
презентация | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по вопросу защиты детей от жестокого обращения.
- Нормативно – правовые документы.
– ФЗ №120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят 21.05.1999г.
- ФЗ № 124 « ОБ основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принят 24.07.1998г.
- Концепция модернизации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области
- Инструкция о порядке работы классного руководителя, социального педагога и инспектора ОПДН (в учебных заведениях) МОБ УВД по г. Кургану по проведению профилактической работы с обучающимися общеобразовательных учебных заведений города Кургана и их законными представителями.
Павел Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка:
«Дети, которые с детства испытывали жестокость и пренебрежение со стороны взрослых, через всю свою жизнь пронесут целый набор комплексов и обид и никогда по-настоящему не смогут реализовать свои способности».
- Основные понятия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия несовершеннолетнего не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.
Дезадаптация социальная - следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей, - игры, познания, труда, общения.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба несовершеннолетнему путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями (законными представителями), воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к несовершеннолетнему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации, содержащая сведения о семье, ребенке; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, ребенка, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Насилие - умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, экономического, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
- Формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка.
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми): обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
- Виды ответственности лиц, допускающие жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством.
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность.
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей:
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
ст.113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта),
ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
ст.116 (побои), ст.117 (истязание),
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера);
ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера),
ст. 134(половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 возраста);
ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности);
ст.124 (неоказание помощи больному);
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства);
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
Гражданско-правовая ответственность.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
- Направления работы школы по профилактике жестокого обращения с детьми.
- Право на жизнь - главное право человека.
- Насилие в семье.
- Насилие среди сверстников.
- Насилие на улице.
- Сексуальное насилие.
- Психологическое насилие.
- Физическое насилие.
- Эмоциональное насилие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дети, которые с детства испытывали жестокость и пренебрежение со стороны взрослых, через всю свою жизнь пронесут целый набор комплексов и обид и никогда по-настоящему не смогут реализовать свои способности» Павел Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
– ФЗ №120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят 21.05.1999г. - ФЗ № 124 « ОБ основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принят 24.07.1998г. - Концепция модернизации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области - Инструкция о порядке работы классного руководителя, социального педагога и инспектора ОПДН (в учебных заведениях) МОБ УВД по г. Кургану по проведению профилактической работы с обучающимися общеобразовательных учебных заведений города Кургана и их законными представителями Нормативно – правовые документы:
Основные понятия: Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия несовершеннолетнего не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Дезадаптация социальная - следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей, - игры, труда, общения. Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем; Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации, содержащая сведения о семье, ребенке; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, ребенка, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Насилие - умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба несовершеннолетнему путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями (законными представителями), воспитателями, др. лицами обязанностями по отношению к несовершеннолетнему, наносящее вред его физическому и психическому развитию. Формы жестокого обращения с детьми Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) Физическое насилие Сексуальное насилие Психическое (эмоционально дурное обращение) насилие
Проявление жестокости Родители дети Учитель ученики Ученик Ученик
Влияние форм жестокого обращения на ребенка Физическое насилие: нанесение ребенку физических травм, телесных повреждений, использование в семье наказаний вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя. Психическое насилие: словесные оскорбления унижение человеческого достоинства демонстрация нелюбви, неприязни со стороны взрослых предъявление к ребенку требований не соответствующих возрастным особенностям принуждение к одиночеству совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Пренебрежение основными нуждами ребенка - отсутствие со стороны родителей или лиц их заменяющих элементарной заботы о ребенке, в результате чего последний испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и т. д.
Виды ответственности лиц, допускающие жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством. Административная ответственность Уголовная ответственность Гражданско-правовая ответственность Дисциплинарная ответственность
Направления работы школы по профилактике жестокого обращения с детьми Право на жизнь - главное право человека. Насилие в семье. Насилие среди сверстников. Насилие на улице. Сексуальное насилие. Психологическое насилие. Физическое насилие. Эмоциональное насилие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно правовые меры государства по защите детей от жестокого обращения
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более актуальной. Масштабы распространения насильственных отношений к несовершеннолетним диктуют необходимость принятия радикальны...
Профилактика асоциального поведения детей, переживших жестокое обращение.
Методическая программа Методическая темаПроведение занятия,срокиЦель1.Профилактика асоциального поведения детей, переживших жестокое обращение с помощью метода «Сюжетно-ролевая игра»Сюжетно-ролев...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия"
Сообщение на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия. Последствия насилия подростков", видео- ролик....
Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей
Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...