Программа для детей младшего школьного возраста по формированию правовой грамотности «Уроки правоведа»
рабочая программа по теме
Программа направлена на повышение уровня правовых знаний воспитанниками детских домов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_pravoveda.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное образовательное
учреждение для детей–сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 21»
Программа для детей младшего школьного возраста
по формированию правовой грамотности
«Уроки правоведа»
2011 год.
Программа утверждена директором КГКОУ Детский дом 21 от 26.08.2011г., принята на педагогическом совете, протокол № 1 от 26.08.2011г.
Автор – составитель: Васильева Анжела Николаевна – социальный педагог
Программа для детей младшего школьного возраста по формированию правовой грамотности «Уроки правоведа» разработана в соответствии с документами:
- Всеобщей декларацией прав человека;
- Конвенцией о правах ребенка
- Конституцией РФ
- Законом Российской Федерации «Об образовании».
Пояснительная записка:
Актуальность правового воспитания напрямую связана с необходимостью повышения уровня правовых знаний, успешной социализации воспитанников в обществе.
Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм. Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, и в первую очередь воспитанникам детского дома, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся преступниками. Выйдя из стен детского дома, воспитанники часто становятся жертвами мошенников, при этом не знают, как и где найти защиту. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей. Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста. С самых первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Программа предусматривает комплексную, систематическую работу по правовому просвещению и воспитанию подрастающего поколения.
Программа формирует позитивное правосознание, ребята на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как «справедливость», « равенство», «свобода», «достоинство», «права человека» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни.
Цель:
формирование у детей младшего школьного возраста воспитывающихся вне семьи осознанного отношения к своим правам и обязанностям.
Задачи:
- формирование активной жизненной позиции у детей младшего школьного возраста;
- содействие духовно-нравственному развитию детей и подростков;
- ознакомление с Российским законодательством, отраслями права, устройством государства;
- обучение применения норм законов в реальной жизни;
- оказание помощи в поисках достойного выхода из сложных жизненных ситуаций.
Учебно - тематический план
(1 год обучения)
№ п/п | Тема | Часы | ||
всего | Теоретические | Практические | ||
1. | Изучение Конвенции ООН о правах ребенка: | |||
1.1. Цели и задачи Конвенции ООН о правах ребенка | 4 | 2 | 2 | |
1.2. Значение Конвенции ООН о правах ребенка для общества | 4 | 2 | 2 | |
1.3. Знакомство с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребенка объединения. | 88 | 20 | 68 | |
1.4.Развитие принципов Конвенции ООН о правах ребенка | 4 | 2 | 2 | |
2 | Права и обязанности: | |||
2.1. Права детей | 22 | 6 | 16 | |
2.2. Обязанности детей | 22 | 6 | 16 | |
Итого | 144 | 38 | 106 |
Учебно - тематический план
(2 год обучения)
№ п/п | Тема | Часы | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1. | Органы по защите прав ребенка | |||
1.1. Органы внутренних дел | 40 | 6 | 34 | |
1.2.Отдел по делам опеки и попечительства | 40 | 6 | 34 | |
1.3.Органы социальной защиты | 40 | 6 | 34 | |
1.4. Органы здравоохранения | 36 | 6 | 30 | |
1.5. Образовательные учреждения | 40 | 6 | 34 | |
1.6. Органы службы занятости | 20 | 6 | 14 | |
Итого | 216 | 36 | 180 |
Учебно - тематический план
(3 год обучения)
№ п/п | Тема | Часы | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1. | Изучение нормативных документов РФ | |||
1.1. Семейный кодекс | 80 | 32 | 48 | |
1.2. Уголовный кодекс
| 136 | 62 | 74 | |
Итого | 216 | 94 | 122 |
Содержание:
1 год обучения
1. Изучение Конвенции о правах ребенка (100 часов)
1.1. Цели и задачи Конвенции ООН о правах ребенка (4 ч.)
- Понятие «Конвенция»; (2 ч.)
- Цели Конвенции о правах ребенка; (1 ч.)
- Основные задачи Конвенции о правах ребенка: (1 ч.)
- Выживание;
- Развитие;
- Защита;
- Обеспечение активного участия в жизни общества.
1.2. Значение Конвенции ООН о правах ребенка для общества ( 4 часа)
- Деятельность Комитета ООН по правам ребенка. (2ч.)
- Развитие принципов Конвенции ООН о правах ребенка.( 1 ч.)
- Декларация «Мир, в котором могут жить дети» (1 ч.)
1.3. Знакомство с некоторыми статьями Конвенции ООн о правах ребенка (88 часов)
- Право на гражданство; (10 часов)
- право на имя, отчество и фамилию; (10 часов)
- право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов; (10 часов)
- право посещать детский сад; (4 часа)
- частичная дееспособность; (4 часа)
- право посещать школу; (10 часов)
- право выражать свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода; (10 часов)
- право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего твои интересы; (10 часов)
-право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; (10 часов)
-право вступать в детские общественные объединения. (10 часов)
2. Права и обязанности детей ( 44 часа)
2.1. Права детей (22 часа)
- понятие «права детей»; (10 ч.)
- виды прав детей . (12 ч.)
- Семейные; (3 ч.)
- Имущественные; (3 ч.)
- Жилищные; (3 ч.)
- Уголовно- процессуальные. (3 ч.)
2.2. Обязанности детей (22 часа)
- понятие «обязанность», виды обязанностей; ( 10 ч.)
- соблюдение норм и правил поведения (12 часов)
- Дома; ( 2ч.)
- В школе; ( 3ч.)
- На улице; ( 2ч.)
- На проезжей части; ( 2ч.)
- В общественных местах. ( 3ч.)
2 год обучения
- Органы по защите прав ребенка (216 часов)
- 1.1.Органы внутренних дел (милиция)(40 ч.)
- функции ОВД; (10 ч.)
- основные мероприятия осуществляющие ОВД по защите прав детей. (30 ч.)
Экскурсия :
1.2. Отдел по делам опеки и попечительства(40 ч.)
- функции отдела по делам опеки и попечительства; (10 ч.)
- основные мероприятия осуществляющие отделом по защите прав детей. (30 ч.)
1.3. Органы социальной защиты(40 ч.)
- функции органов социальной защиты населения; (10 ч.)
- основные мероприятия осуществляющие органами социальной защиты населения по защите прав детей. (30 ч.)
- Органы здравоохранения(36 ч.)
- функции органов здравоохранения; (10 ч.)
- основные мероприятия осуществляющие органами здравоохранения по защите прав детей. (26 ч.)
- Образовательные учреждения(40 ч.)
- функции образовательных учреждений ; (10 ч.)
- основные мероприятия осуществляющие образовательными учреждениями по защите прав детей. (30 ч.)
- Органы службы занятости ( 20 ч.)
- функции органов службы занятости; (10 ч.)
- основные мероприятия осуществляющие органами службы занятости по защите прав детей. (10 ч.)
3 год обучения
1. Изучение нормативных по защите прав детей РФ (216 часов)
1.1 Семейный кодекс РФ. (80 часов)
- право жить и воспитываться в семье (10 ч.)
- право знать своих родителей; (10 ч.)
- право на заботу родителей; (10 ч.)
- право на воспитание своими родителями; (10 ч.)
- право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; (10 ч.)
- право выражать свое мнение; (10 ч.)
- право на имя, отчество и фамилию; (10 ч.)
- с 10 лет изменить имя и фамилию. (10 ч.)
- Уголовный кодекс РФ (136 часов)
- виды преступлений совершенные несовершеннолетними; (30 ч.)
- ответственность за совершенное правонарушение; (30 ч.)
- виды наказаний предусмотренных за преступление совершенное несовершеннолетними (30 ч.)
- правила допроса несовершеннолетнего (30 ч.)
- понятия «потерпевшие», свидетели (16 ч.)
Литература
- Антонов, В.В. Изучаем права человека /В.В. Антонов. – М: Вита-пресс, 1996
- Дик, Н.Ф. Правовые классные часы в 5-7-х классах. Практикум профильного обучения /Н.Ф.Дик.– Ростов н/Д: Феникс, 2006.– 320с. – (Сердце отдаю детям).
- Копытова, Н.Н. Правовое образование в ДОУ /Н.Н. Копытова. 2007
- Шабельник, Е.С. Ваши права /Е.С. Шабельник.– М.: Вита Пресс, 1996.
- О правах ребенка – доступно и интересно: Методические рекомендации для учителя / Автор – сост. Т.Б. Пасман. – Псков, 2001
- Права ребенка и толерантность. / Под ред. Ф.В.Микушина. – Ростов – на – Дону, 2002.
- Шнекендорф, З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М., 1997г.
- Азаров, А. защита прав человека: Международные и российские механизмы / А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер., М., 2000.
- Первые шаги: Начальный курс обучения правам человека – М.: Международная амнистия, 1997.
- Конвенция ООН
- Жилищный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»
Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...
"Секреты бабушкиного сундука" познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста
Познавательно-игровая программа "Секреты бабушкиного сундука" раскрывает секреты изготовления обрядовых кукол. В программе выстроен алгоритм изготовления куклы "мартинички"....
Игровая программа для детей младшего школьного возраста "Встречаем лето и каникулы"
Игровая программа для детей младшего школьного возроста на улице, в парке и т.д. Встречаем каникулы, лето....
Реабилитационная программа «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»
Обоснование выбора. ПРОГРАММА по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного и школьного возраста на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитац...
Игровая программа для детей младшего школьного возраста "Мы спортивные ребята"
Цель: пропаганда здорового образа жизниЗадачи: обеспечивать активный отдых и удовлетворение потребности обучающихся в движении, развивать интерес к занятиям спортом....
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного и подросткового возраста с ОВЗ".
Аннотация. Пояснительная записка. Список литературы...
Методическая разработка мероприятия, посвященного правовой грамотности детей младшего школьного возраста "Сказочное путешествие по правам и обязанностям ребенка"
Данное мероприятие разработано с целью формирования у детей младшего дошкольного возраста знания о своих правах в игровой форме. Мероприятие предполагает применение интерактивных методов работы. Реком...