Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы в учебно воспитательном процессе"
методическая разработка по теме
В данном материале представлены формы работы, взаимодействия семьи и школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект решения педагогического совета от 31 марта 2009 года по теме «Взаимодействие семьи и школы в учебно-воспитательном процессе» 1. Рекомендации по взаимодействию семьи и школы в учебно-воспитательном процессе принять к сведению и использовать в работе. 2. Заместителю директора школы по ВР Сусловой Е.В. и социальному педагогу Зиминой Т.А. определить критерии и показатели эффективности социально-педагогической деятельности классного руководителя по работе с родителями. и оценке работы педагогического коллектива школы. Срок – до 25 мая 2009 года. 3.В плане инспекционно-контрольной деятельности администрации школы в 2009-2010 учебном году предусмотреть изучение работы классных руководителей с семьёй. Ответственный: Суслова Е.В. 4. Провести семинары классных руководителей по вопросам организации работы классного руководителя с семьёй. Ответственный: Суслова Е.В., Зимина Т.А. Срок: 2009 - 2010 учебный год. 5. Проанализировать выполнение проекта «Семья» в рамках реализации Программы развития. Ответственный: Суслова Е.В., Зимина Т.А. Срок: июнь 2009 г.
1. Рекомендации по взаимодействию семьи и школы в учебно-воспитательном процессе приняты к сведению и используются в работе классных руководителей. 2. Заместителем директора школы по ВР Сусловой Е.В. и социальным педагогом Зиминой Т.А. разработаны критерии и показатели эффективности социально-педагогической деятельности классного руководителя по работе с родителями. Проведение тематических родительских собраний не реже 1 раза в четверть Наличие протоколов родительских собраний , оформленных согласно требованиям. Проведение заседаний родительского комитета класса с оформлением протокола заседания Организация совместных с родителями мероприятий с использование различных форм работы Изучение семей учащихся с посещением семьи и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке. Организация индивидуальных консультаций и бесед с родителями с обязательной фиксацией данной беседы в плане воспитательной работы. 3. В плане инспекционно – контрольной деятельности завучем по ВР Сусловой и соуиальным педагогом Зиминой Т.А. в 2009-2010 учебном году изучена работа классных руководителей с семьёй. Составлена справка. 4. В марте 2010 года для классных руководителей запланирован семинар по вопросам организации работы с семьёй. 5. При подведении итогов работы школы по реализации Программы развития школы проведён анализ выполнения проекта «Семья».
Качество образования как результат сформированности компетенций родителей- участников образовательного процесса
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Психологический аспект проблемы По определению Р. В. Овчаровой, родительство - социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы родительство включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания.
На стадии развитой формы родительство включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания.
Особенность в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.
Включают в себя три уровня презентации: репродуктивные установки, установки и ожидания в детско-родительских отношениях, установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка. По мнению Э. Мэш, Д. Вольфа и др., родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.
относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально-ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах.
значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека. Родительские чувства противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях.
представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях.
Ответственность перед социумом и своей совестью. Родительская ответственность возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании.
является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты родительства.
Повышение компетентности родителей ( формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и т. п.) – одно из направлений педагогической помощи семье, цель которого: сформировать у родителей более высокий уровень самосознания; помочь родителям в применении дисциплинарных методов; усилить коммуникацию родителей и детей; способствовать тому, чтобы члены семьи как можно больше времени проводили вместе; предоставить родителям полезную информацию о развитии детей.
Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. ( Китайская притча) Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания : оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом.
При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы.
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; демократический стиль; сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся, обучающихся между собой; опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Высокая мотивация! Прочность знаний! Творчество и фантазия! Коммуникабельность! Активная жизненная позиция! Командный дух! Ценность индивидуальности! Свобода самовыражения! Акцент на деятельность! Взаимоуважение! Демократичность!
Обращение к Интернет- возможностям психолого-педагогической поддержки возникает не случайно, они позволяют решить несколько важных запросов и проблем родителей: Не всегда родители готовы обратиться лично к психологу Порой родители не знают, куда обратиться Психологи не в состоянии лично всем и каждому отвечать на те вопросы, которые появляются у родителей, тем более, что очень часто они сходны и целесообразнее выставить в открытый доступ примерные ответы, чем по многу раз отвечать одно и тоже. Зачастую родители не могут найти время для личного посещения психолога, но при этом готовы общаться посредством Интернет- технологий.
Создание системы Интернет- поддержки родителей: расширяет спектр оказываемых услуг для родителей, дает возможность активно формироваться родительскому сообществу. В числе преимуществ Интернет–технологий в организации поддержки родителей можно отметить: анонимность и безопасность поддержки; открытость границ и доступность, возможность получить поддержку из любого уголка земного шара; возможность получить поддержку, не выходя из дома; оперативность реагирования; широкий доступ к ресурсам, возможность получения доступа к многим ресурсам, из которых можно выбрать необходимые; многовариантность поддержки, можно получить разнообразную помощь по одному и тому же вопросу из разных источников; возможность получить ресурсы, не вступая в активную коммуникацию, что является явным преимуществом для людей с трудностями общения и взаимодействия.
Создать страничку для родителей на школьном сайте «Родительский университет», где были бы размещены материалы для родителей. Организовать консультации для родителей в дистанционном режиме через скайп, ICQ, vkontakte.ru Создать интерактивную карту идеальных отношений, показывающую детский взгляд на проблему отношений между детьми и родителями.
В основном ничего нового: «Начни с себя. Хочешь изменить мир – измени себя». Трудные ситуации в воспитании детей – дело обычное и нормальное в жизни любого человека. Мысли о своей родительской компетентности для тех, кто предпочитает думать во благо своих детей и… действовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Школа педагогического мастерства позволяет раскрыть творческий потенциал педагога....
Эффективное использование ресурсов информационного центра школы в учебно-воспитательном процессе.
ИЦШ МОУ «СОШ №5» города Ржева начал свою работу 16 марта 2009 года. Центр работает ежедневно с 8-30 до 17-00, в субботу до 13-30. ИЦШ состоит из трёх зон – зоны групповой работы и зоны индивидуа...
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе
Программа развития: «Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе» является руководством к созданию модели здоровья школьника. Программа «Здоровьесберегающая дея...
Педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями....
ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПО ТЕМЕ: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»
Тема выбрана актуальная, обоснованная, имеющая практическую значимость для школы и ориентированная на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, на интенсификацию учебно-воспитат...
Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе
Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...
Выступление на заседании МО школы «Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения»
Привлечение родителей к участию в жизни школы, где обучается ребенок , всегда было делом непростым. В данном выступлении я рассказываю об активизации роли родителей в учебно-воспитатель...