Педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
материал на тему

Бодрова Рита Владимировна

Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_semya_i_shkola.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями.

З а д а ч и: показать факторы, влияющие на эффективность работы с родителями; выяснить, какие методы используют педагоги в педагогическом просвещении родителей.

I. Выбор темы и проблемы педагогического совета.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья. Главные направления деятельности нашей школы-интерната по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на детей, а также в нейтрализации отрицательных моментов мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единый процесс.

   Перед педагогическим коллективом стоит важная задача: обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями, которые бы усвоились непосредственно в определенным образом организованной теоретической и практической деятельности. Тема педагогического совета поможет прогнозировать развитие творчества педагогов для реализации успешного сотрудничества семьи и школы.

II. Методика подготовки педсовета.

Основные вопросы, которые необходимо сегодня обсудить:

1. Взаимодействие семьи и школы – залог успеха учебно-воспитательного процесса:

а) роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия семьи и школы-интерната;

б) система согласования с семьей целей и способов развития и коррекции ребенка в процессе обучения в школе-интернате. (Доклад заместителя директора по ВР. Бодровой Р. В.)

2. Содержание, формы и методы работы с родителями. (Выступление заместителя директора по УВР Титовой Н. В.)

3.  Работа с неблагополучными семьями. (Выступление социального педагога Исаевой Н. Г.)

4. Особенности работы с родителями учителей начальной школы. (Из опыта работы учителей. Выступление Огородовой О. Н.)

5. Содержание и формы взаимодействия воспитателей с родителями. (Из опыта работы. Выступление Сосновцевой Е. А. )

6) Обмен мнениями. (Из опыта работы педагогов школы-интерната. Круглый стол )

 

Методы   отбора   практического   материала:

1. Посещение родительских собраний.

2. Беседы с учителями, воспитателями, родителями, обучающимися.

3. Анкетный опрос родителей.

4. Наблюдение за деятельностью педагогов во время сотрудничества с родителями.

Для овладения основными теоретическими положениями рассматриваемого вопроса (с целью выработки приемлемой для себя технологии их реализации на практике) к педсовету необходимо изучить следующую научную литературу.

1. Волжская, В., Ольшанский, В. Школьные конфликты: как их предупредить и разрешить // Народное образование. – 2000. – № 8.

2. Глушкова, В. С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе // Классный руководитель. – 2001. – № 7.

3. Гнатенко, О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка // Народное образование. – 2000. – № 9.

4. Дьячкова, Е. Ю. Родительские собрания в средних классах // Классный руководитель. – 1999. – № 1.

5. Лаврентьев, В. В. Рекомендации классным руководителям по работе с родителями // Классный руководитель. – 2001. – № 3.

6. Маломаркина, Г. С., Каухова, А. Г. Содержание, формы и методы работы с родителями // Классный руководитель. – 2001. – № 5.

7. Маркова, Л. Н. Проблемы семьи – проблемы школы // Классный руководитель. – 1998. – № 2.

8. Меренков, А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания // Классный руководитель. – 1997. – № 5.

9. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Письмо от 31.01.01 № 90/30-16 – Приложение 2) // Вестник образования. – 2001. – № 8.

10. Мешкова, И. В. Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений  на  развитие  ученика // Классный руководитель. – 1999. – № 2.

11. Никитюк, А. С. Работа с родителями // Классный руководитель. – 2001. – № 4.

12. Спицын, Н. Учитель идет на собрание в семью // Народное образование. – 2001. – № 5.

13. Фридман, Л. М. Школа и  родители //  Народное образование. – 1998. –№ 5.

14. Цаллагова, З. Народные рецепты воспитания. – 2001. – № 1.

III. Разработка проекта решения.

Заслушав и обсудив доклад заместителя директора по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса», информацию заместителя директора по УВР, социального педагога и выступления классных руководителей и воспитателей по указанным вопросам, педагогический совет отмечает, что учительский коллектив имеет объективные предпосылки для организации целостной системы работы по данной проблеме. Изменение целей взаимодействия семьи и школы требует перестройки содержания, форм и методов образовательной деятельности педагогов с родителями, при этом значительное место в системе работы классного руководителя и воспитателя с родителями обучающихся, воспитанников должно отводиться психолого-педагогическому просвещению родителей.

Педагогический совет принимает решение:

1. Активизировать работу школьного родительского комитета посредством привлечения инициативных и заинтересованных родителей. (Ответственные: руководители  МО классных руководителей и воспитателей. Срок: в течение пятого модуля)

2. С целью оказания практической и методической помощи классным руководителям  в организации работы с родителями систематизировать материал, имеющийся в копилках методических объединений и библиотеке. (Ответственные - руководители МО, заведующая библиотекой)

3. Для выработки правильного направления в работе с семьей, оценки эффективности этой  деятельности  проводить  анкетирование  родителей. (Ответ: классные руководители, воспитатели, психолог, социальный педагог. Срок: апрель – май каждого  учебного года.)

4. На методических объединениях  разработать памятки для родителей об основных правилах семейного воспитания и сотрудничества со школой-интернатом. (Ответ: руководители МО, психолог, социальный педагог, медицинские работники. Срок: до августа 2011 г.)

5. Организовать общение родителей с администрацией и педагогами школы-интерната с помощью электронной почты. (Ответ: заместители директора по ВР, КЛР. Срок: февраль 2011 г.)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВР
«
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ
УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Один из мифов нашей педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Но время показало, что комфортность и технологичность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная.

Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает самым различным:

– нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

– ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть подростков отделяется от родителей. По статистическим данным, в России из-за разводов ежедневно остаются без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребенка – 30, под опеку и усыновление – 132, отбираются от родителей – 32, убегают из дома – 237 детей.

Это, безусловно, проявление дезорганизации семьи как социального института, отражающее негативные процессы в государстве.

Проблемы семьи волнуют и самих детей. Очень симптоматично, что на вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?» 66,6 % подростков отвечают: «Иметь хорошую семью».

Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, особенно перед школой-интернатом коррекционной направленности которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.

Психологи отличают следующие типичные страхи родителей:

– страх перед тем, что ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». Проблемы и возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;

– страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителями, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;

– страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности или наоборот пассивности;

– страх перед неделикатностью школы, особенно специальной (коррекционной) школы в отношении индивидуальных особенностей детей, он порождает скрытность родителей, напряжённость во взаимоотношениях, затрудняет конструктивность взаимодействия.

Все это показывает, почему так важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания.

Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня абсолютно неприемлемо.

Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое коррекционная школа, что она может, должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.

В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школьных программ.

Конкретное наполнение общения с родителями, определяемое возрастом ребенка, осуществляется на основе психолого-педагогической модели учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Работа с семьей – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

Есть непреложные законы этики отношений «педагог – родители». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Часто мы своей нетерпимостью и категоричностью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни педагоги не хотят увидеть в этом своей вины.

Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации. Поверьте, большинство оценит эту помощь.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.

Безусловно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда (очень редко) приводит к успеху. Многие педагоги с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, – меняют обстоятельства жизни ребенка в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.

Но не надо торопиться отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Говорят, что капля камень точит. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков.

Сегодня многое из этого можно найти в журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания. Много разномастной информации предоставляет  телевидение.  Все это так. Но все же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только педагог, особенно для наших «особенных детей».

Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия педагогов и родителей. Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем, воспитателем, логопедом неоценим, ведь  родительские собрания не дают нужного эффекта.

Во-первых, потому, что родителей, присутствующих на собрании, как правило, не много. Просто невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально, квалифицированно ответить на интересующие их вопросы. Во-вторых, каждая семья воспитывает ребенка в специфических, особых условиях, как говорят, на «своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьей, отвечающие потребностям родителей.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

– в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к всему педагогическому коллективу;

– в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

 Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.  Об этом подробно будет говорить Надежда Викторовна.

Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в определенным образом организованной теоретической и практической деятельности. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом станет активнее. Педагоги и родители как партнеры в учебно-воспитательном процессе должны дополнять друг друга.

Изменение целей взаимодействия приводит к перестройке содержания, форм и методов учебной работы педагогов с родителями.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные и т. д.). Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель и воспитатель её целесообразно обсудить с родительским комитетом. Очередную тему собрания могут предлагать и сами родители.

Каждое собрание требует от педагогов тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Готовясь к собранию, педагоги могут заранее передать родителям специальные анкеты, тесты. Можно прибегнуть к творческому домашнему заданию,  сочинениям детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение часто имеет и форма приглашения родителей на собрание.

Конференция форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Тема конференции всегда конкретна, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.

Открытые уроки - обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но и учителя-предметники прибегают к ней в своей работе.

Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии – чье это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».

Ролевые игры - это коллективная творческая, деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.

Методика ролевой игры предусматривает следующие действия: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

Индивидуальные тематические консультации.

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать.

Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Консультации полезны и для учителя, и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи (по предварительной договорённости).

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.

Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом или матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания.

А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий по оказанию помощи школьнику в учебе.

Переписка с родителями.

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей. Здесь я бы посоветовала эффективно использовать возможности интернета, электронной почты.

Родительский комитет.

Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Чтобы оценить эффективность учебно-воспитательного процесса, необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся по различным темам: «Режим работы школы», «Формы участия родителей во внеклассной работе», «Формы проведения родительских собраний», «Родители глазами детей» и т. д.

     Педагоги и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки. Помните «При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие дела гибнут» Гай Салюстий Крипс.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья "Взаимодействие семьи и школы в совместном творчестве учащихся, родителей и учителя"

Считаю, что школа должна дружить с семьёй так, чтобы был постоянный обмен педагогическими открытиями.  В нашем деле нет мелочей, и именно малое подчас мешает созидать великое. Поэтому объясняю ро...

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы в учебно воспитательном процессе"

В данном материале представлены формы работы, взаимодействия семьи и школы....

Взаимодействие семьи и школы как залог успеха

Статья о необходимости сотрудничества семьи и школы...

Взаимодействие семьи и школы, как залог успеха учебно-воспитательного процесса учащихся, состоящих на ВШПУ

Взаимодействие семьи и школы, как залог успеха учебно-воспитательного процесса учащихся, состоящих на ВШПУ...

Доклад"Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса"

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы  Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главны...