"Шаг за шагом" программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
рабочая программа
Данная программа разработана для подготовки воспитанников ддетских домов к самостоятельной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trud._obuch._shag_za_shagom.doc | 582.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, ведут к негативным последствиям.
При выпуски некоторые из них не всостоянии перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.
В настоящее время во многих учреждениях разрабатываются и реализуются различные программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Такие программы включают довольно разнообразное содержание. Но возникают противоречия. Все образовательные учреждения нацелены на подготовку воспитанников детских домов к самостоятельной жизни, но отсутствуют государственные стандарты, определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации.
В связи с этим для дальнейшего воспитания и обучения воспитанников возникла необходимость создания программы подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Целью данной программы является обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, навыкам экономического поведения и т.п.
Данная программа строится в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность в обучении, наглядность).
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 16 лет. Продолжительность занятия 1 час.
Частота проведения 2 часа в день (12 часов в неделю).
Срок реализации 1 год.
В программу «Подготовки воспитанников детского дома к будущей самостоятельной жизни включены следующие разделы:
- сельскохозяйственный труд (по сезонам);
- домоводство.
Основные методы и приемы.
- рассказ, объяснение, консультация;
- использование художественной литературы;
- наглядный пример;
- закрепление упражнения;
- проблемная ситуация;
- анкетирование;
- индивидуальный подход.
Форма проведения занятий.
- беседа;
- занятие;
- практикум;
- тест;
-конкурс.
Формы работы:
- групповые;
- индивидуальные.
Цель программы:
Осуществить подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.
Задачи:
- сформировать у детей-сирот хозяйственно-бытовые, сельскохозяйственные умения и навыки, необходимых для самостоятельной жизни;
- воспитать культуру организации труда, сознательную дисциплину, ответственное отношение к делу;
- раскрыть значение практических умений и навыков в современной жизни.
Ожидаемый результат:
- высокий уровень хозяйственно-бытовых, сельскохозяйственных умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни;
- понимание ценности труда в современном мире;
- формирование у воспитанников детского дома умений и навыков, которые помогут реализоваться в различных сферах деятельности.
Учебный план
№ | Темы занятий и мероприятий | Всего | Теория | Практ |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. | Сельскохозяйственный труд (осенний период). Введение. Огород. Цветник. Живая изгородь. Придомовая территория. Садоводство. Домоводство. Ткани. Одежда. Уход за одеждой. Ручные швы. Ручной ремонт одежды. Швейная машина. Обувь. Народные традиции. Кулинария. Физиология питания. Пища. Кухня. Овощи. Горячие напитки. Бутерброды. Яйца. Молоко и молочные продукты. Крупы. Мука. Тесто. Мясо. Полуфабрикаты из мяса. Рыба. Фрукты и ягоды. Сладкие блюда и десерт. Сервировка стола. Сельскохозяйственный труд (весенний период). Огород. Придомовая территория Садоводство. Огород. Цветник. Домоводство (продолжение). Бытовые приборы. Приборы учета. Интерьер. Сельскохозяйственный труд (продолжение). Огород. Цветник. Придомовая территория. Огород. Цветник. Комнатные растения. Огород. Цветник. Домоводство (продолжение). Правила ухода за собой. Сельскохозяйственный труд (продолжение). Огород. Цветник. Придомовая территория. | 4 38 29 13 13 9 4 3 9 18 31 23 3 7 5 8 3 16 7 4 5 7 8 4 24 12 3 5 7 6 7 10 3 2 5 4 4 5 13 4 2 4 4 3 6 4 2 10 5 5 2 | 4 20 14 9 12 8 3 2 7 7 12 10 2 7 5 7 3 14 6 3 4 6 7 4 22 11 3 4 6 5 5 5 2 1 1 1 3 4 9 - - 1 - - 3 - - 7 - - - | - 17 15 4 1 1 1 1 2 11 19 13 1 - - 1 - 2 1 1 1 1 1 - 2 1 - 1 1 1 2 5 1 1 4 3 1 1 4 4 2 3 4 3 3 4 2 3 5 5 2 |
Итого: | 432 | 272 | 160 |
Учебно-тематический план
Раздел. Сельскохозяйственный труд (осенний период).
Введение.
Темы:
Сельскохозяйственный труд и его значение.
Профессии, связанные с растениеводством и цветоводством.
Ознакомление с планом работы на год.
Инструктаж по технике безопасности.
Воспитанники должны знать:
- профессии, связанные с растениеводством, цветоводством;
-правила техники безопасности при работе с инвентарем.
Воспитанники должны уметь:
- пользоваться сельскохозяйственным инвентарем.
Огород.
Темы:
Овощи и их виды.
Клубнеплоды (картофель, топинамбур);
Корнеплоды (морковь, свекла, редис, репа, редька);
Луковичные овощи (лук);
Салатно-шпинатные (щавель, шпинат, салат);
Капустные овощи (капуста);
Пряные овощи (укроп, петрушка, сельдерей, базилик, мелисса);
Десертные (ревень, спаржа, артишок);
Плодовые овощи (томаты, баклажаны, перцы);
Тыквенные (огурцы, кабачки, патиссоны, тыквы, арбузы, дыни);
Бобовые (горох, фасоль, бобы);
Зерновые (кукуруза).
Лежкоспособность овощей.
По продолжительности жизни (однолетние, двухлетние, многолетние).
Практическая работа: определение семян по образцам.
Виды работ на участке.
Практическая работа: полив.
Практическая работа: рыхление.
Меры борьбы с сорняками.
Практическая работа: прополка огорода.
Виды осенних работ на участке.
Подготовка почвы к вскапыванию.
Практическая работа: уборка ботвы.
Правила вскапывания почвы лопатой.
Практическая работа: вскапывание огорода.
Хранение овощей в осеннее - зимний период.
Сооружение для хранения овощей. Виды помещений.
Воспитанники должны знать:
-основные разновидности овощных культур;
- виды осенних работ на участке;
-правила полива, рыхления и вскапывания;
-меры борьбы с сорняками.
Воспитанники должны уметь:
-поливать, рыхлить и вскапывать почву;
-замораживать и хранить овощи в осеннее- зимний период.
Цветник (клумба).
Темы:
Цветоводство- отрасль растениеводства.
Характеристика однолетних, двухлетних и многолетних декоративно- цветущих культур.
Способы размножения.
Цветники. Виды цветников.
Приемы осеннего ухода за цветущими однолетними растениями.
Приемы осеннего ухода за цветущими многолетними растениями.
Подкормка цветника.
Меры борьбы с сорняками.
Практическая работа: удаление сорняков в цветнике.
Признаки созревания семян. Правила сбора семян.
Практическая работа: сбор семян.
Значение, способы и приемы обмолота и очистки семян от посторонних примесей.
Правила сортировки семян. Раскладка семян в мешочки.
Практическая работа: очистка семян от примесей и раскладка в мешочки.
Подготовка цветника к зиме.
Подготовка роз к зимовке (окучивание и укрытие).
Практическая работа: удаление цветочной ботвы.
Вскапывание почвы.
Практическая работа: вскапывание почвы цветника.
Воспитанники должны знать:
-виды цветников;
-правила ухода за цветущими растениями.
Воспитанники должны уметь:
-удалять сорняки в цветнике, вскапывать цветник;
-собирать и очищать семена от примесей.
Живая изгородь.
Темы:
Кустарники для декоративного озеленения.
Основные признаки кустарника.
Кустарники, используемые в одиночных и групповых посадках.
Виды кустарников, используемые в качестве живой изгороди.
Размножение кустарников.
Правила ухода и стрижки.
Практическая работа: стрижка живой изгороди.
Значение древесных насаждений для улучшения экологической обстановки.
Осенний уход за кустарниками.
Окучивание кустарников.
Практическая работа: окучивание кустарников.
Правила осенней посадки кустарников.
Воспитанники должны знать:
-виды кустарников;
-правила ухода и стрижки кустов;
-способы размножения кустарников.
Воспитанники должны уметь:
-ухаживать за кустами.
Придомовая территория.
Темы:
Виды придомовой территории.
Газон и его назначение.
Выбор места для газона. Разбивка.
Уход за газоном в разное время года.
Виды ковровых растений.
Двор твердого покрытия (асфальт, плитка, бетон).
Правила ухода за двором в разное время года.
Практическая работа: уборка двора от мусора.
Мелкий ремонт двора.
Как сделать свой двор красивее?
Практическая работа: создание проекта «Мой двор» на макете.
Воспитанники должны знать:
-виды придомовой территории;
-правила ухода за двором.
Воспитанники должны уметь:
-различать виды придомовой территории;
-выполнять мелкий ремонт.
Садоводство.
Темы:
Косточковые плодовые деревья (абрикос).
Семечковые сорта (яблоня).
Светолюбивые садовые деревья (груша, абрикос, персик, черешня, слива, айва).
Теневыносливые культуры (яблоня, калина, кизил, малина, крыжовник, смородина).
Осенние работы в саду.
Садовый инвентарь. Правила техники безопасности.
Совместимость растений.
Планировка плодового сада.
Практическая работа: планировка плодового сада.
Осенняя посадка и пересадка плодовых деревьев.
Послепосадочный уход за деревьями.
Подготовка сада к зиме.
Воспитанники должны знать:
-виды плодовых культур;
-правила техники безопасности при работе с садовым инвентарем;
-правила посадки плодовых деревьев и послепосадочного ухода.
Воспитанники должны уметь:
-пользоваться садовым инвентарем;
-выполнять осенние работы в саду;
-подготавливать сад к зиме.
Раздел. Домоводство.
Ткани.
Темы:
Ткани, их свойства.
Определение вида ткани.
Сочетание тканей и цветов.
Практическая работа: определить вид ткани.
Воспитанники должны знать:
-виды тканей и их свойства.
Воспитанники должны уметь:
-определять вид ткани.
-сочетать ткани по цвету.
Одежда.
Темы:
Назначение и виды одежды.
Размеры одежды.
Практическая работа: определение размера одежды.
Воспитанники должны знать:
-виды одежды и их назначение.
Воспитанники должны уметь:
-определять размер одежды;
-подбирать одежду.
Уход за одеждой
Темы:
Правила носки и хранения одежды.
Средства борьбы с вредными насекомыми.
Условные обозначения на одежде.
Практическая работа: чтение ярлыков.
Стирка одежды. Сортировка белья перед стиркой. Режимы стирки. Практическая работа: сортировка белья перед стиркой.
Тест: режимы стирки.
Выведение пятен.
Химические средства, применяемые при выведении пятен и стирки белья.
Правила безопасности при работе с химическими средствами.
Глажка одежды. Режиы глажки.
Тест: режимы глажки.
Воспитанники должны знать:
-правила носки и хранения одежды;
-правила стирки и глажки одежды;
-правила техники безопасности при работе с химическими средствами.
Воспитанники должны уметь:
-правильно носить, хранить одежду;
-правильно сортировать, стирать, полоскать, отжимать одежду из разных тканей;
-пользоваться средствами бытовой химией;
-правильно гладить одежду.
Ручные швы.
Темы:
Инструменты для шитья. Техника безопасности.
Шов «вперед иголка».
Шов «назад иголка».
Шов «через край».
Шов «петельный».
Практическая работа: Изготовление носовых платков.
Воспитанники должны знать:
-технику выполнения простых ручных швов.
Воспитанники должны уметь:
-шить простыми швами.
Ручной ремонт одежды.
Темы:
Ремонт по распоровшемуся шву.
Ремонт в месте разрыва ткани:
Виды заплат;
Штопка.
Практическая работа: выполнение ремонта одежды (разрыв ткани).
Изготовление вешалки.
Виды пуговиц. Пришивание пуговиц.
Пришивание петель, крючков.
Замена молний.
Практическая работа: выполнение ремонта одежды (пришивание пуговиц, петель, вешалок).
Воспитанники должны знать:
-технику выполнения ремонтных работ на одежде;
-технику выполнения петель, пришивания пуговиц, замены молний.
Воспитанники должны уметь:
-выполнять мелкий ремонт одежды;
-пришивать пуговицы, петли, крючки;
- менять молнии.
Швейная машина
Темы:
Разновидности швейных машин.
Правила техники безопасности при работе на швейной машине.
Устройство швейной машины с ручным приводом.
Устройство швейной машины с ножным приводом.
Заправка ниток, наматывание шпульки.
Швы.
Тест: виды швов и их назначение.
Практическая работа: выполнение швов.
Практическая работа: Пошив мешочков для семян.
Ремонт одежды на швейной машине. Штопка и выполнение заплаток.
Кухонный фартук без нагрудника.
Снятие мерок, раскрой, соединение деталей и оформление работы.
Практическая работа: Пошив кухонного фартука.
Воспитанники должны знать:
-разновидности швейных машин и их устройства;
- правила техники безопасности при работе на швейной машине;
-правила заправки ниток, наматывания шпульки.
- технику выполнения ремонта одежды на машине.
Воспитанники должны уметь:
- заправлять нитку, наматывать шпульку;
-шить на машине;
-выполнять машинные швы;
-выполнять ремонт одежды на машине;
-снимать мерки, выполнять раскрой ткани.
Обувь
Темы:
Как правильно выбрать обувь?
Уход за обувью.
Практическая работа: определение размера обуви.
Воспитанники должны знать:
-виды обуви;
-правила ухода за обувью.
Воспитанники должны уметь:
-подбирать обувь по сезону и размеру;
-различать их назначение (повседневная, праздничная, спортивная);
--выполнять уход за обувью.
Народные традиции.
Темы:
Традиции и блюда русской кухни.
Домашний очаг.
Русское хлебосольство и гостеприимство.
Гости в доме.
Семейные праздники.
Домашний труд в семье.
Распределение обязанностей. Хозяин и хозяйка дома.
Воспитанники должны знать:
- традиции и блюда русской кухни;
- о русском хлебосольстве и гостеприимстве;
- о традиционном распределении обязанностей в семье.
Кулинария.
Физиология питания.
Темы:
Значение питания для здоровья человека.
Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятия о пищевых инфекциях.
Заболевания, передающиеся через пищу.
Профилактика инфекций.
Гигиена приготовления пищи.
Первая помощь при инфекциях.
Тест: первая помощь при инфекциях.
Определение срока годности консервов по маркировке на банке.
Практическая работа: определение срока годности консервов по маркировке на банке.
Воспитанники должны знать:
-о роли питания для здоровья человека;
-источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека; о пищевых инфекциях.
- о мерах по профилактике инфекций.
Воспитанники должны уметь:
-оказывать первую помощь при инфекциях.
Пища.
Темы:
Режим питания.
Классификация блюд.
Виды блюд, распределение их по группам.
Калорийность пищи.
Составление меню.
Расчет количества и стоимости продуктов.
Практическая работа: составление меню и подсчет стоимости продуктов.
Воспитанники должны знать:
- классификацию блюд;
- виды блюд, распределение их по группам.
Воспитанники должны уметь:
- составлять меню;
- расчитывать количество и стоимость продуктов.
Кухня.
Темы:
Кухня и ее оборудование. Правила ухода за кухонным помещением. Личная гигиена.
Техника безопасности. Предупреждение травматизма.
Кухонная посуда. Уход за посудой.
Воспитанники должны знать:
- правила ухода за кухонным помещением;
- правила техники безопасности при работе на кухне.
-гигиенические правила приготовления пищи.
Воспитанники должны уметь:
-соблюдать личную гигиену при приготовлении пищи;
-ухаживать за посудой.
Овощи.
Темы:
Содержание витаминов в овощах. Первичная обработка овощей.
Тепловая обработка овощей (варка, тушение, жарение, запекание)
Первые и вторые блюда из овощей:
Борщ.
Овощной суп.
Тушеная свекла.
Овощное рагу с фасолью.
Драники;
Запеченная тыква;
Оладьи из кабачков.
Практическая работа: приготовление оладьев из кабачков.
Салаты:
Из зеленого лука с яйцами.
Салат "Весна".
Картофельный салат.
Оливье.
Винегрет.
Практическая работа: приготовление винегрета.
Воспитанники должны знать:
- виды тепловой обработки овощей;
-технологию приготовления блюд из овощей;
Воспитанники должны уметь:
-производить первичную и тепловую обработку овощей;
-готовить первые и вторые блюда из овощей.
Горячие напитки.
Темы:
Правила заваривания чая.
Чай с молоком.
Чай с лимоном.
Какао.
Кофе.
Кофе с молоком.
Практическая работа: приготовление какао.
Воспитанники должны знать:
- технологию приготовления горячих напитков.
Воспитанники должны уметь:
- готовить чай, какао и кофе.
Бутерброды.
Темы:
Виды бутербродов:
Закусочные.
Холодные.
Горячие.
Практическая работа: приготовление бутерброда.
Воспитанники должны знать:
- виды бутербродов.
Воспитанники должны уметь:
- готовить закусочные, холодные и горячие бутерброды.
Яйца.
Темы:
Определение доброкачественности яиц.
Омлет.
Приготовление вареных яиц.
Фаршированные яйца.
Практическая работа: фаршированные яйца.
Воспитанники должны знать:
- технологию приготовления блюд из яиц.
Воспитанники должны уметь:
- определять доброкачественность яиц;
- готовить блюда из яиц.
Молоко и молочные продукты.
Темы:
Кипячение, хранение, проверка качества.
Блюда из молока и молочных продуктов:
Кисель;
Крем;
Коктель.
Практическая работа: приготовление коктеля.
Воспитанники должны знать:
-правила кипячения, хранения и проверки качества молока и молочных продуктов;
- технологию приготовления блюд из и молока и молочных продуктов.
Воспитанники должны уметь:
-готовить блюда из молока и молочных продуктов.
Крупы.
Темы:
Виды круп.
Блюда из круп.
Каши:
Гречневая;
Рисовая;
Манная;
Пшеничная;
Из хлопьев «Геркулес».
Практическая работа: приготовление рисовой каши.
Воспитанники должны знать:
- виды круп;
-технологию приготовления блюд из различного вида круп.
Воспитанники должны уметь:
-готовить каши из различного вида круп.
Мука.
Темы:
Пшеничная и ржаная мука.
Сырники.
Макаронные изделия.
Суп молочный с вермишелью.
Тесто.
Темы:
Виды теста.
Различные виды разрыхлителей.
Инструменты, приспособления и посуда, используемые для приготовления теста.
Первичная обработка муки.
Дрожжевое тесто.
Темы:
Дрожжевое тесто и его приготовление.
Пирожки.
Пироги.
Виды начинок:
Начинка из сухофруктов.
Начинка "яйцо с зеленью".
Тушеная капуста.
Начинка из фасоли и гороха.
Разновидности оформления праздничных пирогов.
Пресное тесто.
Темы:
Пресное тесто и его приготовление.
Оладьи.
Блины.
Блины с творогом.
Блины с печенью.
Практическая работа: приготовление оладьев.
Бисквитное тесто.
Темы:
Бисквитное тесто и его приготовление.
Бисквит.
Песочное тесто.
Темы:
Печенье песочное и его приготовление.
Печенье из песочного теста.
Слоеное тесто.
Темы:
Слоеное тесто и его приготовление.
Круасаны.
Тесто для пельменей и вареников.
Темы:
Состав теста для пельменей и вареников. Способы приготовления теста.
Инструменты для раскатки теста и для лепки.
Начинка для пельменей и ее приготовление.
Практическая работа: приготовление вареников.
Воспитанники должны знать:
-различные виды муки, их свойства и назначение;
-технологию приготовления различного вида теста.
Воспитанники должны уметь:
-делать различные виды теста;
-готовить блюда из мучных продуктов.
Мясо.
Темы:
Виды мяса.
Значение и место в питании человека блюд из мяса.
Сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов.
Определение качества мяса.
Определение времени варки и жаренья до готовности.
Говядина.
Голубцы.
Гуляш.
Запеканка с мясом.
Практическая работа: приготовление запеканки с мясом.
Свинина.
Жаркое.
Тефтели.
Баранина.
Соус.
Котлеты.
Воспитанники должны знать:
-виды мяса, правила необходимые при выборе мяса;
-технологию приготовления мясных блюд.
Воспитанники должны уметь:
-правильно выбирать мясо;
-готовить блюда из мяса.
Полуфабрикаты из мяса.
Темы:
Условия и сроки хранения полуфабрикатов.
Тепловая обработка полуфабрикатов.
Приготовление блюд из полуфабрикатов.
Тест: определения условий и сроков хранения мясного полуфабриката.
Воспитанники должны знать:
- условия и сроки хранения полуфабрикатов;
- правила тепловой обработки полуфабрикатов;
- технологию приготовления блюд из полуфабрикатов.
Воспитанники должны уметь:
- выполнять тепловую обработку полуфабрикатов;
- готовить блюда из полуфабрикатов.
Рыба.
Темы:
Как выбрать рыбу?
Первичная обработка рыбы.
Рыба: свежая, соленая и консервированная.
Блюда из рыбы:
Уха;
Котлеты.
Практическая работа: приготовление котлет из рыбы.
Воспитанники должны знать:
-виды рыбы, правила необходимые при выборе рыбы;
-правила первичной обработки рыбы;
-технологию приготовления рыбных блюд.
Воспитанники должны уметь:
-правильно выбирать рыбу и ее обрабатывать;
-готовить блюда из рыбы.
Фрукты и ягоды.
Темы:
Значение фруктов и ягод в питании человека.
Причина порчи ягод и фруктов.
Способы консервирования фруктов и ягод (компоты, варенья, джемы, мармелады, цукаты).
Условия максимального сохранения витаминов в компотах.
Условия и сроки хранения компотов.
Первичная обработка фруктов и ягод.
Блюда из ягод и фруктов:
Кисель.
Компот.
Практическая работа: приготовление ягодного киселя.
Воспитанники должны знать:
- ороли фруктов и ягод в питании человека;
-причины порчи ягод и фруктов;
-правила первичной обработки фруктов и ягод;
-правила стерилизации и пастерилизации ягод и фруктов;
-технологию приготовления блюд из ягод и фруктов.
Воспитанники должны уметь:
-хранить, выполнять первичную обработку ягод и фруктов;
-готовить блюда из ягод и фруктов.
Сладкие блюда и десерт.
Темы:
Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека.
Роль десерта в праздничном обеде.
Продукты, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.
Желе.
Мусс.
Украшение десертных блюд.
Подача десерта к столу.
Практическая работа: приготовление желе.
Воспитанники должны знать:
- о значении и роли сахара в питании человека;
- какие продукты используются для приготовления сладких блюд и десерта;
- правила подачи десерта к столу.
Воспитанники должны уметь:
- готовить десерт;
-оформлять десерт перед подачей к столу.
Сервировка стола.
Темы:
Оформление готовых блюд.
Способы подачи готовых блюд к столу.
Ежедневная и праздничная сервировка стола.
Складывание салфеток различным способом.
Практическая работа: складывание салфеток различным способом.
Правила поведения за столом и приема гостей.
Практическая работа: приготовление пригласительного билета.
Воспитанники должны знать:
-способы подачи блюд к столу;
-виды сервировок;
-правила поведения за столом.
Воспитанники должны уметь:
-сервировать стол;
-оформлять салфетки различными способами для стола.
Раздел. Сельскохозяйственный труд (продолжение).
Огород.
Характеристика почв.
Темы:
Классификация почв. Составные части почвы.
Плодородие почв. Перегной и гумус.
Тест: классификация почв.
Выращивание рассады.
Темы:
Выбор овощных культур для рассады.
Сроки посева семян в ящики.
Подготовка ящиков. Подготовка почвы.
Практическая работа: подготовка ящиков и почвы для посева.
Посев семян.
Практическая работа: Посев семян огурца в ящики.
Уход за всходами.
Пикировка сеянцев.
Вредители и болезни растений и меры борьбы с ними.
Практическая работа: уход за посевами.
Календарь посева семян в грунт.
Темы:
Зеленые овощи. Корнеплоды. Сроки посева в грунт.
Тыквенные. Бобовые. Сроки посева в грунт.
Капустные. Луковичные. Сроки посева в грунт.
Выбор овощных культур.
Практическая работа: создание проекта «Мой огород» на ватмане.
Воспитанники должны знать:
- классификацию почв;
-классификацию овощных культур;
-сроки посева овощных семян в грунт;
-меры борьбы с вредителями и болезнями растений.
Воспитанники должны уметь:
-выращивать рассаду овощных культур.
.
Работа на придомовой территории
Темы:
Очистка участка от мусора, осенней листвы.
Уход за газонами.
Практическая работа: уборка придомовой территории.
Воспитанники должны знать:
-правила ухода за придомовой территорией.
Воспитанники должны уметь:
-ухаживать за придомовой территорией, газоном;
-обращаться с инвентарем.
Садоводство.
Темы:
Разнообразные формы крон. Инструменты для обрезки. Техника безопасности.
Обрезка.
Перекопка приствольных кругов и побелка деревьев.
Практическая работа: перекопка приствольных кругов и побелка деревьев.
Воспитанники должны знать:
- разнообразные формы крон;
- правила формирования крон;
-правила техники безопасности при работе с садовым инвентарем.
Воспитанники должны уметь:
-производить перекопку приствольных кругов деревьев и кустарников;
-производить обрезку деревьев.
Огород.
Посев семян в грунт.
Темы:
Выбор овощных культур для посева на огороде. Подготовка семян для посева.
Подготовка грядок под овощные культуры.
Посев семян. Уход за грядками.
Практическая работа: Посев семян овощных культур в грунт.
Практическая работа: уход за грядками.
Выращивание рассады.
Темы:
Практическая работа: пикировка сеянцев рассады.
Практическая работа: уход за пикированной рассадой.
Воспитанники должны знать:
-технологию посева семян в грунт;
-правила ухода за грядками;
-правила пикирования рассады.
Воспитанники должны уметь:
-выполнять разметку для посева семян в грунт;
- ухаживать за грядками;
- пикировать рассаду.
Цветник
Темы:
Весенние работы в цветнике.
Практическая работа: уборка растительных остатков на территории цветника.
Практическая работа: вскапывание почвы в цветнике.
Высевание семян однолетних цветочных растений.
Практическая работа: посев семян бархатцев и др. цветов.
Уход за цветочными посевами.
Практическая работа: полив клумб.
Воспитанники должны знать:
-виды весенних работ в цветнике;
-правила ухода за цветами.
Воспитанники должны уметь:
-высевать семена в цветнике.
Домоводство (продолжение)
Бытовые приборы.
Темы:
Роль бытовых приборов в жизни человека.
Техника безопасности при работе с бытовыми приборами.
Режимы работы бытовых приборов.
Тест: режимы работы бытовых приборов.
Воспитанники должны знать:
- основные бытовые приборы и их режимы работы.
Воспитанники должны уметь:
- правильно пользоваться бытовыми приборами.
Приборы учета
Темы:
Приборы учета, их применение, сроки службы.
Снятие показаний.
Заполнение квитанций.
Домовая экономия.
Практическая работа: заполнение квитанций. Вычисление суммы.
Воспитанники должны знать:
-виды приборов учета, их применение, сроки службы;
-правила домашней экономии.
Воспитанники должны уметь:
- снимать показания счетчиков, заполнять квитанции, вычислять сумму.
Интерьер
Темы:
Дом, в котором ты живешь.
Интерьер жилого помещения.
Создание красоты в доме.
Практическая работа: создание панно.
Гигиена жилого помещения.
Ежедневная уборка.
Еженедельная уборка помещения.
Генеральная уборка.
Косметический ремонт жилого помещения.
Замена мебельной и оконной фурнитуры.
Практическая работа: замена мебельной фурнитуры.
Воспитанники должны знать:
-гигиенические требования к жилому помещению;
-правила последовательного проведения сухой и влажной уборки.
Воспитанники должны уметь:
-проводить сухую и влажную уборку помещения;
-выполнять косметический ремонт жилого помещения.
Сельскохозяйственный труд (продолжение).
Огород.
Высаживание рассады в грунт.
Темы:
Разметка мест для рассады. Высаживание.
Первоначальный полив.
Уход за растениями (рыхление междурядьев, полив).
Практическая работа: разметка места, высаживание рассады.
Практическая работа: полив и рыхление рассады.
Практическая работа: уход за растениями после всходов на огороде.
Воспитанники должны знать:
- правила высаживания рассады в грунт и ухода за ней.
Воспитанники должны уметь:
- выполнять разметку места для рассады;
- высаживать рассаду и ухаживать за ней..
Цветник.
Темы:
Уход за растениями после всходов.
Практическая работа: уход за растениями после всходов на цветнике.
Воспитанники должны знать:
-правила ухода за цветочными всходами.
Воспитанники должны уметь:
-ухаживать за цветочными всходами.
Придомовая территория.
Темы:
Практическая работа: очистка придомовой территории от мусора.
Практическая работа: уход за газонами.
Инструменты для обрезки. Правила техники безопасности.
Стрижка живой изгороди.
Практическая работа: стрижка живой изгороди.
Воспитанники должны знать:
-правила ухода придомовой территорией.
Воспитанники должны уметь:
-ухаживать за газонами и стричь кусты.
Работа на огороде.
Темы:
Практическая работа: прополка огорода.
Практическая работа: уход за огородними культурами (полив и рыхление).
Воспитанники должны знать:
-виды работ на огороде;
- правила технки безопасности при работе на огороде.
Воспитанники должны уметь:
- ухаживать за огородними культурами.
Цветник.
Темы:
Пикировка цветочных всходов.
Практическая работа: пикировка цветочных всходов.
Практическая работа: полив клумб.
Воспитанники должны знать:
- правила пикирования цветочной рассады.
Воспитанники должны уметь:
- выполнять пикирование цветочной рассады и ухаживать за ней.
Комнатные растения.
Темы:
Комнатные растения в интерьере квартиры.
Наиболее распространенные виды комнатных растений.
Правила и приемы ухода комнатных растений.
Размножение комнатных растений.
Пересадка комнатных растений. Подкормки для комнатных растений.
Практическая работа: пересадка комнатного растения.
Воспитанники должны знать:
-виды комнатных растений;
-правила ухода за конатными растениями;
-виды комнатных растений, которые являются лечебными.
Воспитанники должны уметь:
-ухаживать за конатными растениями.
Работа на огороде.
Темы:
Практическая работа: прополка огорода.
Практическая работа: уход за огородними культурами (полив и рыхление).
Воспитанники должны знать:
- правила прополки огорода.
Воспитанники должны уметь:
-ухаживать за огородними культурами.
Цветник.
Темы:
Практическая работа: уход за цветочными растениями.
Воспитанники должны уметь:
-ухаживать за цветочными растениями.
Домоводство (продолжение)
Правила ухода за собой.
Темы:
Ежедневный и дополнительный уход.
Кожа.
Темы:
Тест: определение типа кожи лица.
Уход за различным типом кожи лица.
Уход за кожей рук и ног.
Темы:
Уход за кожей рук и ног.
Уход за ногтями.
Волосы.
Темы:
Как правильно мыть волосы. Расчески и щетки для волос.
Тест: определение типа волос.
Уход за разными типами волос.
Воспитанники должны знать:
- правила ухода за собой.
Воспитанники должны уметь:
- выполнять ежедневный уход и дополнительный уход за собой.
Типы и стили моды.
Темы:
Типы и стили моды.
Тест: определение стиля и типа индивидуально для
каждого воспитанника.
Воспитанники должны знать:
- типы и стили моды.
Воспитанники должны уметь:
-подбирать одежду в соответствии со своим стилем.
Сельскохозяйственный труд (продолжение).
Огород.
Темы:
Практическая работа: прополка огорода.
Практическая работа: уход за огородними культурами (полив и рыхление).
Конкурс «Лучший огород».
Цветник.
Темы:
Практическая работа: уход за цветочными растениями.
Конкурс «Наша клумба»
Придомовая территория.
Темы:
Практическая работа: уход за газонами.
Практическая работа: стрижка живой изгороди.
Воспитанники должны знать:
- правила ухода за цветочными и огородними культурами, газоном, кустами.
Воспитанники должны уметь:
- ухаживать за огородом, цветником и придомовой территорией.
Литература:
- Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи. – М.: Просвещение,1998.
- Бешенков А.К., Васильченко Е.В. Трудовое обучение 4 класс. – М.: Просвещение , 1989.
- Бешенков А.К., Васильченко Е.В. Трудовое обучение 6 класс. – М.: Просвещение , 1988.
- Бунина О.Ф. Домоводство.- М.:Просвещение, 2000.
- Дрибноход Ю.Ю. Лучшие рецепты красоты. - М.: Издательство МГУП, 2013.
- Кочеткова В.А. Сад любителя.- Симферополь: Издательство «Крым», 1970.
- Свиридонов Г.С. Здоровья кладезь- природа.- М.: «Молодая гвардия», 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....
Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".
В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть усп...
Программа по формированию и становлению личности воспитанников детских домов "По дороге жизни"
Данная программа направлена на помощь детям в осознании себя как личности, на развитие их творческого и интеллектуального потенциала, формирование духовно-нравственной стороны личности.Развитие ...
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"...
1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"
1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...