«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»
статья на тему
Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психолога и социального педагога, в рамках которой могут быть выделены взаимосвязанные компонента.....
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательной учреждение
Центр Образования «Возрождение» р.п. Куйтун
«Педагогика слепа без психологии,
А психология мертва без педагогики»
Евгений Александрович Ямбург
ТЕМА:
«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»
Аверкина Наталья Валерьевна
социальный педагог
2013г.
«Педагогика слепа без психологии,
А психология мертва без педагогики»
Евгений Александрович Ямбург
«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»
Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психолога и социального педагога, в рамках которой могут быть выделены взаимосвязанные компонента:
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
- Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
- Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Социальный педагог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС:
обеспечивает контроль за развитием учащихся;
- дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
- принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;
- проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
- прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
- оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса.
Основные принципы работы социально-психологической службы школы:
- Принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции)
- Принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и т.д. проявлений.
- Принцип целесообразности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия.
- Принцип причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие.
- Принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях.
Исходя из основных принципов, целей и задач, психологической службой школы составляются отдельные программы, проекты, включающие в себя следующие этапы реализации:
- Информационный (теоретический обзор проблемы, существующих методов и программ, возможность реализации проекта в школе, прогнозирование результатов, оценка «полезности» проекта для школы, подбор методик и оборудования, определение целей и задач проекта и т.д.)
- Диагностический (проведение исследования, начало реализации проекта, обработка результатов, обсуждение на педсовете, составление сводных таблиц и базы данных – в зависимости от поставленных целей)
- Коррекционный (составление коррекционных программ исходя из полученных результатов, разработка рекомендаций, реализация программ)
- Контрольный (проведение повторной диагностики, анализ динамики полученных результатов, оценка эффективности коррекционного этапа работы и проекта в целом)
Работа по данным этапам проводится под началом психолого-педагогического сопровождения совместно с остальными членами коллектива ЦО «Возрождение».
Социальный педагог – отслеживает особенности семейной ситуации учащихся.
Классный руководитель – оценивают социально-психологические особенности учащихся (поведение, мотивация к учению, морально-нравственные качества).
Администрация – осуществляет организационную, контролирующую функцию.
Психолог – проводит непосредственно психологическое обследование, предметом которого становиться:
- Анонимное анкетирование;
- Изучение самооценки;
- Диагностирование межличностных отношений в коллективе и социометрический статус учащихся.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Мониторинговое отслеживание и т.д.
Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной помощи, личного участия и заботы. Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию.
С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития молодого человека и помощи в решении задач обучения и воспитания.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения учебно воспитательного процесса
- О социально-психологическом сопровождении учителей.
Психологическое сопровождение учителей позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, позитивным взаимоотношением друг с другом, администрацией, родителями, детьми. Выделяется два аспекта психологической работы с учителями:
первый аспект – психологическая помощь педагогам, связанная с внедрением личностно ориентированных технологий обучения в реальный учебный процесс.
Второй аспект – психологическое отношение учителя к оценке и отметке (выставляемых и высказываемых учителями детям и родителям) как центральный педагогический конфликт, обусловленный различными факторами. Объектом обучением выступает учебный материал, через который возможна профессиональная самореализация педагога и становление субъективности ученика. Психологическое сопровождение учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции.
- О социально-психологическом сопровождении родителей.
В процессе непрерывного психологического сопровождения родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит разрешение конфликтов в образовательных ситуациях. Становиться возможным отношение к конфликту как к противоречию, требующему конструктивного общения, поиска альтернативных вариантов выхода из проблемной ситуации.
- О социально- психологическом сопровождении учащихся.
Данное направление психологического сопровождения – неотъемлемая часть работы психологической службы. Кроме диагностических процедур и построение на их основе дифференцированного и индивидуализированного подхода к воспитанию, основными задачами психологического сопровождения являются: коррекция и развитие аффективно-эмоциональной сферы на основе психогимнастических упражнений, коррекция и выявление причин, профилактика неврозоподобных состояний, тревожности, агрессивности, страхов, консультационная работа по проблемам развития и воспитания с родителями и учителями.
О социально-психологическом сопровождении различных категорий учащихся.
Необходимая поддержка и сопровождение может быть оказано на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего образования (10-11 классов); начального профессионального образования; высшего профессионального образования.
- Социально - психологическое сопровождение различных возрастных групп учащихся.
Младшие школьники (1-4 классы) – диагностика готовности к овладению учебной деятельностью, психического развития в процессе обучения, реализация принципа индивидуального подхода в обучении, развитие основных новообразований данного возраста (усвоение общих способов выделения свойств понятий, решение конкретно-практических задач, воспроизведение образцов, принятия учебных задач);
Младшие подростки (5-7-е классы) – выявление одаренных детей, реализация репродуктивной деятельности с элементами творчества, разработка программ, конкретных способов психокоррекционной и развивающей работы, диагностика типов мышления, анализ уровня прогностической самооценки у школьников с различными потенциальными возможностями в обучении.
Подростки (8-9-е классы) – оценка уровня развития познавательных процессов, эмоциональной и волевой сферы, уровня сформированности коммуникативной культуры, первичная профориентация, помощь в самореализации и обучение приемам преодоления проявлений возрастных кризисов (повышение нервозности, агрессивности, конфликтности, ранимости, тревожности), профилактика и преодоление отклонений в развитии личности.
Старшие подростки (10-е классы) – распространение психологических знаний, помощь в самореализации, дальнейшей профориентации, помощь в целенаправленном развитии отдельных сторон личности, реализация реальных учебных возможностей.
Юноши и девушки (11-е классы) – психодиагностическое исследование по запросам учащихся, родителей и учителей, обучение навыкам оперативной психологической помощи в стрессовых ситуациях, развитие уверенности в себе, обучение навыкам вариативного поведения, заключительный этап мониторинга мотивационной и морально-нравственной структуры личности.
- Социально-психологическое сопровождение учащихся с девиантным поведение.
Девиантное поведение, как правило, проявляют учащиеся, имеющие существенные трудности в обучении, которые они компенсируют разнообразными эффектами личностного самовыражения, что, на их взгляд, позволяет выделиться из общего фона класса и коллектива школы в целом. Условно можно разделить данную группу учащихся на три категории:
- Учащиеся с многочисленными проблемами в знаниях;
- Подростки, глубоко переживающие непонимание значимых взрослых, субъективно ощущающих свое одиночество;
- Подростки с конформным типом личности, попавшие под влияние асоциальных группировок.
Для каждой категории учащихся на первый план выступает определенные задачи психологического сопровождения.
- Социально-психологическое сопровождение отстающих и аутсайдеров
Не всегда отставание в учебе может сопровождаться элементами девиантного поведения. Ряд учеников не доставляют каких-либо неприятностей учителям, родителям, являются «незаметными». Однако испытывают глубокий кризис, являются, как правило, так называемыми «эмоционально надломленными». Задача психологического сопровождения. Задачи психологического сопровождения данной категории учащихся: создание условий для повышения самостоятельности и активности, проведение тренингов для учащихся «Вместе мы сильнее», «Развитие коммуникативных возможностей»; включение учащихся в творческую деятельность, органы ученического самоуправления.
- Социально-психологическое сопровождение одаренных детей
В школе реализуется программа «Одаренные дети», в которой предусмотрено психологическое сопровождение, направленное на раннюю диагностику, выявление учащихся с высоким уровнем креативности (с 3-го класса), создание банка данных об учащихся, проявляющих нестандартный тип мышления, диагностику познавательных процессов, интересов и склонностей к исследовательской деятельности учащихся 7-8-х классов, проведение тренингов для одаренных учащихся «Личностный рост», развивающих занятий для младших школьников с целью активизации мыслительных процессов.
Основные виды деятельности.
- Профилактическая работа.
Профилактическая работа включает в себя как отдельные индивидуальные профилактические беседы, так и групповые занятия, классные часы и тренинги, работу психолого-медико-педагогического консилиума, анализ поведения, значимого социального окружения учащихся и целью раскрытия их личностных особенностей. Отдельным блоком является различного рода деприваций учащихся (неблагоприятных психических явлений, которые существенно ограничивают личностное развитие). Выделяется 4 формы депривации, которые предотвращаются в результате профилактической работы психологического сопровождения:
- Сенсорная – недостаток ощущений, впечатлений;
- Когнитивная – хаотичная структура мыслительной сферы, недостаток понимания,
- Эмоциональная – недостаточная возможность для выражения эмоциональной близости либо разрыв существовавших эмоциональных связей со значимыми субъектами общения и взаимодействия;
- Социальная – ограничение возможностей для усвоения различных социальных ролей.
- Диагностическая работа.
В рамках диагностической работы используются следующие основные методы исследования:
- Прямое, косвенное и внешнее наблюдения;
- Генетический метод (сравнение различных возрастных групп);
- Комплексный метод (определяется равноправие и соподчинение отдельных свойств личности);
- Тесты;
- Биографический метод (анализ фактов и событий жизни);
- Проектировочные;
- Проективные;
- Моделирование;
- Консультативная работа
Наиболее эффективными направлениями, используемыми в процессе психологического консультирования, являются:
- Использование элементов классического самоанализа (методы свободных ассоциаций, анализ сопротивлений, интерпретация);
- Использование логотерапии – поиска смысла жизни, деятельности, отдельных поступков (методика рефлексии и дерефлексии – снятие излишнего самоконтроля);
- Элементы трансактного анализа - (методики поглаживания и ударов, вымогательства, трансакции, установки и психологической позиции);
- Элементы гештальттерапии - (метод дефлексии – условности поведения, рефлексии, отождествление своих и чужих мыслей, драматизация);
- Нейролингвистическое программирование - (методы ассоциации и диссоциации, изменение не ситуации, а отношение к ней).
Работа социального педагога не сразу дает положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.
Социальный педагог участвует в организации внеучебного времени учащегося. Он устанавливает связи с различными секциями и клубами, участвует в школьных мероприятиях.
Социальному педагогу приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью микрорайона. Играет главную роль в подготовке и составлении плана работы школы, в т.ч. по вопросам инновационной деятельности при внедрении ФГОС.
Социальный педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и учащимися.
В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе.
В работе социального работника также идет огромная помощь, со стороны полиции, медицинских учреждений и разных социальных служб. Более частые совместные мероприятия и различные собрания, способствуют лучшей воспитательной работе.
Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь, основанной на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.
Список Литературы
- Бочарова В.Г. социальная педагогика. М., 1994
- Закатова М.В. Социальная педагогика в школе, М., 1996
- Игольцина Л.М., Семенова Э.Ф., Мальцева А.В., Говорина М.Г. Профилактика социально негативных явлений в среде детей. Подростков и молодежи. Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 2005.- 288с.
- Инспектор по делам несовершеннолетних, 2008г.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989
- Павленюк П.Д. Основы социальной работы: Учебник М.: 1998-270с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры
Программа развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2011-2014 гг. Данная программа рассматривает развитие общего и ...
Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования
В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...
Воспитательная деятельность в современном образовательном учреждении
В соответствии с ФГОС нового поколения главной целью профессионального обучения является получение компетенций. При этом в понятие «компетенция» входит не только определенный объем знаний и навыков, н...
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педаго...
Проблемы интеграции урочной и внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении
Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности...
Проблемы интеграции урочной и внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении
Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности...
Теоретические основы развития физических качеств учащихся в образовательных учреждениях
Теоретические основы развития физических качеств учащихся в образовательных учреждениях...