Теоретические основы развития физических качеств учащихся в образовательных учреждениях
консультация по физкультуре
Теоретические основы развития физических качеств учащихся в образовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_kuznetsova_lv_24.04.19.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель физической культуры МБОУ «Новоаганская ОСШ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Кузнецова Л.В.
Теоретические основы развития физических качеств учащихся в образовательных учреждениях
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) указывает, что предметные результаты изучения «Физической культуры» должны отражать в частности: - понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; - овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, включать их в режим учебного дня и учебной недели.
В связи с необходимостью достижения указанных результатов возрастает роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний.
Практика показывает, что отсутствие у школьников теоретических знаний по физической культуре резко снижает эффективность обучения и воспитания, уменьшает интерес к занятиям физическими упражнениями, мешает привитию учащимся положительного отношения и потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой. Одна из особенностей занятий по физической культуре заключается в их высокой степени прикладности. Они призваны помочь учащимся рационально применять практические умения и навыки для укрепления здоровья, развития физических качеств, освоения разнообразных двигательных действий. Наряду с этим они также содействуют повышению уровня общей образованности и эрудиции учащихся.
Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств должно опираться на уже имеющиеся и вновь приобретаемые школьниками учебные знания. Источниками, из которых ученики приобретают знания, являются предшествующий двигательный опыт, словесное, наглядное восприятие действий и объяснений учителя, а также систематическое расширение и углубление специальных знаний, содержание которых определяется школьной программой по предмету «Физическая культура».
Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физической культуры», то сразу возникает недоумение ив опрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося. Современные педагогически технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют достичь высоких результатов в решении многих задач.
- Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: - повышение эффективности и качества процесса обучения; - повышение активной познавательной деятельности; - увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
- Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества: - развитие коммуникативных способностей; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; - формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
- Работа на выполнение социального заказа общества: - подготовка информационно грамотной личности; - осуществление профориентационной работы в области физической культуры.
С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, учителя, родители, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает мне в решении еще одной задачи – разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни.
Необходимость использования ИКТ в физическом воспитании вызвана потребностью его качества с помощью применения компьютеров.
ИКТ позволяют организовывать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.
С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.
В моей практике применение ИКТ начиналось с наиболее популярных областей применения информационных технологий в обучении: получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на которое выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему.
Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому я использую на уроке демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. В этом мне так же помогают учащиеся, им задаются домашние задания такого же плана. Они самостоятельно, используя различную литературу, сеть интернета, видео фрагменты готовят компьютерную презентацию.
В основной школе закладываются основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в легкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всем протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, учитель физической культуры должен быть очень хорошо подготовлен профессионально. Выпускник порой испытывает трудности в теории и методике обучения, стажист – возраст, болезни, а тут есть возможность показать то, что учитель не в состоянии уже показать. Ребенок сам видит свои достижения, ошибки, недочеты. «Я сделал все правильно!» уже не проходит. Ф этом мне помогают такие презентации, как «Закаливание», «Легкая атлетика», «Техника волейбола», «Олимпийское движение», «Подвижные игры».
Так же ИКТ применяю при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» значительно повышает интерес, как у учителя, так и у учащихся, к теоретической подготовке. Программа олимпиады включает задания теоретического и практического характера. Причем, если учащийся успешно выступает в практическом туре, то это чаще всего заслуга не только учителя, но и педагогов дополнительного образования, тренеров ДЮСШ. Подготовка к теоретическому этапу полностью принадлежит учителю физической культуры. Многие участники олимпиады в практическом конкурсе демонстрируют уровень физической подготовленности выше среднего, однако анализ результатов выполнение теоретических заданий, показывает что большинство школьников имеют процент ниже среднего. Таким образом, данная часть конкурса демонстрирует пробелы в теоретической части изучаемого предмета. Для подготовки в этом направлении использую учебники, которые имеются в необходимом количестве, на каждого ученика, тестовые задания различного уровня сложности, задания олимпиад прошлых лет, проведение спортивных викторин, разгадывания кроссвордов, активно принимаем участие в дистанционных олимпиадах различного уровня: интернет-портал «Образовательные технологии – 45 минут», ЦДО «СНЕЙЛ», «Минобр.орг»., Инфоурок, международный проект Videouroki, международный проект Intolimp.org, ООО «Ведки» - Круговорот знаний и т.д. Являюсь активным пользователем интернет-ресурсов: социальная сеть работников образования nsportal.ru, Мультиурок, shkollegi, Инфоурок и прочие, имею свой мини-сайт, на котором опубликованы различные методические разработки, то есть, ведется обмен опытом с коллегами.
Таким образом, исходя из своего опыта работы в этом направлении, я считаю, что при подготовке учащихся по теоретическому курсу «Физическая культура», полученная информация позволит систематизировать знания об основах здорового образа жизни, правилах безопасного поведения на уроках физической культуры, закрепить приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
ДОКЛАД на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры». Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...
Развитие физических качеств учащихся в процессе занятий физической культурой
В рабрте прослеживаются закономерности воспитания силовых способностей в системе классно - урочных занятий в общеобразовательной школе....
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий...
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий на уроках физической культуры...
Теоретические основы развития силовых качеств на занятиях физической культуры у студентов колледжа
Эффективность практического использования теории физического воспитания связана с получением интеллектуальных знаний, приобретением умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и развитию ...
«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».
Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...