Проблемы интеграции урочной и внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении
статья (5 класс) на тему
Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Появление внеурочной деятельности
Статистика
«Образовательные путешествия»
Этапы работы: Вводный урок; «Образовательное путешествие»; Завершающий этап.
Этапы работы: Вводный урок; «Образовательное путешествие»; Завершающий этап.
Этапы работы
Результаты
Квест
Этапы работы: Подготовка квеста; Квест; Рефлексия.
Квест
Игровые технологии
Результаты Посещение обучающимися внеурочной деятельности
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Проблемы интеграции урочной и внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении.
Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности.
Рехина Мария Александровна, Рольгейзер Кирилл Сергеевич
Учитель начальных классов, учитель истории ГБОУ СОШ № 491, с углубленным изучением математики
Появление внеурочной деятельности является относительно новым понятием для общеобразовательных организаций. В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 N 09-1672, под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Это определение четко указывает на отличие внеурочной деятельности от урочной, но не дает конкретных указаний о методах работы с обучающимися. Большая часть педагогов сталкивается с проблемой организации форм работы во время проведения внеурочной деятельности. Отсюда появление таких названий программ внеурочной деятельности как «Занимательная математика», «Занимательная физика», «Занимательный английский» и т.д. Эти программы, по своей сути, являются консультациями для обучающихся, при проведении которых происходит повторение пройденного на уроках материала.
Педагогам приходится самостоятельно искать новые формы и методы работы с обучающимися. Мы хотим представить вам наши исследование и последующие разработки по данному вопросу. Статистика посещения обучающимися внеурочной деятельности в течение последних трех лет такова: 1 классы – 90% от общего числа обучающихся, 2 классы – 80%, 3 классы – 74%, 4 классы – 50%. В итоге, мы приходим к тому, что в средней школе посещаемость внеурочной деятельности составляет менее 30%. (график посещения внеурочной деятельности см. Приложение 1). Такая статистика связана с тем, что младшие школьники заинтересованы в различных проявлениях своих навыков и умений. С течением времени этот интерес пропадает по причине, указанной ранее. Посещение внеурочной деятельности, чаще всего, осуществляется обучающимися, имеющими проблемы в учебе.
Мы решили провести экспериментальную работу по внедрению во внеурочную деятельность различных форм работы как стандартных, прописанных в ФГОС (проектная и исследовательская деятельность), так и творческих (квесты, создание видеороликов, «образовательные путешествия»). Так же была задействована преемственность начального и среднего звена, путем совместной работы двух классов, классными руководителями которых мы являемся. Подробнее мы хотели бы рассказать в нашем докладе о двух формах работы: «образовательные путешествия» и квесты.
«Образовательные путешествия» - это один из самых увлекательных способов познания истории. Путешествие позволяет увидеть то, что скрыто. Понять то, что не передать словами. Прикоснуться к тому, что описано в книгах и учебниках. В этих путешествиях мы встречаемся с «живыми свидетелями» прошлого – подленниками. История, таким образом, приобретает вполне реальные черты, становится ближе и понятнее. В поисках подленников мы совершаем путешествия в крупнейшие музеи Санкт-Петербурга: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Кунсткамера и др. Работа в такой форме осуществляется по следующим этапам:
- Вводный урок. В процессе урока озвучивается тема, в ходе исследования которой осуществляется актуализация исторического знания. Так же для обучающихся проводится инструктаж о работе с экспонатами, с которыми будет происходить работа;
- «Образовательное путешествие». Посещение музея и работа с экспонатами. Для прояснения данного этапа, приведем пример «путешествия» по искусству Древней Ассирии в дворец Радости. (см. Приложение 2)
- Завершающий этап. Обучающимся предоставляется выбор формы завершения данной темы (проектная деятельность, исследовательская работа, стенгазеты и т.д.). Конечным результатом «путешествия» является ознакомление обучающихся, не задействованных в данной внеурочной деятельности, с итогами работы.
Результаты такой формы работы множественны и значимы, в том числе и с точки зрения освоения предметных умений по истории. Таких как: определение места исторического события во времени, поиск информации на основе исследования памятников материальной культуры, выявление назначения и художественных достоинств памятников культуры. Так же задействован творческий аспект работы с обучающимися. Происходит процесс «воспитания» грамотного зрителя, способного осмыслять мир в художественных образах.
Квест - один из основных жанров игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются, собственно, повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Игровая форма деятельности является наиболее успешной для младших и средних школьников, поскольку дети этого возраста наиболее склонны познавать мир через игру. Работа в такой форме осуществляется по следующим этапам:
- Подготовка квеста (без участия обучающихся). В ходе данного этапа педагог самостоятельно посещает музей, находит наиболее подходящие экспонаты и составляет вопросы по ним, подготавливает маршрутный лист;
- Квест. Формирование команд (3-6 человек), проведение квеста, подведение итогов;
- Рефлексия. Обсуждение с обучающимися наиболее трудных заданий, с последующим просмотром фотографий правильных ответов (подготовленных на этапе 1).
Пример маршрутного листа квеста по Эрмитажу (см. Приложение 3).
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игровые технологии занимают важное место в организации внеурочной деятельности, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) игра стимулирует умственную деятельность обучащихся, развивает внимание и познавательный интерес к обучению;
2) игра - один из приёмов преодоления пассивности обучающихся;
3) в составе команды каждый обучающийся несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех обучающихся.
Работа в данном направлении проводится нами в течение полугода. На данный момент мы можем представить следующие результаты:
- Повысилось посещение обучающимися внеурочной деятельности (в среднем на 10-15%. См Приложение 4). Это повышение обусловлено тем, что обучающиеся делятся впечатлениями со своими одноклассниками;
- Возросло количество проектов, создаваемых обучающимися;
- В среднем звене повысился интерес по учебному предмету «история»;
- Пропедевтика у младших школьников предмета «история»;
- Повышение средного балла обучающихся, посещающих внеурочную деятельность.
Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что необходимо развиваться в данном направлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования
Статья рассказывает об интеграции учебной и внеучебной деятельности по географии и экологии в СОШ №89 Санкт-Петербурга через социальное партнерство организаций дополнительного образования...
Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"
Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопа...
Инновационный образовательный проект "Тематический день как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности"
Данный проект расчитан на одн учебный год. В течении года ученики проживают весь день по определенным правилам....
Проблемы интеграции урочной и внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении
Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....