ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
статья (8, 9 класс)
Работа с воспитанниками детского дома по профессиональному самоопределению. Помощь в выборе специальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Кислица Наталья Александровна, воспитатель,
Реутова Марина Михайловна, воспитатель ГКУ «Детский дом «Остров надежды», г. Новокузнецк
Правильный выбор профессии
позволяет реализовать свой творческий потенциал,
избежать разочарования, оградить себя и свою семью
от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.
Виктор Гюго
Проблема профессионального самоопределения и самопознания подростков – одна из самых актуальных и не имеющая однозначного решения. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в социуме, а адаптация играет важную роль в жизни воспитанника. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, профессионального образования и т. д. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пережившие травмирующие жизненные обстоятельства, лишены позитивной эмоциональной связи с родителями и близкими, ограничены в возможности выбора дополнительного образования, имеют ряд психологических особенностей, которые негативно отражаются на их дальнейшем личностном формировании и адаптации к социальным условиям. Включение детей сирот в реальную социальную среду и подготовка к социальному выбору профессии, трудовой деятельности являются одними из важнейших задач системы профориентационной роботы в детском доме. Выбор будущей профессии наши воспитанники совершают часто интуитивно, под влиянием случайных факторов, по совету знакомых, за компанию с друзьями, по удаленности от места жительства и т. д. Сталкиваясь с неопределенностью профессиональных планов наших выпускников, важной задачей становится помощь подростку, поэтому одним из приоритетных направлений в работе педагогов старшего звена является профориентация.
Цель профориентационной работы заключается в профессиональном самоопределении воспитанников. На разных этапах решаются следующие задачи: расширение знаний подростков о многообразии профессий; развитие творческих способностей в процессе знакомства с тем или иным видом трудовой деятельности; формирование у воспитанников позитивной установки по отношению к труду; выбор работы как одной из высших ценностей жизни. Наш выпускник может и должен обладать, следующими качествами:
- активная жизненная позиция;
- созидательная целостная направленность;
- стремление к личностному росту (волевые качества, умение принять правильное решение, способность к саморазвитию);
- умение выстраивать деловые отношения с людьми;
- творческое отношение к деятельности.
Решение этих вопросов поможет выпускникам сориентироваться в выборе дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Ведь выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Необходимо, чтобы работа соответствовала интересам личности, но ее выбор должен быть обоснован тем, насколько по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требования профессии. Неудачный необоснованный выбор имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Таким образом, мы видим, что к профессиональному самоопределению и самопознанию воспитанников надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности воспитанника развиваются и формируются комплексно.
Немаловажную роль в профориентационной работе играет профессиональное воспитание. Под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у воспитанников потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания – формирование личности профессионала, отвечающего требованиям современного производства, обладающего высокими нравственными и профессиональными качествами. Достигается это при решении следующих задач:
–формирование у воспитанников потребности в профессиональном самоопределении. Это предполагает целенаправленное включение воспитанников в различные виды труда, профессиональной деятельности, осуществляемой в кружках, на факультативах, занятиях трудового обучения и т.д.;
– создание реальных предпосылок для развития профессиональных качеств;
–воспитание профессионального долга и ответственности за результаты своей трудовой деятельности;
– создание оптимального соответствия между формируемыми качествами и той деятельностью, в которую включается воспитанник в процессе обучения и производственного труда.
Важным аспектом в содержании профессионального самоопределения и самопознания ребят является их возрастной период. Средний возраст детей, находящихся на сегодняшний день в старших группах детского дома, от 14 до 18 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно. Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности. Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием характеризуемого возраста, поэтому в этот период советы и помощь со стороны взрослых им просто необходима.
Нужно учитывать, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда в нее вовлечен весь коллектив (социальные педагоги, психологи, воспитатели, профессиональные консультанты, медицинские работники и другие специалисты) которые могут оказать ненавязчивую, но компетентную помощь. В совместной работе должны соблюдаться принципы преемственности и систематичности. Профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками, она ведется с ребятами всех возрастов. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов зависит от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм профориентационной работы должно проходить во взаимосвязи детского дома с социальными партнерами, такими как школа, профессиональные учебные заведения, центры профориентации, общественные молодежные организации, служба занятости, предприятия города. Объектом профориентационной деятельностью является процесс социально-профессионального самоопределения воспитанника.
Воспитатель осуществляет планирование профориентационной работы в группе; координирует деятельность воспитанников, работающих вместе; осуществляет систематическое изучение профессиональных планов подростков, ведение соответствующей документации; выявляет отношение ребят к физическому и умственному труду, другим видам деятельности; обеспечивает участие детей в массовых и общешкольных профориентационных мероприятиях; формирует у воспитанников представление об их возможностях и особенностях. Совместно с психологами и социальными педагогами изучает профессиональные интересы и склонности подростков; знакомит ребят со структурой народного хозяйства, социально-экономическими характеристиками профессий, формирует у воспитанников представления о рынке труда и профессиях региона, анализирует информацию о реализации выпускниками профориентационных намерений. Совместно с психологом выявляет условия, затрудняющие становления личности подростка и посредством психопрофилактики, психокорекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую поддержку воспитанникам. Профессиональная ориентация в группах осуществляется в процессе воспитательских занятий, в трудовой деятельности, в условиях взаимодействия с другими социальными структурами: школой, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, предприятиями, организациями, социальными партнерами, волонтерами.
Открыть для себя мир новых профессий и видов деятельности помогает ребятам успешное участие в мероприятиях различного уровня. Начиная с воспитательских занятий в малых и больших группах нашего учреждения и продолжая смотрами и конкурсами профессионального мастерства, где можно перейти к практической работе. В воспитательских часах используются различные современные педагогические технологии, формы и методы работы:
- Диагностические методы:
- беседы закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
- открытые беседы, на которых могут присутствовать все желающие, и вопросы носят свободный характер;
- тестирование с целью определения особенностей личности, познавательных интересов профессиональной мотивации, профессиональных предпочтений, профессиональных способностей.
- Метод наблюдения:
- использование различных игровых ситуаций;
- моделирование различных аспектов профессиональной деятельности;
- психофизиологические обследования.
- Тренинговые (активные) методы:
- тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановку целей, командообразование, формирование уверенности в экстремальной ситуации;
- публичные выступления;
- профессиональные пробы в специально организованных условиях;
- проектирование;
- мастер-классы;
- квесты;
- мозговой штурм.
- Информационно-исследовательские методы:
- знакомство с различными специальностями учебных заведений;
- экскурсии на предприятия города;
- работа с информационными источниками;
- работа с интернет - ресурсами.
С сентября 2022 года с нашими ребятами проводились воспитательские часы по профессиональной ориентации, открытые занятия по темам: «Работа, которую выбираем мы и работа, которая выбирает нас», Все работы хороши, выбирай на вкус», «На пути к выбору профессии», «Как устоится на работу», «Успешное трудоустройство». (фото 1) Данные занятия проводятся в рамках реализации инновационного проекта «Эффективные технологии профориентации обучающихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа с учетом потребностей регионального рынка труда».
На базе детского дома ребята получают первичные навыки на практических занятиях в швейной мастерской, компьютерном классе. На занятиях социально-бытовой ориентировки подростки учатся и развивают свои кулинарные способности, возможно, это влияет на выбор дальнейшей профессии. Большую роль в выборе дальнейшего профессионального пути для ребят играет посещение ГКУ Центр занятости населения г. Новокузнецка. Дети знакомятся с деятельностью организации, узнают о ситуации, сложившейся на рынке труда и банке вакансий в Кемеровской области. Воспитанники являются постоянными гостями ГПОУ «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности», где принимают участие в мастер-классах. Несколько выпускников поступили в ГПОУ «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности» на специальность повар-кондитер. Ребята посещают «Кузнецкий Индустриальный Техникум» и «Кузнецкий Металлургический Техникум», пробуют себя в различных мастер-классах, в профессиональных пробах, общаются со студентами и преподавателями.
Воспитанники 9-х классов 1 апреля 2024 года приняли участие в профессиональном тренинге, проведенным Моршевской А.П. - специалистом по развитию персонала центра ЧОУ ДПО РЦПП Евраз-Сибирь. Встреча была посвящена профориентации. Ребятам в интересной форме были предложены упражнения, направленные на развитие личностных качеств, умений самоопределения, самопознания, выработки профессиональных целей.
29 марта 2024 года наши воспитанницы посетили цех семейной кондитерской «Бабушкино печево». Для них провели экскурсию по производству. Своими глазами они увидели процесс изготовления тортов и пирожных, им открыли производственные секреты и позволили самим поучаствовать в замесе теста для торта. Это мероприятие очень актуально для наших выпускниц, ведь сейчас они стоят перед выбором профессии.
Ребята активно посещают профориентационные занятия и мастер-классы на базе современного коворкинг - пространства, удобного для совместной работы над проектами будущего «Точка кипения», где пробуют на практике себя и свои возможности по различным специальностям, таким как швея, дизайнер одежды, медицинская сестра, парикмахер, визажист.
Пока девочки пробуют свои умения и навыки в индустрии красоты, парни посещают места с «мужским характером». Одним из таких мест является автосервис FIT, где ребята знакомятся с профессией автослесарь, автомеханик, электромеханик. Узнают, из чего состоит автомобиль, как происходит диагностика машины и ее ремонт. Ежегодно посещают дни открытых дверей ОАО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» и целевые экскурсии по разным цехам предприятия. Воспитанники наблюдают, как производят металл для строительной и железной отраслей и промышленности. Узнают, как катают рельсы для железнодорожных магистралей, метрополитенов и трамвайных путей в России. Подростки были заинтересованы поездкой на ОК «Сибшахтострой», где смогли почувствовать на себе, что такое работа на серьезном производстве. Детям показали процесс создания металлоконструкций: от проката до готового изделия. В детском доме проводятся встречи с выпускниками и волонтерами, которые помогают выстраивать воспитанникам свой жизненный путь, направляют ребят в нужное русло.
В результате целенаправленной работы воспитателей и других педагогических работников детского дома создаются благоприятные условия для развития и дальнейшего профессионального самоопределения детей. По окончании школы подростки осознанно делают выбор учебного заведения и специальности, учитывая свои интересы, возможности и способности. С обучающимися составляется индивидуальный план профессионального самоопределения, отмечаются факторы выбора профессии. У подростка возникает уверенность в социальной значимости труда и отношение к нему как к жизненной ценности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, на наш взгляд, относятся:
#1044;остаточная информированность о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии воспитанник не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая подростком активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое), пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
#1059;веренность воспитанника в социальной значимости труда, то есть сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
#1057;тепень самосознания воспитанника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать подростку достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей: те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, являются профессионально важными качествами.
Подводя итоги выше сказанного, мы видим, что выбор профессии – вещь исключительно важная. Целенаправленная профориентационная работа всего коллектива помогает воспитанникам детского дома сделать правильный и осознанный выбор учебного заведения и дальнейшей профессии.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Профориентация воспитанников детского дома
Основные моменты профориентационной работы с детьми, воспитывающимися в условиях интернатного учреждения....

Профессиональное и личностное самоопределение воспитанника детского дома - важное звено в подготовке к самостоятельной жизни.
Главная задача нашего детского дома - изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского д...

ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»
Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....
Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир» по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа - центра
Данная общеразвивающая программа возникла на фоне изменений основных направлений деятельности детского дома, а так же в связи с вохрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию ...

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»
Экологические проблемы в настоящее время актуальны.Наиболее благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....