Программа дополнительного образования по курсу «Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью»
рабочая программа на тему
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, зачастую весьма резкими, отклонениями от нормы.
Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.
Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности.
Умственно отсталым ученикам свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Нарушения пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.
Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых детей отличается особенно большими трудностями, поэтому развитие умственных способностей имеет особое значение для учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
по курсу
«Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса
с легкой умственной отсталостью»
Пояснительная записка
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, зачастую весьма резкими, отклонениями от нормы.
Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.
Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности.
Умственно отсталым ученикам свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Нарушения пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.
Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых детей отличается особенно большими трудностями, поэтому развитие умственных способностей имеет особое значение для учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторских программ Мищенковой Л.В., Можейко Л.В. и других авторов.
Программа предполагает развитие познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, необходимых для усвоения учебного материала.
Программа представляет цикл занятий по развитию познавательных процессов обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью.
Цель – повышение уровня развития познавательных процессов обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью.
Задачи:
- Совершенствовать восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени.
- Развивать концентрацию, переключение, распределение внимания.
- Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.
- Учить овладевать элементарными навыками анализа и синтеза.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно-графические навыки.
- Развитие самоконтроля и адекватной самооценки.
Материалом для занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций.
Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 4 года обучения.
Занятия проводятся первый год обучения - 2 раза в неделю. Цикл занятий 33учебные недели, 66 часов.
Второй - четвертый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, в зависимости от динамики развития каждого ребенка. Цикл занятий 33 учебные недели, 66 часов.
Продолжительность занятий 15-20 минут, которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой учащихся (2-4 человека).
Структура коррекционно-развивающих занятий:
1. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
2. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются физкультминутки, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы:
Положительная динамика развития познавательных процессов.
Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.
График проведения обследования
Обследование | 1 класс | |
Входное | Сентябрь 2 часа | |
Итоговое | Май 2 часа |
Методическое обеспечение.
- Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 334 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/под ред. А.В. Можейко.-М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с.
- Рыжикова Д.С. развитие временных представлений у младших школьников. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2015.
- Семаго Н.Я., Семаго Н.Н. Методические рекомендации к диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
- Филимoнoвa О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб. : Детство – пресс, 2007. – 128 с.
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ | Название раздела, темы занятий | Цель | Содержание | Кол-во часов |
1 | Обследование | Выявление актуального уровня развития | Диагностический альбом | 2 |
2 | Ранняя осень. | Развивать внимание, память, цветовосприятие, графические навыки |
| 1 |
3 | Овощи. Труд людей в огороде. | Развивать память, внимание, графические навыки |
| 2 |
4 | Фрукты. Труд людей в саду. | Развивать внимание, мышление, тактильное восприятие, графические навыки |
| 2 |
5 | Золотая осень | Развитие внимания, мышления, ориентировки на плоскости, графических навыков |
| 1 |
6 | Лес. Деревья | Развивать память, внимание, ориентировки в пространстве, мышления, графических навыков |
| 1 |
7 | Лес. Грибы, ягоды | Развивать внимание, графические навыки, речь |
| 1 |
8 | Одежда | Развивать память, внимание, мышление, графические навыки |
| 2 |
9 | Обувь | Развивать мелкую моторику, внимание, графические навыки, мышление |
| 2 |
10 | Головные уборы | Развивать мышление, мелкую моторику, речь, графические навыки |
| 1 |
11 | Посуда | Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику |
| 2 |
12 | Продукты питания | Развивать внимание, мышление, воображение |
| 1 |
13 | Поздняя осень | Развивать внимание, память, мышление |
| 1 |
14 | Дикие птицы | Развивать внимание, память, мышление, связную речь |
| 2 |
15 | Домашние птицы | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику |
| 2 |
16 | Дикие животные | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику, графические навыки |
| 2 |
17 | Домашние животные | Развивать мышление, внимание, воображение, память |
| 2 |
18 | Сказка. Сказочные герои | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику |
| 1 |
19 | Зима. Зимние забавы | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику, графические навыки |
| 1 |
20 | Новогодний праздник | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику, речь |
| 1 |
21 | Новогодняя открытка | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику |
| 2 |
22 | Звери зимой | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику |
| 1 |
23 | Животные южных стран | Развивать мышление, внимание, воображение, память, графические навыки |
| 1 |
24 | Животные северных стран | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику |
| 1 |
25 | Транспорт | Развивать мышление, внимание, воображение, память, мелкую моторику, графические навыки |
| 2 |
26 | Правила дорожного движения | Развивать мышление, внимание, воображение, память, графические навыки |
| 1 |
27 | Машины-помощники | Развивать внимание, мышление, графические навыки, речь, воображение |
| 1 |
28 | День защитника отечества | Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, пространственную ориентировку |
| 1 |
29 | Профессии | Развивать память, восприятие пространства, мышление, воображение, графические навыки |
| 2 |
30 | Я и моя семья | Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику |
| 1 |
31 | Я и мой организм. Части тела | Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, совершенствовать графические навыки, воображение |
| 2 |
32 | Инструменты | Развивать внимание, память воображение, мышление, графические навыки |
| 1 |
33 | Бытовая техника | Развивать внимание, память воображение, мышление, мелкую моторику, графические навыки |
| 1 |
34 | Дом | Развивать внимание, память воображение, мышление, графические навыки |
| 1 |
35 | Мебель | Развивать внимание, память воображение, мышление, графические навыки |
| 2 |
36 | Весна | Учить действовать по инструкции, развивать внимание, речь, память, мелкую моторику |
| 2 |
37 | Весна. Перелетные птицы | Развивать память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику |
| 1 |
38 | Мой адрес | Развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентировку, графические навыки |
| 2 |
39 | Моя страна | Развивать внимание, мышление, память, пространственную ориентировку |
| 2 |
40 | День победы | Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, графические навыки |
| 2 |
41 | Насекомые | Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, графические навыки |
| 2 |
42 | Цветы | Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, графические навыки |
| 2 |
43 | Лето | Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, графические навыки |
| 1 |
44 | Обследование | Выявление актуального уровня развития | Диагностический альбом | 2 |
Итого | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс
Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с легкой...
Адаптированные рабочие программы по математике для обучающихся 6 и 7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019 - 2020 учебный год.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и...
Рабочая программа по факультативному занятию «Общее физическое развитие» для обучающихся 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год
Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8.Л...
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актам...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...
Мастер-класс для учителей «Развитие познавательных способностей у детей 5-8 классов с легкой умственной отсталостью»
Разработка и внедрение методов и приемов, способствующих развитию познавательных способностей у детей с легкой умственной отсталостью....