Социальная адаптация детей-сирот посредством культурной деятельности
статья по теме

Пацановская Наталья Степановна

статья из пыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialnaya_adaptaciya_detey.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация детей-сирот посредством культурной деятельности

 

            Проблемой профессионального самоопределения выпускников детского дома я занимаюсь в течение нескольких лет. Считаю, что данное направление работы должно быть предельно завершающим и приоритетным во всей воспитательной работе с детьми, воспитывающими в учреждениях интернатного типа. Эта работа должна начинаться уже в дошкольном возрасте и проводиться на протяжении всех последующих лет, до вступления выпускниками учреждений интернатнно типа в самостоятельную жизнь. Основной целью в работе по данному направлению я ставила изучение особенностей формирования временной перспективы и способности к целепологанию (как условие успешного профессионального самоопределения), воспитанников детского дома (Цунтр сирот) и вовлечение их в социально-культурную деятельность.

             Целью своей работы в данном образовательном учреждении я считаю - привитие социально значимых качеств и навыков воспитанникам в рамках формирования профессиональной перспективы.

              Результатом своей воспитательной работы считаю положительную динамику в изменении уровня позитивности и адекватности самооценки, изменение степени комфортности воспитанников и эмоциональной сплоченности участников воспитательного процесса.

            Воспитанник, после выпуска из детского дома должен продолжить образование, получить спецальность, чтобы обеспечить себе самостоятельную жизнь, постоянное обновление знаний, саморазвитие, иначе-он не конкурентноспособен. И если у воспитанника высокий уровень общеобразовательной подготовки, сформирована учебная мотивация, развиты навыки и умения, то его возможности для успешной социальной адаптации достаточно высоки. 

Но из собственного опыта наблюдений за воспитанниками показывает, что на сегодняшний день уровень социальной адаптации является явно не достаточным. У воспитанников детских домов низкая успеваемость, занижена самооценка, отсутствует мотивация .

               Наиболее удачным в проводимой мною работе, считаю использование диагностики, тренинговых игр и упражнений  по формированию социально значимых качеств и навыков и профессиональному самоопределению. Также проведению мероприятий, через которые воспитанники черпают эстетическое воспитание, культуру общения. Считаю целесообразным проведение комплекса мероприятий по семейному воспитанию воспитанников детского дома (Центр сирот)  развитие жизненных целей, так , как  также является необходимым условием социальной адаптации.

 

Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. Мне важно, чтобы процесс был целенаправленным и управляемым.Основной целью(результатом)работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности, нацеленную на самореализацию, устойчивую гармоничную систему отншений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной культуры.

Проводимая мною диагностика "Структуры ценностных ориентаций личности" по С.С.Бубнову, показывает предельную степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных отношений на воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности и их отношению к своему социальному статусу, социальной активности, общению, здоровью, любви. Мне интересно наблюдать процесс в течение нескольких лет, как меняется воспитанник, как взрослеет, как меняются и повышаются его культурные ценности, и влиять на успешность социальной адаптации.

               Организация культурного досуга или участие в нем- не простой процесс. Есть воспитанники, которые с удовольствием принимают участие в мероприятиях, а есть и такие, которых надо уговаривать, объяснять, находить компромиссные варианты.Как включить таких воспитанников в общую деятельность? Как соединить его личные интересы с интересами других? Эффективность этого процесса во многом будет зависить как от воспитателя, так и от воспитанников, как они себя покажут и на что способны.

             Предусматривается активизация духовных интересов , которые побуждают воспитанников к поиску в сфере культуры. Это стимулирует познавательную деятельность личности, выраженную в чтении литературы, посещение музеев, выставок, театров,  участии в тематических мероприятиях. Это все способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Здесь набирает силу созидание культурных ценностей - развитие творчества. Конечно, у наших воспитанников это преимущественно любительское творчество, а не профессиональное.Тем, не менее, оно выступает в качестве надежного средства - раскрывает талант у многих наших воспитанников и имеет эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период

"Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, а зачастую способтвует социальному иждивенчеству".   ...

Доклад "Формирования личностных качеств ребенка и социальная адаптация детей-сирот"

Доклад из опыта работы "Формирования личностных качеств ребенка и социальная адаптация детей-сирот"...

Доклад "Социальная адаптация детей-сирот через сюжетно-ролевую игру"

Первым и важным институтом социализации ребенка является семья. А как быть детям-сиротам, которые лишены возможности расти и воспитываться в семье? За социализацию таких детей ответственность несут пе...

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная  адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, чтозависит от характера и особенностей той среды, в к...

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...