Социальная адаптация детей-сирот посредством культурной деятельности
статья по теме
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация детей-сирот посредством культурной деятельности
Проблемой профессионального самоопределения выпускников детского дома я занимаюсь в течение нескольких лет. Считаю, что данное направление работы должно быть предельно завершающим и приоритетным во всей воспитательной работе с детьми, воспитывающими в учреждениях интернатного типа. Эта работа должна начинаться уже в дошкольном возрасте и проводиться на протяжении всех последующих лет, до вступления выпускниками учреждений интернатнно типа в самостоятельную жизнь. Основной целью в работе по данному направлению я ставила изучение особенностей формирования временной перспективы и способности к целепологанию (как условие успешного профессионального самоопределения), воспитанников детского дома (Цунтр сирот) и вовлечение их в социально-культурную деятельность.
Целью своей работы в данном образовательном учреждении я считаю - привитие социально значимых качеств и навыков воспитанникам в рамках формирования профессиональной перспективы.
Результатом своей воспитательной работы считаю положительную динамику в изменении уровня позитивности и адекватности самооценки, изменение степени комфортности воспитанников и эмоциональной сплоченности участников воспитательного процесса.
Воспитанник, после выпуска из детского дома должен продолжить образование, получить спецальность, чтобы обеспечить себе самостоятельную жизнь, постоянное обновление знаний, саморазвитие, иначе-он не конкурентноспособен. И если у воспитанника высокий уровень общеобразовательной подготовки, сформирована учебная мотивация, развиты навыки и умения, то его возможности для успешной социальной адаптации достаточно высоки.
Но из собственного опыта наблюдений за воспитанниками показывает, что на сегодняшний день уровень социальной адаптации является явно не достаточным. У воспитанников детских домов низкая успеваемость, занижена самооценка, отсутствует мотивация .
Наиболее удачным в проводимой мною работе, считаю использование диагностики, тренинговых игр и упражнений по формированию социально значимых качеств и навыков и профессиональному самоопределению. Также проведению мероприятий, через которые воспитанники черпают эстетическое воспитание, культуру общения. Считаю целесообразным проведение комплекса мероприятий по семейному воспитанию воспитанников детского дома (Центр сирот) развитие жизненных целей, так , как также является необходимым условием социальной адаптации.
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. Мне важно, чтобы процесс был целенаправленным и управляемым.Основной целью(результатом)работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности, нацеленную на самореализацию, устойчивую гармоничную систему отншений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной культуры.
Проводимая мною диагностика "Структуры ценностных ориентаций личности" по С.С.Бубнову, показывает предельную степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных отношений на воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности и их отношению к своему социальному статусу, социальной активности, общению, здоровью, любви. Мне интересно наблюдать процесс в течение нескольких лет, как меняется воспитанник, как взрослеет, как меняются и повышаются его культурные ценности, и влиять на успешность социальной адаптации.
Организация культурного досуга или участие в нем- не простой процесс. Есть воспитанники, которые с удовольствием принимают участие в мероприятиях, а есть и такие, которых надо уговаривать, объяснять, находить компромиссные варианты.Как включить таких воспитанников в общую деятельность? Как соединить его личные интересы с интересами других? Эффективность этого процесса во многом будет зависить как от воспитателя, так и от воспитанников, как они себя покажут и на что способны.
Предусматривается активизация духовных интересов , которые побуждают воспитанников к поиску в сфере культуры. Это стимулирует познавательную деятельность личности, выраженную в чтении литературы, посещение музеев, выставок, театров, участии в тематических мероприятиях. Это все способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Здесь набирает силу созидание культурных ценностей - развитие творчества. Конечно, у наших воспитанников это преимущественно любительское творчество, а не профессиональное.Тем, не менее, оно выступает в качестве надежного средства - раскрывает талант у многих наших воспитанников и имеет эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период
"Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, а зачастую способтвует социальному иждивенчеству". ...
Доклад "Формирования личностных качеств ребенка и социальная адаптация детей-сирот"
Доклад из опыта работы "Формирования личностных качеств ребенка и социальная адаптация детей-сирот"...
Доклад "Социальная адаптация детей-сирот через сюжетно-ролевую игру"
Первым и важным институтом социализации ребенка является семья. А как быть детям-сиротам, которые лишены возможности расти и воспитываться в семье? За социализацию таких детей ответственность несут пе...
«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»
Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование) детей – сирот и детей, оставши...
Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, чтозависит от характера и особенностей той среды, в к...
Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...