Доклад "Формирования личностных качеств ребенка и социальная адаптация детей-сирот"
учебно-методический материал на тему

Захарова Антонина Алексеевна

Доклад из опыта работы "Формирования личностных качеств ребенка и социальная адаптация детей-сирот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_a.a._na_pedsovete.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Важным направлением для формирования личностных качеств ребенка и социальной адаптации детей-сирот является развитие их творческих способностей.   Даже когда мы выполняем повседневную работу с детьми: уборку помещений, ремонт одежды, проводим беседы и коррекционные занятия, учим, рисуем и играем с ними – мы можем внести в это что-то новое, неповторимое.  

Занятия декоративно-прикладным или художественно-эстетическим творчеством  благоприятно влияют на развитие всех психических процессов ребенка, способствуют развитию познавательного интереса.        Существуют определенные условия для создания наиболее комфортных условий и благоприятной обстановки для этой работы,  но одним из основных условий, несомненно является грамотная работа воспитателей в группах. Педагоги должны как можно раньше выявлять, а в дальнейшем всячески поощрять занятия детей творческой деятельностью и сами принимать в нем посильное участие и быть помощниками в начинаниях своих воспитанников, создавать максимум условий для развития их творческого потенциала.

Развитие творческих способностей детей происходит  в занятиях, определенных календарно-тематическим планированием, а так же является одной из задач во всех мероприятиях, проводимых по всем направлениям в группах и в общешкольных мероприятиях.

Основным видом занятий являются занятия различными видами ручного труда: лепка, аппликация, вышивка, оригами, плетение, макраме, вязание, поделки из природного материала. Воспитанники изготавливают украшения и поделки к различным праздникам, участвуют в общешкольных конкурсах, городских и районных выставках.    Такие занятия, кроме развития нашей любимой мелкой моторики, способствуют развитию логического мышления, воображения. Учат терпению, усидчивости.

         Во всех группах дети много рисуют. Рисование – один из любимых видов творчества многих ребят. Рисование не требует специального оборудования, доступно для каждого и просто в организации. Но при этом имеет большое значение, так как развивает такие важные качества, как наблюдательность, глазомер. По характеру того, что и как изображает ребенок,  можно  судить  о  его восприятии   окружающей   действительности,    об    особенностях    памяти, воображения,  мышления.

 Занятия рисованием в группах очень разнообразно:  это и раскрашивание, и рисование поздравительных открыток и плакатов, рисунки, посвященные временам года, праздничным  датам. Так же рисование на заданную тему: безопасность на дороге, здоровый образ жизни и др.

Ещё одним интересным видом творческих занятий является проведение сюжетно-ролевых игр. Драматизация, примерка на себя какой-либо роли в большой мере способствует развитию коммуникативных навыков детей-сирот, помогает скорректировать проблемы в общении и поведении.

Большую работу по развитию творческих способностей проводят педагоги-организаторы, включая всех воспитанников в участие в общешкольных праздниках и мероприятиях. Во время таких мероприятий дети принимают активное участие в подготовке и участии в  театральных миниатюрах и сюжетно-ролевых играх. Так же у всех ребят есть возможность проявить себя в заданиях, связанных с рисованием, аппликацией, изготовлением поделок из природного и других материалов и т.п.

 Конечно, от полученных нашими детьми умений и навыков до самостоятельной творческой деятельности далеко, но дети, которые в школе активно вовлекаются в различные виды творческой деятельности, в дальнейшем показывают, что они могут и умеют пользоваться тем, чему их научили.

  Особенно ярко это проявляется в оздоровительных лагерях, где практически каждый день приходится готовить какое-либо творческое задание. Именно тогда, воспитанники, занимающиеся творчеством, проявляют  творческую инициативу, фантазию и стремятся проявить себя и правильно применить свои умения в творческих коллективных и индивидуальных делах.   Это очень важный аспект, так как многие подростки стремятся так или иначе выделиться среди сверстников, проявить себя, но не все умеют и выбирают правильные способы. Именно поэтому нам так важно не ставить крест на наиболее проблемных, сложных детях, а пытаться, искать способы, рычаги, выявлять индивидуальные интересы  для вовлечения именно таких ребят в творческую деятельность и развитие их творческих способностей.  

Если воспитательный процесс в нашей школе будет построен на основе педагогической помощи и участия в развитии творческого потенциала воспитанников, привлечения каждого к занятиям различными видами творчества, соответствующими его индивидуальным личностным особенностям, - это значительно повысит эффективность воспитательного процесса!

Развитие  творческих способностей помогает подросткам с недостатками в развитии преодолеть свои комплексы, стать более уверенными в себе, избавиться от серьезных проблем в общении. За последние два года ярким подтверждением этому стали Васильев Иван (многие помнят, каким он пришел: практически не разговаривал и не общался с ребятами), Фокин Максим,   Заводчук Сергей    (стал заниматься вокалом и стал с бОльшим интересом относиться к делам школы).

Мы не знаем точно, чем будут в будущем заниматься наши воспитанники: красить стены и потолки, шить одежду или чем-то ещё…  Главное – делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью и интересом.

Человек, развитый творчески лучше работает, с ним итереснее общаться, а это значит, что творчески развитый воспитанник легче найдет друзей, будет иметь собственное мнение и принимать самостоятельные решения, и его переход к самостоятельной жизни будет значительно облегчен. А для нас успешная интеграция в общество и социальная адаптация наших воспитанников является основной целью нашего труда!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период

"Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, а зачастую способтвует социальному иждивенчеству".   ...

Доклад "Социальная адаптация детей-сирот через сюжетно-ролевую игру"

Первым и важным институтом социализации ребенка является семья. А как быть детям-сиротам, которые лишены возможности расти и воспитываться в семье? За социализацию таких детей ответственность несут пе...

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная  адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, чтозависит от характера и особенностей той среды, в к...

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...