отцы и дети
методическая разработка на тему

Торновая Алла Александровна

заседание круглого стола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otcy_i_deti.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между родителями и детьми

Учащихся в классе (аудитории):  25

Используемое оборудование:

мультимедийный проектор, магнитные доски, ватман, маркеры, видофрагменты

Используемые ЦОР:

презентация, видеофрагменты

Краткое описание:  Открытый классный час

Ход классного часа

“Без сострадания и милосердия

невозможно жить в мире”.

Зигфрид Ленц

Классный

Руководитель: Добрый день дорогие друзья, мы рады видеть Вас на нашем мероприятии, оно необычное. Мы проведем его в форме философского стола, где присутствуют и наши родители. Мы сегодня посвящаем наш  классный час проблеме всех времен и народов….. Проблеме отцов и детей.

(Слайд № 1 «Тема классного часа»)

Эта проблема одна из древнейших на  земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом   (зачитывается цитата).

(Слайд № 2 «Цитата»)

“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается  дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших.  Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят   учителя” (Сократ).

Как видите, проблема отцов и детей существовала и во времена  Сократа, и Тургенева, остро стоит она и сегодня. Мы собрались для того, чтобы попытаться найти ответ  на вопросы: Разрешим ли конфликт между отцами и детьми?  Отчего возникают конфликты? Кто виноват в том, что мы часто  попадем в ловушки семейного общения.

 Среди обучающихся и родителей было проведено анкетирование (Приложение 2)

Каковы же результаты данной анкеты?

(Слайд № 3, 4. «Анализ анкет детей и родителей»

Классный руководитель:

Работа в группах

Итак, конфликт между родителями и детьми. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из  состояния конфликта с наименьшими потерями.

Я предлагаю Вам поработать в группах. В течение 5 минут каждая группа должна будет ответить на вопросы. По окончании мы заслушаем представителей, их ответы мы расположим на магнитной доске, каждый может, дополнить выступление или не согласиться с ним. Любое мнение дорого для нас.

Вопросы:

1)Что такое конфликт?

2)Каковы его причины?

(Слайд № 5 «Вопросы для работы в группах»).

Примерные ответы:

Что такое конфликт? столкновение двух мнений, взглядов на одну и ту же ситуацию;

столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов.

Каковы его причины?

Нет согласия, равноправия

Несовпадение интересов.

Непонимание.

Недоверие, насмешки.

Излишняя опека.

Не умение слышать друг друга.

Равнодушие.

Неуважение к личности.

Ложь и неискренность.

Вредные привычки.

Досуг.

Поведение.

Просмотр и обсуждение видеоряда

Но всегда ли неизбежен конфликт?

 Можно ли его избежать? Давайте посмотрим, как это бывает в жизни. (Вниманию обучающихся и родителей предлагается видеофрагмент из фильма «Сваты – 5», где подросток протестует своим видом против сложившейся ситуации в доме и портит родителям вечер, на который приглашены посторонние люди)

(Видеофрагмент № 1)

Обсуждение данного фрагмента. Поиск ответа на вопрос «Как вы думаете, чем может завершиться данная ситуация для подростка, а для родителей и семьи в целом». «Каковы на ваш взгляд выходы из данной ситуации, развитие событий» (Обсуждение и высказывание мнений по принципу «Свободный микрофон»)

Примерные ответы:

наказание подростка

запрет на использование Интернета

запрет на встречи с друзьями

домашний арест и т.д.

Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации?

Давайте подумаем и предложим правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям. (Обсуждение и высказывание мнений по принципу «Свободный микрофон»)

Примерные ответы:

Нужно:

Стараться понять друг друга в любой ситуации.

Никогда не повышать голос друг на друга.

Уметь дать совет, выслушать совет другого.

Уметь поддержать в трудную минуту.

Доверять друг другу.

Уметь слышать и слушать.

(Слайд № 6 «Правила»)

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

Скажите какое чувство должно победить все конфликты? Ответы детей. (Любовь, конечно любовь и терпимость).

Классный руководитель:

Послушайте одну народную притчу.

Китайская притча “Ладная семья”

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

– Согласны ли вы с тем, что написал глава семьи на листе бумаги?

Работа в группах

Работа в группах. «Незаконченные предложения»

Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей. (Группа детей)

Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. (Группа родителей)

Третья группа - составит портрет идеальной семьи. (Группа детей)

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения (Слайд № 7 «Незаконченные предложения», читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

На выполнение этого задания каждой группе дается 5 минут, по окончании этого времени представители каждой группы озвучат свои мнения и расположат найденные решения на магнитной доске.

Примерные ответы:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо и т. п.

Классный руководитель:

Наше общение подходит к концу, и завершить я хочу его строками стихотворения:

Родители, они всегда друзья!

Без них прожить ни дня нельзя!

Без них нам не осилить бед...

Без них не может быть побед!

Друзья, они всегда друзья!

В общении с ними жизнь моя!

Мы с ними не кривим душой,

И остаемся мы собой!

Друзья, они всегда друзья!

Помогут, выручат меня!

И в мирной жизни и в бою

Я им доверю жизнь мою!

Друзья, они всегда друзья!

Мне с ними связь терять нельзя,

Они мне дарят радость встреч,

Их дружбу буду я беречь .

Подведение итогов (рефлексия)

Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?

Высказывание мнений детей, родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отцы и дети в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Данная презентация -продукт совместного труда учителя и ученицы, может быть использована как при изучении романа, так и на заключительных уроках....

Семья Базаровых.(По произведению И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Мне очень нравится проводить уроки по технологии "Мастерская письма". Основное на таких уроках - внимательное отношение к слову. После того, как собран необходимый материал по данной теме, учащимся ле...

планы уроков в 10 кл.ВСШ Отцы и дети учитель Седова Н.П

планы уроков в 10 кл.ВСШ Отцы и дети учитель Седова Н.П...

О проблеме отцов и детей в современном мире

О проблеме «отцов и детей» в современном миреО проблеме «отцов и детей» чаще всего мы, взрослые, задумываемся тогда, когда наши дети перестают поступать так, как нам хочется. Мечтая воспитать в ...

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме....

Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...