Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Кузнецова Ирина Петровна

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между «отцами» и «детьми», развивать навыки составления портретных характеристик и их сопоставления.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления изученного

Учебно-методическое обеспечение урока: тексты романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», портрет И.С. Тургенева, мультимедийная презентация.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и задачи урока;
  • вырабатывать критерии своей оценки своей деятельности.

Познавательные:

  • работа с понятиями «спор», «принцип»;
  • исследовать основные «точки» идеологического спора между двумя оппонентами: Е.Базаровым и П.Кирсановым;
  • определить позицию автора романа, аргументированно объяснить;
  • на основе анализа составление обобщающей таблицы.

Личностные:

  • формирование мировоззрения учащихся;
  • развивать навыки формулирования доказательства, умения отстаивать свою точку зрения, используя для этого свои аргументы, отстаивания своей собственной позиции.  

Коммуникативные:

  • создавать устный аргументированный ответ;
  • развивать навыки работы с художественным текстом  (анализ материала, систематизация);
  • слушать и слышать других, умение принимать иную точку зрения, по возможности уметь скорректировать свою точку зрения;
  • стремиться к координации действий при работе в группе.

Этапы урока:

  1. Вызов.

а) формулировка целей урока;

б) актуализация знания учащихся.

       2. Осмысление.

            а) проверка синквейнов, составленных по образам Базарова и Кирсанова;

           б) составление кластеров «Основные темы споров Базарова и Кирсанова»

           в) работа по группам – работа с текстом произведения;

           г) выступление групп, преставление своей точки зрения;

           д) заполнение таблицы

     3. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Вызов.
  1. Формулировка целей урока.

Что я хочу понять сегодня?

Чему хочу научиться?

Удалось ли на уроке выполнить задуманное?

Если нет, то что этому помешало?

Учитель: «Заполните первые две строчки, чтобы можно было определить, какова цель нашего урока». Учащиеся после заполнения таблицы называют свои ответы. Сообща формулируется цель урока «Понять, о чем спорят герои, в чем суть конфликта, чью сторону занимает И.Тургенев».

  1. Актуализация знаний учащихся.

Словарная работа с понятиями «спор», «конфликт» (подобрать синонимы к этим словам – поединок, пикировка, столкновение, дуэль, противоборствующие стороны).

  1. Осмысление.
  1. Проверка синквейнов, составленных дома по характеристикам Базарова и Кирсанова П.П.

П.П. Кирсанов                                                                                                           Е.В. Базаров

Аристократичный, гордый                                                                           Работящий, гордый

Бывший служащий, любит брата, спорит                                            Лечит, отрицает, доказывает

Отстаивает принципы дворянства                                                       Не признает старого

Аристократ-дворянин        Нигилист, труженик

Вывод: характеристики главных героев основаны на принципе противопоставления, начиная с внешности и заканчивая отношением к различным сферам жизни. Неудивительно, что между ними возникает конфликт, причем непримиримый.

  1. Составление кластеров «Основные темы споров Базарова и Кирсанова»

        Спор на тему

Природа        Русский народ        Искусство

        Дворянство        Нигилисты

  1. Работа по группам – работа с текстом романа «Отцы и дети».

Учитель: делимся на 6 групп, по 4 человека; 1-5 группы ищут в тексте романа цитаты, раскрывающие отношение героев к тому понятию, указанному в конкретной теме спора; 6 группа анализирует авторские ремарки с целью проследить, как меняется тональность разговора между Базаровм и Кирсановым, стиль их поведения, манера говорить.

  1. Выступление групп, представление своей точки зрения.

             Учащиеся  представляют найденные в тексте высказывания героев по поводу той или иной темы спора, зачитывают цитаты из текста. Учитель параллельно показывает слайды, где записаны данные цитаты. Учащиеся заполняют таблицы в тетрадях.

Мнение П.П. Кирсанова

Мнение Е.В. Базарова

Отношение к русскому народу

Народ чтит традиции, предания, использует в своей жизни приметы, следует обрядам.

Народ слишком верующий, безграмотный, косный, не стремится к самосовершенствованию.

Отношение к природе

Природа – это храм, требует уважения, преклонения.

Природа – не храм, а мастерская, порядочный химик лучше обычного поэта…

Отношение к искусству, к любви

Искусство – вечно, к нему относятся с почтением, возвышают. Любовь – это таинство, светлое чувство.

Искусство наживать деньги…Любовь – это гниль, романтизм, чепуха.

Отношение к дворянству

Дворяне – основа высшего света общества, образованные, культурные, грамотные, именно они представляют собой цвет государства.

Дворяне «отставные люди», их песенка спета, от них толку никакого.

Отношение к нигилистам

Без принципов могут жить только болваны, пустые люди, а теперь и нигилисты.

Всё отрицать, всё разпрушить, а строить – это уже не их дело.

 

  1. Рефлексия.

Итоги: установили ли герои истину? А была ли у них цель – установить истину? Или просто  устроить на пустом месте спор?   Чего не хватило обеим сторонам, чтобы противоположная сторона их услышала? На чьей стороне автор?

Заполнение таблицы, которую начинали заполнять в начале урока: что удалось в уроке, выяснили ли суть конфликта между героями, что не удалось, если да, то почему.

Задание на дом: Чью точку зрения – Базарова или Кирсанова – вы разделяете и почему – небольшое сочинение в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект "Базаров и Одинцова" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Опорный конспект окажет помощь при подготовке к урокам по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"....

Опорная схема для анализа эпизода "Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (урок литературы в 10 кл. по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Одним  из самых интересных моментов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", безусловно, является спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, который выявляет полярность их мировоззрений, жизненн...

Разработка урока по теме: Евгений Васильевич Базаров (роман И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Цель данного урока:    обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно...

Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Извечное желание писателя разобраться в том, что происходит в стране,присузе И.С.Тургеневу. Противопоставление двух мировоззрений, двух политических направлений - отражено в романе....

Урок литературы в 10 классе по теме: «Кто такой Евгений Базаров?» Подготовка к сочинению. ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Урок литературы строится на основе скрайбинга. Участвуя в обсуждении по ходу урока, ученики делают наброски, схемы к предлагаемым заданиям....

Методическая разработка открытого урока по теме "Базаров -нигилист?" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Технологическая карта открытого урока подготовлена для студентов 1 курса. Урок проводился в рамках методической недели, с целью обощения опыта работы и изучения различных методик проведения уроков. Ст...

Урок по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова»

Данная разработка урока может быть использована на уроках литературы в 10 классе...