Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между «отцами» и «детьми», развивать навыки составления портретных характеристик и их сопоставления.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления изученного
Учебно-методическое обеспечение урока: тексты романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», портрет И.С. Тургенева, мультимедийная презентация.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока;
- вырабатывать критерии своей оценки своей деятельности.
Познавательные:
- работа с понятиями «спор», «принцип»;
- исследовать основные «точки» идеологического спора между двумя оппонентами: Е.Базаровым и П.Кирсановым;
- определить позицию автора романа, аргументированно объяснить;
- на основе анализа составление обобщающей таблицы.
Личностные:
- формирование мировоззрения учащихся;
- развивать навыки формулирования доказательства, умения отстаивать свою точку зрения, используя для этого свои аргументы, отстаивания своей собственной позиции.
Коммуникативные:
- создавать устный аргументированный ответ;
- развивать навыки работы с художественным текстом (анализ материала, систематизация);
- слушать и слышать других, умение принимать иную точку зрения, по возможности уметь скорректировать свою точку зрения;
- стремиться к координации действий при работе в группе.
Этапы урока:
- Вызов.
а) формулировка целей урока;
б) актуализация знания учащихся.
2. Осмысление.
а) проверка синквейнов, составленных по образам Базарова и Кирсанова;
б) составление кластеров «Основные темы споров Базарова и Кирсанова»
в) работа по группам – работа с текстом произведения;
г) выступление групп, преставление своей точки зрения;
д) заполнение таблицы
3. Рефлексия.
Ход урока.
- Вызов.
- Формулировка целей урока.
Что я хочу понять сегодня? | |
Чему хочу научиться? | |
Удалось ли на уроке выполнить задуманное? | |
Если нет, то что этому помешало? |
Учитель: «Заполните первые две строчки, чтобы можно было определить, какова цель нашего урока». Учащиеся после заполнения таблицы называют свои ответы. Сообща формулируется цель урока «Понять, о чем спорят герои, в чем суть конфликта, чью сторону занимает И.Тургенев».
- Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа с понятиями «спор», «конфликт» (подобрать синонимы к этим словам – поединок, пикировка, столкновение, дуэль, противоборствующие стороны).
- Осмысление.
- Проверка синквейнов, составленных дома по характеристикам Базарова и Кирсанова П.П.
П.П. Кирсанов Е.В. Базаров
Аристократичный, гордый Работящий, гордый
Бывший служащий, любит брата, спорит Лечит, отрицает, доказывает
Отстаивает принципы дворянства Не признает старого
Аристократ-дворянин Нигилист, труженик
Вывод: характеристики главных героев основаны на принципе противопоставления, начиная с внешности и заканчивая отношением к различным сферам жизни. Неудивительно, что между ними возникает конфликт, причем непримиримый.
- Составление кластеров «Основные темы споров Базарова и Кирсанова»
Спор на тему
Природа Русский народ Искусство
Дворянство Нигилисты
- Работа по группам – работа с текстом романа «Отцы и дети».
Учитель: делимся на 6 групп, по 4 человека; 1-5 группы ищут в тексте романа цитаты, раскрывающие отношение героев к тому понятию, указанному в конкретной теме спора; 6 группа анализирует авторские ремарки с целью проследить, как меняется тональность разговора между Базаровм и Кирсановым, стиль их поведения, манера говорить.
- Выступление групп, представление своей точки зрения.
Учащиеся представляют найденные в тексте высказывания героев по поводу той или иной темы спора, зачитывают цитаты из текста. Учитель параллельно показывает слайды, где записаны данные цитаты. Учащиеся заполняют таблицы в тетрадях.
Мнение П.П. Кирсанова | Мнение Е.В. Базарова | |
Отношение к русскому народу | Народ чтит традиции, предания, использует в своей жизни приметы, следует обрядам. | Народ слишком верующий, безграмотный, косный, не стремится к самосовершенствованию. |
Отношение к природе | Природа – это храм, требует уважения, преклонения. | Природа – не храм, а мастерская, порядочный химик лучше обычного поэта… |
Отношение к искусству, к любви | Искусство – вечно, к нему относятся с почтением, возвышают. Любовь – это таинство, светлое чувство. | Искусство наживать деньги…Любовь – это гниль, романтизм, чепуха. |
Отношение к дворянству | Дворяне – основа высшего света общества, образованные, культурные, грамотные, именно они представляют собой цвет государства. | Дворяне «отставные люди», их песенка спета, от них толку никакого. |
Отношение к нигилистам | Без принципов могут жить только болваны, пустые люди, а теперь и нигилисты. | Всё отрицать, всё разпрушить, а строить – это уже не их дело. |
- Рефлексия.
Итоги: установили ли герои истину? А была ли у них цель – установить истину? Или просто устроить на пустом месте спор? Чего не хватило обеим сторонам, чтобы противоположная сторона их услышала? На чьей стороне автор?
Заполнение таблицы, которую начинали заполнять в начале урока: что удалось в уроке, выяснили ли суть конфликта между героями, что не удалось, если да, то почему.
Задание на дом: Чью точку зрения – Базарова или Кирсанова – вы разделяете и почему – небольшое сочинение в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект "Базаров и Одинцова" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Опорный конспект окажет помощь при подготовке к урокам по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"....
Опорная схема для анализа эпизода "Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (урок литературы в 10 кл. по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Одним из самых интересных моментов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", безусловно, является спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, который выявляет полярность их мировоззрений, жизненн...
Разработка урока по теме: Евгений Васильевич Базаров (роман И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Цель данного урока: обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно...
Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Извечное желание писателя разобраться в том, что происходит в стране,присузе И.С.Тургеневу. Противопоставление двух мировоззрений, двух политических направлений - отражено в романе....
Урок литературы в 10 классе по теме: «Кто такой Евгений Базаров?» Подготовка к сочинению. ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Урок литературы строится на основе скрайбинга. Участвуя в обсуждении по ходу урока, ученики делают наброски, схемы к предлагаемым заданиям....
Методическая разработка открытого урока по теме "Базаров -нигилист?" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Технологическая карта открытого урока подготовлена для студентов 1 курса. Урок проводился в рамках методической недели, с целью обощения опыта работы и изучения различных методик проведения уроков. Ст...
Урок по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова»
Данная разработка урока может быть использована на уроках литературы в 10 классе...