Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" | 440 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок - дискуссия
Полемика (греч. polemos война) - острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу. БСЭ Дискуссия (от лат. discussio рассмотрение, исследование) -обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе
Актуально использовать такие уроки: если произведение изначально задумано автором как полемическая проблема; если публикация произведения вызвало в современной критике различные интерпретации; если основным композиционным приемом произведения является антитеза
Дискуссия предполагает: более глубокое, качественное усвоение литературного произведения; развитие у учащихся умения четко формулировать свою позицию; логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на текст;
развитие логического и критического мышления; приобретение умений и навыков ведения дискуссии с оппонентом; формирование терпимости к различным взглядам; умение рассматривать проблему с разных позиций;
методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку; формирование коммуникативных навыков: грамотной монологической речи, способности слушать оппонента, выражать собственное мнение, формулировать вопросы; закрепление навыков поведения в ролевых играх
Алгоритм ведения дискуссии (техника аквариума) постановка проблемы (исходит от учителя); деление класса на группы; выбор представителя от каждой группы, который представляет позицию группы классу; группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения; представители группы собираются отдельно, чтобы высказать позицию группы классу;
после представления своих позиций представителями участники групп могут задавать им вопросы для уточнения; представители могут взять тайм-аут для обсуждения с группой; аквариумное обсуждение проблемы между представителями заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения; далее проводится критический разбор всем классом (обмен мнениями, вопросы друг другу); возможна работа аналитической группы и группы экспертов
+ техники аквариума: делается упор на самом процессе представления точки зрения, ее аргументации; включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении; итог дискуссии - рефлексия
Цели урока: 1.Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чём своеобразие их оценок (Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени») 2.Определить и обосновать своё отношение к Базарову 3.Формировать дискуссионную культуру учащихся.
Предварительное домашнее задание: коллективное: законспектировать фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени», посвященные образу Базарова; индивидуальное : посмотреть по разным словарям этимологию и значение слов «полемика», «дискуссия»; значение слов «оригинал», «пародия»; посмотреть художественный фильм «Ошибка Базарова» (2008г.), режиссер Дуня Смирнова
Оригинал-1.То же что подлинник. О.портрета. О.статьи. 2.Непохожий на других, своеобразный человек, чудак (разг.). Большой о. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой Пародия – 1.Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П.на стихотворение.2.перен.Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура на что-н. Жалкая п. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
Для обсуждения группам предлагаются: Различные выдержки из статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени»
Вопросы для обсуждения: 1.Какие из суждений оказались для вас неожиданными? 2.Кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию? 3.Докажите, чья точка зрения вам ближе, с кем их критиков вы согласны или нет. Почему?
«...карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура злостная» М.А.Антонович «…показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.» И.С.Тургенев
Анализ дискуссии (слово экспертам) План анализа: Назвать обсуждаемую проблему. Показана ли представителем группы значимость проблемы. Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой группы. Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.) Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.
Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь. Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали. Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало). Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения.
Сделаем выводы: 1.Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению о тургеневском герое? Почему? 2.Мой ответ критику… 3.Базаров оригинал, потому что… 4.Базаров пародия, потому что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Онегин - герой романа А.С. Пушкина.
Презентация содержит в себе материал о главном герое романа А.С Пушкина Евгении Онегине....
10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.
Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...
Урок литературы в 10 классе по теме "Музыка как герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Урок литературы в 10 классе с использованием Интернет-ресурсов. музыкальных фрагментов....
Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни".
Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни"....
Урок-дебаты "Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?"
В романе «Отцы и дети» Тургенев одним из первых в русской литературе создал образ героя своего времени – разночинца, демократа с новым типом мышления и воспроизвел ситуацию, сложившуюся в общест...
Открытый урок в 10 классе «Литературный суд над главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым».
Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения ...
Урок-суд "Литературный суд над Г. А. Печориным - главным героем романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Урок-суд над Г.А. Печориным - главным героем романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...
- Мне нравится (1)