планы уроков в 10 кл.ВСШ Отцы и дети учитель Седова Н.П
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме
планы уроков в 10 кл.ВСШ Отцы и дети учитель Седова Н.П
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazarov.doc | 24 КБ |
bazarov_i_roditeli.doc | 21.5 КБ |
biografii_i_socialno-psihologicheskiy_oblik.doc | 32.5 КБ |
osobennosti_izobrazheniya_lyubvi_v_romane.doc | 24 КБ |
sistematizaciya_i_proverka_znaniy_uchashchihsya.doc | 30.5 КБ |
tema_uroka_otcy_i_deti.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Базаров в системе действующих лиц. Черты личности
Базарова».
Цели: знать типическое, конкретно-историческое и общечеловеческое
значение образа Базарова,
выявлять основную проблематику произведения,
составлять план к образу героя.
Ход урока.
- Повторение и обобщение знаний.
1.Каков смысл названия романа?
2.В чем смысл конфликта между «отцами и детьми»?
3.На чью сторону в спорах становится автор?
- Комментированное чтение сцены смерти Базарова и эпилога.
Вопросы
1 «Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг». Что дало основание для такого вывода Писареву?
2.Тургенев писал: «Смерть Базарова должна была положить последнюю черту на его трагическую фигуру». В чем трагизм Базарова?
3.Какие чувства вызывает последняя встреча с Базаровым?
- Споры вокруг романа «Отцы и дети». Учебник стр.99-105
- Подготовка к сочинению. Обобщающая беседа
Вопросы
1.В чем сущность нигилизма Базарова? (что отрицает?)
2.Можно ли сказать, что кроме отрицания ничего нет?
(Для чего отрицает?)
3.Как относятся к Базарову простые люди? А он к ним?
4.Какие взгляды высказывает Базаров на искусство, природу, любовь к женщине?
5.В чем Базаров противопоставлен Кирсановым и Одинцовой?
6.Что во взглядах и поведении Базарова мы можем принять и что должны отвергнуть как чуждое для нас?
7.Тургенев о своем герое: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей…
Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот; и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером…
Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель,- потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…
…Если читатель не полюбил Базарова, этого героя, эту умницу, я буду виноват.»
- Составление плана к образу Базарова.
- Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.
Предварительный просмотр:
Тема урока « Базаров и его родители. Три поколения Кирсановых»
Цели: уметь выявлять основную проблематику произведения;
создавать устное сочинение-рассуждение проблемного характера.
Ход урока.
- Повторение и обобщение знаний. Вопросы:
1.Любовь в жизни Павла Петровича и Базарова.Что общего, в чем различие?
2.Заканчивается ли спор Павла Петровича с Базаровым в 10 главе только теоретически?
- Сообщение темы и целей урока.
- Работа по теме урока.
Выборочное чтение гл. 20-26
Беседа. Вопросы:
1.Что представляют собой родители Базарова?
2.Найдите черты сходства и различия между родителями Аркадия и Базарова.
3.Как относится Базаров к своим родителям?
4.Зачем понадобилась Тургеневу дуэль? (для развенчания пустоты элегантного дворянского рыцарства)
5.Как складываются отношения Базарова с Аркадием?
6.Почему они прощаются навсегда?
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Составить план к образу Базарова.
Предварительный просмотр:
Тема урока «Биографии и социально-психологический облик дворян Кирсановых и разночинца Базарова. Политические и эстетические разногласия героев».
Цели: знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведении;
выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе
действующих лиц с целью осознания авторской позиции;
создавать устную сравнительную характеристику героев.
Ход урока.
- Повторение изученного. Беседа
- Что мы узнали о Базарове?
- Как происходит знакомство Павла Петровича и Базарова? Почему7
- Какие взаимоотношения складываются между ними?
- Сообщение темы и целей урока.
- Работа по теме урока.
Самостоятельная работа с текстом романа по индивидуальным
карточкам.
- Коллективное обсуждение. Вопросы:
1.В чем сущность первого столкновения аристократа с нигилистом?
2.Каковы взгляды Базарова на науку и искусство? Что в них верно и что неверно?
3.С чего начинается спор в 10гл.?
4. О чем спорят Павел Петрович и Базаров и почему этот спор задевает обоих?
5.В чем слабость позиций Павла Петровича?
6.О чем же в целом ведут спор Павел Петрович и Базаров?
(Это спор о будущем России, какой она станет, какие люди поведут ее в будущее)
- Составление таблицы (выписать цитаты)
Павел Петрович | Базаров |
1. об аристократах | 1. об аристократах |
2. о нигилистах | 2. о нигилистах |
3. о народе | 3. о народе |
4. об искусстве | |
VI. Домашняя работа. «Отцы и дети» главы 7,9, 14-19.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Особенности изображения любви в романе».
Цели: уметь выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе действующих лиц;
понимать авторскую позицию;
обосновывать свою оценку прочитанного
Ход урока.
- Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
- Повторение и обобщение знаний, беседа:
1.Нравится ли вам Базаров?
2.О чем он спорит с Павлом Петровичем?
3.В чем прав Базаров?
4.В чем он ошибается?
5.Кто побеждает в этом споре?
- Работа по теме урока (выборочное чтение романа, индивидуальные карточки-задания различной степени сложности в зависимости от способностей каждого учащегося)
Беседа с учащимися:
1.Как ведет себя Базаров с Одинцовой?
2.Почему Аркадию «в тот день пришлось не переставать
удивляться?»
3.Каковы были взгляды Базарова на любовь к женщине до
встречи с Одинцовой?
4.Как характеризует Базарова его отношение к Одинцовой?
5.Что же обнаружила проверка любовью? Унижает или возвышает
автор Базарова в любви?
6.Не напоминает ли кого Одинцова и история отношений к ней
Базарова?
7.В чем принципиальное отличие Павла Петровича и Базарова в
любви?
- Выводы:
Общее: сила чувства, героиня, отвергающая героя, трагический
характер любви.
Различие: Павел Петрович все поставил на карту любви.
Базаров признает, что женское общество приятно.
но надо уйти из этого общества, т.к. у него более важное
предназначение.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Читать главы 20-26 романа «Отцы и дети»
Учебник стр. 97-99
Предварительный просмотр:
Тема урока «Систематизация и проверка знаний учащихся»
Цель: проверка прочности знаний учащихся,
ликвидация пробелов в знаниях,
помощь учащимся в приобретении навыков написания сочинения.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие. Объявление порядка действий во время зачета.
- Коллективная работа с учащимися. Литературная викторина по пройденной теме.
Вопросы
1.Как называлось первое произведение Тургенева?
2.Что явилось предлогом и истинной причиной ареста и ссылки
И.С. Тургенева в село Спасское?
3.назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии
«Записки охотника»
4.В каком произведении Тургенев особенно ярко отобразил черты
своей матери-помещицы?
5.Кто из персонажей произведений Тургенева « вступается за
крестьян», но, «говоря с ними…морщится и нюхает одеколон»?
6. В каком произведении Тургенева один из персонажей дает
другому такую характеристику: «Ваш брат, дворянин, дальше
благородного смирения или благородного кипения дойти не
может, а это пустяки…
Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный
барич…»?
7.У кого из героев Тургенева « на письменном столе…находится
серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» как
единственная связь его с родиной?
8.Кто послужил Тургеневу основным прототипом для образа
Базарова?
Знаешь ли ты персонажей романа «Отцы и дети»?
Чей это портрет?
- «…боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, не злой
русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль».
- «…барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и
клетчатых панталонах…мы видим его в мае месяце 1859 года,
уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего,как и некогда он сам, звание кандидата».
- «…человек высокого роста, длинном балахоне с кистями…
обнаженная красная рука…ленивый, но мужественный голос»,
лицо «длинное и худое, с широким лбом…»
- «…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют,
модный низенький галстук и лаковые полусапожки…
На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные
седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро…»
- «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в
черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила
его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий.»
- «…высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами
и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук
нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца».
- «…кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой
пестрой кофточке».
- Дифференцированная работа с учащимися
1.собеседование с сильными учащимися;
2.работа по карточкам различной степени сложности для учащихся со средними способностями.
3.работа по карточкам-заданиям со слабыми учащимися ( с
использованием карточек-информаторов, текстов произведения)
4.Индивидуальная работа с каждым учащимся.
5. Выставление оценок за работу.
Заболевшие учащиеся, пришедшие на зачет с детьми, беременные могут
сдавать зачет в щадящем режиме: по частям или письменно.
Предварительный просмотр:
Тема урока « Отцы и дети». Острота и многоплановость конфликта разночинца и дворян в романе».
Цели: знать характерные особенности русской жизни середины 19 века;
изобразительно-выразительные средства языка произведения;
уметь выявлять основную проблематику произведения;
выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе
действующих лиц с целью осознания авторской позиции.
Ход урока
I Опрос:
1. Что влияло на формирование мировоззрения Тургенева в детские годы?
2. Почему Тургенев порвал с журналом «Современник»?
II Объяснение нового материала
1.История создания романа.
2.Смысл заглавия, социальный конфликт, положенный в основу.
III Комментированное чтение 1-6 гл.
БЕСЕДА:
1.О чем говорит дата, которую дает Тургенев в начале романа?
2. Что узнает читатель из 1 главы о Николае Петровиче?
3.Какие черты характера Базарова раскрываются через его портретную
характеристику во 2 главе?
4.Что дает диалог между Николаем Петровичем и Аркадием из 3 главы
для их характеристики?
5.Значение пейзажа в этой главе.
6. Как происходит знакомство Павла Петровича и Базарова? Почему?
7.Кто такой нигилист?
8. В чем сущность первого столкновения аристократа с нигилистом?
9. Каковы взгляды Базарова на науку и искусство? (гл.6) Что в них
верно и что неверно?
IV.Самостоятельная работа. Выписать цитаты из гл.6
V. Подведение итогов урока
VI.Домашнее задание: гл. 7-9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.
Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...
Презентация к уроку по роману Тургенева "Отцы и дети"
Презентация поможет учителю в проведении урока по теме " Одинцова и Базаров"...
План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
План-конспект урока литературы...
План-конспект урока литературы по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Урок с применением технологии критического мышления...
Развёрнутые планы сочинений по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Данный материал поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Здесь представлены планы к темам: "Согласны ли вы с мнением критика Д.И...
Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...