10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :

  1. Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оценок:

 (Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени»)

  1. Определить и обосновать свое отношение к Базарову.
  2. Формировать дискуссионную культуру учащихся.            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?

Открытый урок в 10 классе в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы «Методика построения современного урока литературы»

Ноябрь 2011 год

                                                           Учитель высшей кв.

                                                           категории лицея №395

                                                          Красносельского р-на

                                                          г. Санкт-Петербурга

                                                         Карпенко М.Е.

                                                                       

Цели урока:

  1. Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оценок:

 (Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени»)

  1. Определить и обосновать свое отношение к Базарову.
  2. Формировать дискуссионную культуру учащихся.            

Задачи урока:

1. Образовательные:

-  познакомить учащихся с различными точками зрения на образ Базарова  критиков 19в;

- выяснить, в чем своеобразие их оценок;

- совершенствовать работу с текстом критических статей;

2.Воспитательные:

- формировать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности;

- формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей;

3.Развивающие:

- формирование и развитие дискуссионной культуры учащихся;

-  развитие мыслительных способностей учащихся;

                                        Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. (3 минуты)

В романе «Отцы и дети» Тургенев одним из первых в русской литературе создал образ героя своего времени – разночинца, демократа с новым типом мышления  и воспроизвел ситуацию, сложившуюся в общественной жизни России того времени: ситуацию смены поколений, столкновения старого и нового – нового мировоззрения, получившего название нигилизм.

Именно поэтому роман вызвал у современников неподдельный интерес и самые разные отклики. Первыми отзывами стали статьи известных критиков, представителей молодого поколения – М.А.Антоновича и Д.И.Писарева, которые, несмотря на общность мировоззрения, по-разному восприняли роман, воспроизведенные в нем общественные типы, в частности, образ Базарова.

Поэтому сегодня тема нашего урока звучит так: «Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?» (1 слайд)

- А что такое полемика? (Спор, дискуссия)

Так вот у нас сегодня урок-дискуссия.

Давайте обратимся к этимологии слов: полемика и дискуссия.

(Ответы подготовленных учеников) (2 мин.)

(1  слайд)

  Задача нашей дискуссии  - разобраться в оценках образа Базарова известных русских критиков 19в.: Писарева, Страхова и Антоновича.

Подумать, на чьей вы стороне, и определить свое отношение к главному герою романа. (2 слайд- цели урока)

Итак, говоря словами П.П.Кирсанова : «Господин Базаров, собственно, что такое?» (Ответы учеников)

2. Для того, чтобы идти дальше, давайте подумаем над значением слов  оригинал и пародия .

Попытайтесь сформулировать и записать свое определение этих слов. (Пишут 2-3 мин. Спросить 2-3 человека)  2 мин.

3. Словарная работа.

Сверим ваши определения с определениями, которые дают нам словари  (Ожегов, Даль, современный словарь)

(3 ученика) 2 мин.

Эти определения помогут вам в сегодняшней работе на уроке.

(Слайд3 )

Оригинал - -а, м. 1.То же, что подлинник. О. портрета. О. статьи.

2. Непохожий на других, своеобразный человек, чудак (разг.). Большой о.

Пародия - -и, ж. 1.Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П. на стихотворение.

  1. перен. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура (во 2 знач.) на что-н. Жалкая п.

                                                         (Словарь С.И.Ожегова)

Как мы видим, у каждого  слова 2 значения. И сегодня, при разговоре о Базарове, они нам понадобятся.

4. Работа в группах. 10 минут

Мы продолжаем наш урок.

Сегодня мы работаем в группах. Перед вами на столах выдержки из статей Писарева, Страхова и Антоновича (см. приложение №1), тезисные планы этих статей, с ними вы работали дома, только что созданные вами и выписанные из словарей определения.  ( Слайд 4) 

Ваша задача поработать  с этим материалом:

1. Какие из суждений оказались для вас неожиданными?

2.Выявить, кто  из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию?

3. Доказать, чья точка зрения вам ближе, с кем из критиков вы согласны или нет. Почему?

Для ответа используйте цитаты из статей критиков и сам текст романа.  Подборка языковых клише поможет вам выстроить грамотный ответ.

На эту работу вам дается 10 минут, затем мы выслушаем по одному представителю от группы, который представит вашу точку зрения.

Помимо 3 рабочих групп у нас работает 4 специальная группа.

Их задача – проработать весь материал, предназначенный для рабочих групп,  и подготовить вопросы по материалу.

Я напоминаю вам, что сегодня у нас не просто урок, а урок-дискуссия, который строится по определенным правилам.

Кроме групп, у нас работают 3 независимых эксперта.

 Мы приглашаем занять свои места экспертов. Они будут оценивать выступления представителей, работу групп по определенному плану.

     Мы дадим им слово в конце урока.

Начинаем работу.

5.Выступления. 7 минут

Итак, мы приглашаем представителей групп занять свои места.

Напоминаю, регламент выступления 1,5 – 2 минуты.

Задача остальных – внимательно выслушать доводы каждой из групп, возможно, делать какие-либо пометки и быть готовыми в конце выступления всех представителей задавать вопросы и высказывать свое мнение по поводу услышанного. Можно передавать свои вопросы в письменной форме.

Выступление представителей от каждой группы. (См. приложение №4)

Слово представляется представителю группы № 1___________________

Слово представляется представителю группы № 2___________________

Слово представляется представителю группы № 3___________________

6.Переходим к обсуждению представленных выступлений. 7минут

- Итак, есть ли у вас вопросы к кому-либо из представителей?

Напоминаю, что при затруднении представитель может взять тайм-аут для обсуждения вопроса с группой.

(Вопросы и ответы)

- Представители могут занять свои места в группах.

- Кто еще хочет высказать свое мнение по данной проблематике, задать друг другу вопросы?

( 2 высказывания)

- Слово предоставляется группе, готовившей вопросы.

Пожалуйста, какие вопросы вы бы хотели задать работающим группам.

7. Обращение к фильму «Ошибка Базарова» (2008г.)

 Сегодня мы услышали мнения критиков: Антоновича, Писарева, Страхова, -  оценили их точки зрения, а теперь я предлагаю вам еще один взгляд на Базарова современного режиссера Авдотьи Смирновой в ее фильме «Ошибка Базарова».

(Слайд 5)

- Как вы думаете, кого увидела в Базарове А.Смирнова – оригинал или пародию? Докажите. 3мин.

- Почему фильм называется «Ошибка Базарова»?

8. Работа экспертов. 2 минуты (См. приложение №3)

Весь урок у нас работали 3 эксперта. Они оценивали и анализировали работу групп, выступления представителей от каждой группы. Слово предоставляется ___________________________.

Мы услышали сегодня разные точки зрения критиков, ваши мнения, вопросы по поводу главного героя романа Тургенева «Отцы и дети». Надеюсь, Базаров не перестал быть для вас живым и сложным характером, а взгляды Писарева, Антоновича и Страхова помогли вам утвердить свое мнение, выработать собственную позицию.

Ее вы изложите письменно. Вам предлагается 4 вопроса на выбор, на один из них надо ответить.

9.Письменная работа 7 минут

Вопросы на выбор: (слайд 6)

1.Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению о тургеневском герое? Почему?

2.Мой ответ критику ………………….

3. Базаров оригинал, потому что …………

4. Базаров пародия, потому что ………………

Итак. Наш урок подошел к концу. Всем спасибо. Оценки за урок……………

Домашнее задание:

1.Закончить письменную работу, начатую на уроке.

2. Прочитать статью учебника о жизни и деятельности И.А.Гончарова, сделать хронологическую таблицу.

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1 группа.

М.А.Антонович. «Асмодей нашего времени».  « Главное действующее лицо… есть Евгений Васильевич Базаров, медик, юноша умный, прилежный, знающий свое дело, самоуверенный до дерзости, но глупый, любящий кутеж и крепкие напитки, проникнутый самыми дикими понятиями… Сердца у него вовсе нет…О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь, более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…»

Д.И.Писарев. «Базаров» « Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр романа…

Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким....

…у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое.»

Н.Н.Страхов. «И.С.Тургенев. «Отцы и дети».  «Он (Базаров) не есть существо ненавистное, отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигура величава и привлекательна. …Базаров – теоретик; он человек странный, односторонне-резкий; он проповедует необыкновенные вещи; он поступает эксцентрически; он школьник, в котором вместе с глубокою искренностью сочетается самое грубое ломанье;…он человек, чуждый жизни, то есть он сам чуждается жизни. …Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно»

Вопросы к 1 группе:

- Что объединяет противоположные по мысли высказывания Писарева и Антоновича? Чем от них отличается позиция Страхова?

- Достоевский говорил о беспокойстве и тоске Базарова как о признаке великого сердца;

Антонович считал, что у героя сердца нет вовсе. С чьей точкой зрения вы согласны, почему?

2 группа

М.А.Антонович. «Асмодей нашего времени».  «Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он так же ненавидит»

 

Д.И.Писарев. «Базаров».  « Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов. Люди, окружающие Базарова, ничтожны в умственном отношении и никаким образом не могут расшевелить его, поэтому он и молчит, или говорит отрывочные афоризмы, или обрывает начатый спор, чувствуя его смешную бесполезность. Базаров не важничает перед другими, не считает себя гениальным человеком, непонятным для своих современников…, он просто принужден смотреть на своих знакомых сверху вниз, потому что эти знакомые приходятся ему по колено; что же ему делать? … Не прикидываться же ребенком, чтобы делить с ребятами их недозрелые мысленки?»

Н.Н.Страхов. «И.С.Тургенев. «Отцы и дети».  «Те, которые думают, что ради умышленного осуждения Базарова автор противопоставляет ему какое-нибудь из лиц, например, Павла Петровича, или Аркадия, или Одинцову, - странно ошибаются. Все эти лица ничтожны рядом с Базаровым. И, однако же, жизнь их, человеческий элемент их чувств – не ничтожны. Какое богатство  человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни…»

Вопросы к 2 группе:

                                                 

- Почему одинок Базаров?

 3 группа

М.А.Антонович. «Асмодей нашего времени».   « По-видимому,  г.Тургенев хотел изобразить в своем герое, как говорится, демоническую или байроническую натуру,… но, с другой стороны, он придал ему черты, по которым эта натура кажется самою дюжинною, или даже пошлою, по крайней мере, весьма далекою от демонизма. И от этого выходит не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура злостная.»

Д.И.Писарев. «Базаров»  « Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр романа. Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя.»

Н.Н.Страхов. «И.С.Тургенев. «Отцы и дети».   «…Базаров головою выше всех других лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий, поклоняемый, уважаемый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что-то, что в целом стоит выше Базарова. …это высшее – не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет.»

                                       

                                           

Вопросы к 3 группе:

- Какие новые для вас взгляды на Базарова были представлены в отрывках из статей Писарева, Антоновича и Страхова?

  Примерные вопросы, которые можно задать группам:

1.Почему так много мнений о Базарове?

3.Для Тургенева   герой  идеал или  антиидеал?

4.Думал  ли Тургенев, что Базаров станет загадкой и для следующих поколений?

5.Кому легче понять Базарова: его современникам или людям нашего времени?

6. Какие мнения критиков показались вам  наиболее интересными?

7 . Какие мнения критиков показались вам  наиболее спорными?

8.Что значит: «…………………………………………………….»?

9.Возможно ли существование Базаровых сегодня?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Предварительное домашнее задание:

  1. Коллективное:

- законспектировать фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени», посвященные образу Базарова.

2.Индивидуальное:

- посмотреть по разным словарям этимологию и значение слов «полемика», «дискуссия»;

-  посмотреть по разным словарям  значение слов «оригинал», «пародия»;

- посмотреть художественный фильм «Ошибка Базарова» (2008г.), режиссер Авдотья Смирнова.

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Анализ дискуссии.

( План для экспертов)

  1. Назвать обсуждаемую проблему.

  1. Показана ли представителем группы значимость проблемы.

  1. Насколько  ясно и логично был представлен ответ от каждой группы.
  2. Была ли опора на текст? Каким образом?  (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода  и т.д.)

  1. Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.

  1. Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь.

  1. Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали.

  1. Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало).

  1. Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения.

                                           ПРИЛОЖЕНИЕ №4

                        1 группа: примерный  ответ

Неожиданным для нас было мнение критика М.А.Антоновича.

Оценка критика интересна, но мы не совсем согласны с его утверждением о том, что Базаров «…глупый, любящий кутеж и крепкие напитки».

 Текст романа говорит нам как раз таки об обратном. «Самоуверенность и ум» выражает лицо Базарова в портрете, который дает нам автор во 2 главе романа.

 Глупый человек не смог бы одержать верх в споре с П.П. Кирсановым по таким серьезным вопросам как:

- о русском народе;

- о принципах и вере;

- об аристократах;

- об общественном строе.

На глупого человека вряд ли смогла обратить внимание и заинтересоваться им такая умная женщина как Одинцова. А философские размышления в эпизоде «Под стогом»? Здесь Базаров предстает перед нами не только самоуверенным нигилистом, но и философом.

Поэтому в данном вопросе нам гораздо ближе точка зрения Писарева, который говорит, что «Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа».

Также можно поспорить с Антоновичем о нравственных качествах героя.

Базаров, будучи циничным на словах, в душе человек нравственный.

А перед лицом смерти вообще проявляются лучшие качества Базарова: нежность и забота о родителях, скрытая за внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой, жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти.

В том, что «он (Базаров) систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью», Антоновича оспаривает Страхов: «Он (Базаров) не есть существо ненавистное, отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигура величава и привлекательна.»

А уж о ненависти к родителям и говорить не приходится. На прямой ответ Аркадия:

- Любишь ли ты своих родителей?

Базаров отвечает : «Люблю, Аркадий».

Если говорить о холодном сердце, то и здесь можно поспорить с Антоновичем. А как же любовь к Одинцовой, к родителям, чувство дружбы к Аркадию? Базарову тяжело расставаться с ним, и нежных слов на прощание он не говорит не потому, что их у него нет, а потому что «это уже романтизм, брат Аркадий».

Ну и уж никак нельзя назвать Базарова ужасным существом, дьяволом и асмодеем.

Прав был Писарев, говоря, что «Тургенев оправдал и оценил своего героя по достоинству». Базаров вышел из всех жизненных испытаний «чистым и крепким.»

Созвучна Писареву и позиция Страхова в том, что Базаров живет «глубоко и сильно». Эти критики нашли в образе Базарова, конечно же, оригинал, а вот Антонович – пародию. С ним мы не можем согласиться.

Примерный ответ группы №2

Неожиданным для нас оказались суждения всех 3 критиков. Нам кажется, что Базаров вовсе не «ядовитое существо», как его называет Антонович, и он не презирает своего друга, а имеет к нему расположение, вспомним сцену прощания Базарова с Аркадием: «…есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться». Эта фраза говорит не о презрении, а о глубоком задушевном чувстве, о боли расставания с другом.

Да и последователей своих (Ситникова и Кукшину) он не ненавидит, а скорее презирает: «Ситниковы нам необходимы. …мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!..»

     Если говорить о высказывании Писарева, то здесь неожиданным для нас было высказывание, что «люди, окружающие Базарова, ничтожны в умственном отношении».

Нельзя отказать в уме ни братьям Кирсановым, ни Аркадию, ни Одинцовой. А если и смотрит Базаров на своих знакомых сверху вниз, то это из-за своей чрезмерной самоуверенности, нетерпимости к противоположным мнениям, своего сильного характера.

Также вызывает сомнение высказывание Страхова о том, что «все эти лица (П.П, Аркадий, Одинцова) ничтожны рядом с Базаровым».

П.П.-  человек с сильным характером, яркая личность, горд и самолюбив, не поддаются чужому влиянию и умеет подчинить себе других. Этим он очень похож на Базарова. Поэтому они и спорят, и терпеть друг друга не могут, потому что они друг друга стоят.

Одинцова также личность сильная, незаурядная, умная, под стать самому Базарову. Она на голову выше окружающих по развитию и миропониманию.

Да и Аркадий на протяжении романа приобретает свое мнение и перестает слепо верить Базарову. «Ты бог. А олух уж не я ли?» А однажды их спор дошел чуть ли не до драки (эпизод «Под стогом»)

Но с дальнейшим высказыванием Страхова можно согласиться: «И, однако же, жизнь их, человеческий элемент их чувств – не ничтожны. Какое богатство  человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни…»

Если говорить об оригинале и пародии, то Базаров, несомненно, оригинал, а пародией можно считать «олуха» Ситникова и  «эмансипе»Кукшину, нахватавшихся поверхностных взглядов и усвоивших самые внешние, второстепенные и отнюдь не лучшие черты нигилизма. Эти фигуры, можно сказать, оттеняют своей ничтожностью масштаб личности Базарова, но одновременно показывают и все слабые его стороны.

Примерный ответ группы №3

Трудно согласиться с Антоновичем в том, что Базаров – натура демоническая, асмодей, дьявол, злой дух. Как мы видим в конце романа, зла Базаров не причинил никому, а только самому себе, а это никак не соотносится с демонизмом. Базаров не смог ничего и никого разрушить, а вот по поводу самого себя у него возникли сомнения. А ведь демоны не занимаются саморазрушением.

Вызывает сомнение и знак равенства, который ставит Антонович между натурою демонической и байронической. Сильную, яркую личность, находящуюся в трагическом поединке со своей судьбой, своими взглядами, с обществом нельзя назвать демоном, дюжинною, пошлою натурой. Сам автор в романе говорит, что «в пошлости никто не упрекнул бы Базарова». Да и с дюжинною натурой тоже можно поспорить. Базаров – один из самых ярких героев русской литературы. На протяжении всего романа он проявляет цельность своей натуры, силу воли и чувство собственного достоинства. А это говорит о сильном, настоящем характере - оригинале, а не о злостной карикатуре – пародии.

Писарев достойно отвечает своим мнением о Базарове Антоновичу:

« Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр романа. Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя.»

Нельзя не согласиться и с позицией Страхова:

«…Базаров головою выше всех других лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий, поклоняемый, уважаемый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что-то, что в целом стоит выше Базарова. …это высшее – не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет.»

 Сама жизнь, действительно, оказалась выше Базарова. Жизнь, законы которой он не захотел понять и принять. Она нанесла ему в финале романа ответный удар. Она не простила Базарову его  узкого практического рационализма.

Но испытание смертью герой выдерживает достойно, он очищается от всего наносного, показывает лучшие свои качества, внушая к себе глубокое уважение.

И уж, конечно,  ни о какой пародии здесь на может идти речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...

Урок-дебаты "Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?"

В романе «Отцы и дети» Тургенев одним из первых в русской литературе создал образ героя своего времени – разночинца, демократа с новым типом мышления  и воспроизвел ситуацию, сложившуюся в общест...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме : «Особенности композиции романа «Герой нашего времени».

laquo;Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая ...


 

Комментарии

Данный урок разработан в одной из интересных форм проведения современного урока-дискуссии.